Искусственное мясо и еда как лекарство: что мы будем есть в следующем десятилетии
Мода на здоровое питание, новые технологии и кое-что о пользе мух: постоянный гастрономический обозреватель Forbes Life заглядывает в будущее и разбирается, каким будет следующее десятилетие в мире гастрономии
На пороге 20-е. Кажется, еще ни одно десятилетие не казалось столь противоречивым, амбициозным и волнующим: в ближайшие десять лет в мире должно произойти все и сразу —электромобили-беспилотники лишат таксистов заработка, а водителей — внимательности; технический директор Google прогнозирует приход сингулярности. Это значит, что технологии рванут вперед с такой скоростью, что люди смогут лишь наблюдать за процессами, не имея реальных рычагов вмешательства. В Долине продолжают грезить об искусственном интеллекте, а зануды из Boston Dynamics создавать роботов-собачек — вполне может статься, что они заменят велосипедистов с квадратными рюкзаками, доставляющих еду к вам в офис.
В этом дивном новом мире интересно посмотреть, что будет с едой.
Food tech
Самые заметные изменения, связанные с едой, происходят в поле логистики. Велосипеды с электродвигателями, трехколесные мопеды и электросамокаты, развозящие еду, в 2019 году замелькали по всей Москве. Следующий шаг — дарк маркеты. Мы все пользовались Утконосом и Instamart, но теперь на рынке появляются более мелкие и быстрые игроки: от Яндекс-доставки до Самоката. 15 минут и пакет чипсов или пачка вареников путешествует к заказчику домой — за это время едва ли возможно даже разогреть духовку. Кажется, в следующем десятилетии сервисы могут взять на себя большую часть нашей продуктовой корзины. С другой стороны, в интервью основателя Delivery Club звучало заявление, что через 5 лет никто уже не будет готовить себе еду дома, разве что в качестве развлекательного действия. Что же, Яндекс-Шеф и другие сервисы по доставке ингредиентов для приготовления так и не стали хитом. И мало что указывает на их будущую популярность в 20-х.
Магазины никуда не исчезнут, но вот людей в них точно будет меньше. Amazon Go, Accel Robotics и другие проекты ритейла, работающие на стыке big data и IA, появляются как грибы после дождя. Тем временем в Нью-Йорке открылась кофейня Bandit без касс. Оплату принимают через мобильное приложение.
Food
Самый большой тренд в продуктах питания связан с растительными альтернативами молочным продуктам и мясом. И американский Forbes, и аналитики-визионеры из Долины Rethink X, и данные 4-х крупнейших служб доставки США, и даже итоговые отчеты русских медиа ставят овощи и растительную пищу на первое место, говоря о трендах в питании.
В 2010-х мы наблюдали за появлением компаний, чьим ключевым продуктом была котлета с сосиской, которая на выходе в IPO была оценена в $3 млрд, — речь идет о Beyond Meat. В следующем году мы скорее всего увидим похожий сценарий с Impossible Food, которая в новом раунде привлекает $200 млн, после чего ее оценка составит $4 млрд. В 2023 году Future Meat Technologies выводит на рынок мясо, выращенное в биореакторе, цена которого сможет конкурировать с традиционным продуктом. Сейчас и российские и американские компании печатают мясо в космосе на 3D-принтерах, появляются производители халяльных свиных сосисок из растительного белка.