«Инвестклимат в России определяется ФСБ»: Сергей Гуриев о новом правительстве и «конституционном самоперевороте»
Экономист Сергей Гуриев в разговоре с Forbes дал оценку новому составу правительства, реформе Конституции, а также назвал главную проблему российской экономики сегодня
Экономист Сергей Гуриев прокомментировал Forbes последние изменения в правительстве России и поправки в Конституцию. По его мнению, новое правительство может улучшить инвестклимат, но сейчас в России он в большей степени зависит от правоохранительных органов, ФСБ и Кремля. Гуриев дал несколько советов новому кабинету министров. Среди них —изучить программу Навального, отменить контрсанкции и перестать тратить деньги на пропаганду.
Как вы оцениваете новое правительство и распределение полномочий в нем? Сейчас, к примеру, первый вице-премьер Андрей Белоусов не курирует министерство финансов.
В правительстве традиционно силен финансовый блок. И то, что Антон Силуанов больше не является первым вице-премьером, должно было быть как-то компенсировано. Именно этим я объясняю тот факт, что Андрей Белоусов не стал сверхмогущественным вице-премьером.
Белоусов запомнился несколькими инициативами, которые не понравились бизнес-сообществу. К примеру, он предложил изъять полтриллиона доходов у отдельных компаний для выполнения майского указа. В связи с этим вопрос — его назначение первым вице-премьером, который курирует экономический блок, — какой сигнал для бизнеса?
Инвестклимат в России определяется не экономическим блоком правительства, а ФСБ. Для российских и иностранных инвесторов важнее не ставки налогов или регулирование, а аресты и силовой отъем активов. К сожалению, на своей предыдущей должности Андрей Рэмович [Белоусов], по слухам, не помог Майклу Калви и его партнерам остаться на свободе. Возможно, что это неправда. Но и громких заявлений о недопустимости того, что произошло, мы от помощника президента по экономике не услышали.
С другой стороны, насколько я понимаю, ни у кого нет сомнений в том, что Андрей Белоусов — человек честный и порядочный. И никто не ожидает, что вдруг выяснится, что у него есть какие-то необъяснимые сверхдоходы. Какие бы у него ни были странные идеи, инвесторы знают, что это не потому, что он хочет заработать на новый дворец.
Вполне возможно, что он в новом качестве сможет сделать гораздо больше для реализации нацпроектов и повышения роли государства в экономике. Но это вопросы второго порядка по сравнению с разгулом коррупции и всевластием так называемых «правоохранительных органов» — а с этим он ничего сделать не сможет.
В новом составе правительства есть люди, которые заняли высокие посты, перескочив несколько ступеней в государственной иерархии. Можно ли говорить о том, что это правительство — временное?
То, что премьер-министр привел в команду людей, с которыми много работал, — это нормально. Потому что у него огромная повестка дня, ему нужно реализовать нацпроекты, то, что правительство Медведева не смогло сделать. И для этого ему нужны люди, на которых он может положиться.