«ИИ может злиться и скучать»: Давид Ян о доме с эмоциональным ИИ и сервисе Yva, предсказывающем увольнения сотрудников
Главное из разговора основателя ABBYY и ещё нескольких компаний с Саматом Галимовым в подкасте «Запуск завтра».
Про идею анализа поведения сотрудников и систему Yva
Давид Ян запустил сервис в 2017 году: сначала он назывался Findo и был нужен для планирования задач на основе электронных писем. «Мы начинали с того, что хотели решить проблему, когда знаешь, что у тебя есть документ, но не можешь его найти», — пояснил Ян. Findo помогал 160 тысячам пользователей.
Постепенно клиенты начали интересоваться, распознаёт ли система позитивные и негативные письма, напоминает ли о задачах. Когда разработчики взялись за эту идею, обнаружили, что уже есть рынок таких сервисов — объёмом миллиарды долларов.
Так Findo превратилась в Yva — систему для анализа поведения сотрудников. С её помощью можно понять, когда сотрудник выгорит, захочет уволиться или будет готов к повышению, насколько он вовлечён в работу и продуктивен.
Мы вдруг поняли, что обратная связь и ассистент не просто напоминают о забытой задаче, но и помогают сотруднику стать эффективнее: измерить лидерские качества, удовлетворённость, качество управления.
Оказывается, это многомиллиардный бизнес. Он называется employee experience platforms. Только на пальцах одной руки можно насчитать миллиардные компании. Но мы поняли и другое: все эти компании очень old fashioned. Они в основном используют активную аналитику — опросы, — чтобы понять, что происходят с сотрудниками, как-то помогать им улучшаться.
Мир ушёл вперёд. Нельзя ли эти опросы снабдить объективной аналитикой того, как на самом деле люди работают? Не спрашивать о том, как вы работаете, а на самом деле смотреть, чем отличается сильный продавец от слабого продавца, сильный управленец от слабого. Этот орешек мы хотели вскрыть. Давид Ян
Как устроена Yva и что умеет
В Yva убеждены: в корпоративных коммуникациях лежит понимание, кто сильный управленец или продавец и наоборот, отстранённый человек или токсичный менеджер. Инструмент, с помощью которого можно расшифровать эту информацию, Ян сравнивает с магическим кристаллом и сканером МРТ.
- Yva сочетает пассивную и активную аналитику. В пассивной алгоритмы анализируют переписку сотрудников по электронной почте, в Slack и других рабочих сервисах. Система смотрит за тем, кому человек отвечает, когда, какие эмодзи ставит.
- Активная аналитика — это опросы для сотрудников.
- Есть две панели (дашборда): руководителя и сотрудника. Руководитель видит тепловую карту организации и может открыть любое подразделение, на следующем уровне будет карта его сотрудников.
- Каждый сотрудник видит свою карту: когда работал более вовлечёно, а когда выгорал. Также в личном кабинете есть анонимные рекомендации коллег: чего они ожидают, что у сотрудника получается хорошо, а что не очень.
- Опросы Yva проводит по коллегам, с которыми сотрудник сотрудничает в последнее время. Система знает, над чем они работают и были ли между ними разногласия. «Она задаёт правильные вопросы правильным людям про правильных людей».
Yva собирает и анализирует информацию о каждом сотруднике только с его согласия и предоставляет данные в первую очередь ему самому. У системы несколько уровней приватности:
- Сотрудник не разрешает анализировать свои данные вообще.
- Разрешает частичный анализ, чтобы участвовать в активной обратной связи. Система может задавать «правильные вопросы про правильных людей», но не имеет права считать уровень выгорания, длину рабочего дня.
- Сотрудник разрешает смотреть содержание переписки для поиска семантических сигналов, таких как похвала, позитив, негатив, постановка задач. Система делает пометки «здесь есть задача», «здесь есть похвала», «здесь есть позитив», «здесь есть негатив», а после этого удаляет содержание переписки из своей базы данных.
По словам основателя Yva, большинство сотрудников, которые работают с системой, разрешают ей проводить самый глубокий анализ данных. Ян утверждает: сотрудникам очень важны рекомендации коллег насчёт того, чтобы стать лучше. Поэтому они выбирают самую глубокую аналитику.