Королевская лихорадка
Где альтернативы Fortnite и PUBG?
Прошлый год в игровой индустрии стал годом жанра «королевской битвы». И хотя предпосылки к такой популярности battle royale наблюдались и раньше, по-настоящему всё началось именно 23 марта 2017 года, когда в ранний доступ вышла PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS.
В считанные дни PUBG в пух и прах разнесла «старичков» из топа популярности Steam. Немало тому способствовали вольные создатели контента – хозяева каналов на Twitch и YouTube, – и вскоре королевская лихорадка накрыла даже владельцев консолей.
Но однозначное лидерство в новом исключительно популярном жанре PUBG удержать не удалось: у творения Брендана Грина и корейской студии BlueHole появился минимум один весьма сильный и опасный конкурент – Fortnite Battle Royale. Вдобавок рынок быстро заполонили standalone-поделки на скорую руку; не заставили себя ждать и режимы «королевской битвы» в уже существующих мультиплеерных проектах.
Почему «королевские битвы» вдруг стали столь популярны? Как массовая культура сформировала этот жанр? Есть ли достойные альтернативы PUBG и Fortnite?
В этом мы и будем сегодня разбираться.
Battle Royale: истоки
Моментом зарождения жанра можно считать 1999 год, когда вышел роман Косюна Таками «Королевская битва». По сюжету правительство вымышленного государства в рамках «программы безопасности» каждый год отправляет на необитаемый остров тысячи обычных школьников. Группы разбиваются по классам, каждая игра длится три дня, а участников награждают ошейниками со взрывчаткой и под дулами автоматов вынуждают избавляться от одноклассников, пока не останется последний выживший. Решил отсидеться в безопасности? Лишился головы. Включил пацифиста и с другими умниками начал ломать систему? Всей компании «срывает башню». Оказался в запретной зоне? Плохие новости...
Предварительно бедолагам вручают рюкзаки со случайным снаряжением и оружием, а в процессе «игры» участники регулярно получают информацию о запретных зонах и последних погибших. Чувствуете, откуда у «Голодных игр» ноги растут?
Экранизация «Королевской битвы»увидела свет в 2000 году и со временем обрела статус культовой картины, тем более что одну из главных ролей исполнил знаменитый Такэси Китано. Если вы ещё не добрались до этой яркой представительницы японского кинематографа, однозначно рекомендую. Она, кстати, входит в число любимых фильмов Квентина Тарантино.
Трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз «Голодные игры» (первый роман вышел в 2008 году) стала важным шагом не только в становлении жанра подростковых антиутопий, но и в дальнейшей популяризации формата «королевской битвы». В том числе в видеоиграх, потому что виртуальные сражения до последнего выжившего начались, как ни странно... в Minecraft. Кубическая песочница первой обзавелась модификацией Hunger Games (она же Survival Games): в ней игроки оказываются на карте, по которой разбросаны припасы, броня и оружие, и бьются друг с другом насмерть.
Брендан Грин – мастер королевских битв
Пользователь под ником PlayerUnknown, он же Брендан Грин, на момент создания PUBG успел прославиться как именитый модостроитель, который приложил руку к DayZ: Battle Royale на базе ArmA 2 (и впоследствии перенёс свою модификацию на ArmA III), а также консультировал разработчиков из Sony Online Entertainment (ныне Daybreak) при создании режима King of the Kill для H1Z1.
Масштабные карты, усеянные ключевыми точками, поселениями, а также случайно разбросанным оружием, боеприпасами и прочим лутом, стали авторской находкой ирландского разработчика и в итоге переехали в PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS.
После выхода King of the Kill корейская компания Bluehole предложила Брендану Грину создать новую королевскую битву и разработать её по всем авторским канонам. Сотня игроков, вокруг которых постоянно сужается безопасная зона, уазики, сковородки, хардкорная баллистика – неясно, как именно Грин составил эту формулу, но она заработала.
За год проект PUBG Corporation (подразделения Bluehole) и Брендана Грина превратился из очередной игры в раннем доступе в главный феномен индустрии последних лет. PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS побила все мыслимые рекорды онлайна, достигнув показателя в три миллиона одновременно активных игроков, и стала одной из самых продаваемых игр в Steam, разойдясь тиражом в 30 с лишком миллионов копий – только в 2017 году это принесло издателям больше семисот миллионов долларов. На какое-то время PUBG даже свергла League of Legends с трона самой популярной игры на Twitch, а потом она вышла из раннего доступа в Steam и выстрелила по продажам на Xbox One, несмотря на многочисленные технические недочеты.
Спад популярности PUBG впервые отметили лишь в начале 2018-го – и то скорее не спад, а остановку роста показателей онлайна. Так о себе дали знать конкуренты, вдохновлённые успехом Грина и компании, – Epic Games. В сентябре 2017-го знаменитые разработчики представили «королевский» режим battle royale для своей кооперативной строительной зомби-выживалки – Fortnite, – и, в отличие от издателей PUBG, сделали его бесплатным.
План-перехват
Сорок пять миллионов игроков, более трёх миллионов одновременно играющих пользователей, самая популярная игра на Twitch и YouTube с февраля 2018-го – всё это уже не про PUBG, а про Fortnite Battle Royale. Условно-бесплатная альтернатива PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS, где можно вдобавок разрушать и отстраивать окружение, вышла в топ ещё быстрее своей главной конкурентки.