Еще больше советов от профессионалов

Игромания

Спецматериалы

Как основать инди-компанию, часть вторая и третья

Еще больше советов от профессионалов

В беседе участвовали:

Ярослав Кравцов, днем продюсер на Armored Warfare в Mail.Ru Group, ночью продюсер на SMASH BASH в инди-команде. Из выпущенных проектов: Message Quest, Skyforge, Allods Online.

Алексей Давыдов, Managing Director Flazm Interactive Entertainment, UAB.

Айрат Закиров, CTO, Ice-Pick Lodge.

Андрей Арутюнян, сооснователь и биздев студии Ellada Games. Проект Niffelheim.

Мария Кочакова, Narrative designer & Indie-developer в Royal Troupe.

В заключительной части материала про формирование инди-компании продолжаем выяснять у представителей и основателей некоторых инди-студий преимущества и минусы работы в индустрии. Кроме того, речь пойдет об одной из важнейших составляющих любого бизнеса, будь он для души или только ради извлечения прибыли. Инвестиции, мотивация, харизма, знание юриспруденции, чувство юмора – все это поможет, но ничего не заработает, если вы один, а вокруг нет людей, готовых вкладывать в игру силы, время и талант. Исключение – если вы человек-оркестр, способный взять на себя все возможные роли. Вот почему эта статья написана рекрутером, главный секрет – в людях!

Сергей Волков, Head of GameDev Practice в Spice IT Recruitment, узнал у представителей и основателей некоторых инди-студий о том, как найти стоящую команду, как распределить роли внутри и справиться с обманами и текучкой.

Об отсутствии методов рационального мышления

Бытует (возможно, правдивое) мнение, что в корпорациях скучно и уныло, все порастает мхом определенности и цифр, нет простора для творчества и креатива. Не будем никого разубеждать. Поклонников и адептов и этой, и противоположной точки зрения хватает.

Айрат Закиров: Кто-то получает удовольствие от устроенности и уверенности в завтрашнем дне, а кто-то ждет бури как возможности. Кто-то молод, а кто-то уже не очень и обзавелся детьми. Кто-то консерватор, а кто-то демократ. Мне кажется, что тут сказывается природный фактор, проявляющийся и в других областях. Есть массив людей, сохраняющих стабильность системы, а есть небольшое количество, которое раздергивает ее и ищет новые пути. И те и другие важны.

А вот шанс удостовериться самому, кто есть кто, есть всегда и у каждого. Стоит просто поработать над интересным душевным проектом, может быть, даже на волонтерской основе. И сразу станет ясно, готовы вы к созданию инди-студии или просто притворяетесь.

Ярослав Кравцов: На мой взгляд, у любого разработчика, сидящего на долгосрочном проекте, должны быть короткие пет-проекты, которые помогут ему не закиснуть. Очень легко потерять ориентиры, когда все время видишь только что-то одно. Есть риск начать переоценивать важность своей работы, потому что перестаешь видеть, что твой основной проект – песчинка в море игр.

К тому же это очень славно, когда можно позволить себе делать игры для души. Ведь все мы пришли в геймдев ради таких игр и часто втайне недовольны тем, что занимаемся играми как бизнесом.

Некоторые боятся, что пет-проекты могут мешать основной работе. А я вот скажу из своего опыта, что они, наоборот, помогают. Можно какие-то решения опробовать в маленьких прототипах для себя, а затем перенести их в большой проект. А можно, научившись делать маленькие душевные игры, перенести этот опыт в большую разработку и делать коммерческий продукт, которым можно гордиться.

Андрей Арутюнян: Инди-студия – такой же бизнес, как и любой другой, с большим риском, но и с большей свободой действий. Любые творческие порывы ограничат бюджет, тем не менее инди-студии зачастую берутся за идеи, которые не могут себе позволить большие студии в силу риска не угадать.

Фил Фиш (Fez) – яркий пример того, что порой необходимо отвлекаться от разработки «главной игры своей жизни»

О неизбежности взросления

Вы наверняка думаете, что для создания игры важна только душа. Деньги вам не нужны совсем, а в квартире родителей на мамином борще вы вполне в состоянии создать инди-шедевр. К сожалению, реальная жизнь жестока и сурова.

Вариант №1. Если рациональное мышление у вас было раньше.

Алексей Давыдов: Выживаете как можете – это отлично подходит к большинству случаев. Первый проект финансировался на заработанные и отложенные 3000 долларов. Дальше проекты финансировались уже за счет предыдущих. Главное, когда ты инди, – не складывать все яйца в одну корзину.

Вариант №2. Найти инвестора и отложить покупку яхты.

Ярослав Кравцов: По опыту скажу, что копить бесполезно. Потому что нельзя просто взять и сделать игру на отведенный заранее бюджет, особенно если раньше вы таким не занимались и бюджет собран впритык. И это довольно неприятно, когда деньги кончились, а проект в разобранном состоянии. Искать профильного инвестора – это правильно. Задача первого проекта – не заработать на яхту, а набраться опыта, встать на ноги и склеить команду. Но я тут пока так себе советчик, в данный момент сам в поисках инвестиций.

Вариант №3. Помните, что, как и в играх-выживариумах, вам важно не умереть с голоду!

Алексей Давыдов: Отличный совет – иметь несколько источников небольшого, но длинного пассивного дохода. Такие «ручейки» позволяют не умереть от жажды в засушливые периоды. Ну, или можно просто не уходить с работы, пока не увидишь первый репорт от Steam с четырьмя-пятью нулями.

Вариант №4. Найти свой путь. Он ведь один, и с него не свернуть.

Мария Кочакова: Инвесторов мы искали, потом поняли, где прокололись, и больше не ищем. Копить заранее тоже глупо. Проще выделить часть месячного бюджета на игру – когда-то больше потратиться, когда-то меньше. И все всегда фиксировать! Каждую трату.

На практике это выглядит так: художница нарисовала пачку промо и говорит, что это стоит 2 рубля. Плачу два рубля, все довольны. «Звукач» написал трек для трейлера, говорит, что это ничего не стоит, но ему бы микрофон поменять, а он стоит 5 рублей. Скидываю «звукачу» на микрофон. Программист говорит – мне пока деньги не нужны, но я не хочу за спасибо работать. Говорю, ладно, давай в месяц положим тебе 3 рубля, будем их считать, а после релиза я тебе всю сумму выплачу разом. Вот как-то так.

Niffelheim должна стать, как говорят сами братья-создатели, Андрей и Эдуард Арутюняны, «серьезной ролевой игрой для мальчишек»

Немного о скучном

Программные продукты стоит выбирать вдумчиво, исходя из целей и задач проекта, из того, с чем вам и всей команде будет удобно и комфортно работать. А принцип выбора движка еще проще: смотрите, где сейчас работает Олег Придюк, – тот движок и берете!

Есть два пути: можно установить преимущественно бесплатные программы и приложения или пользоваться тем, что стоит приличных денег, но отвечает неким внутренним принципам команды.

Алексей Давыдов: Инди вынуждены экономить, это правда. Но есть профессиональные инструменты, и экономить на них – значит, снижать качество продукта. Когда мы занимались веб-проектами, у нас в студии были лицензионные Flash, Photoshop и Flash Builder. Сейчас у нас PRO-версия Unity3D и еще с полдюжины подписок на разные сервисы.

Андрей Арутюнян: Unity, Spine 2D, NGUI. Все, что может помочь ускорить реализацию проекта и улучшить его.

Ярослав Кравцов: Система контроля версий – бесплатный BitBucket для проекта и Dropbox для артовых сорцов. Документация – бесплатный Google Sites. Движок – бесплатный Unity или бесплатный Defold. Таскооборот – бесплатный Trello или Hacknplan. Общение команды – бесплатный Skype или Slack. Для старта ничего хитрого не надо.

Мария Кочакова: Зачем лишние траты? Лучше на контент деньги пустить или на промо. Так что у нас Skype, Google Docs, Trello. Платим мы, получается, только за SVN. Даже движки бесплатные берем. Ибо воистину.

Маркус Перссон (Minecraft) справился с ролью «вождя» на ура

О раздвоении личности, предпринимательстве, музах и самом главном

Каждый специалист знает, что бизнес – это большие возможности, но и немаленькие опасности. О том, что будет завтра, не знает никто. Предсказать, как поведет себя тот или иной продукт на рынке, очень сложно. Поэтому так важно на берегу понять, стоит ли игра свеч и готовы ли вы идти на жертвы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Sekiro: Shadows Die Twice Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice. Хокку о смерти

Игромания
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Моя история Моя история

«Декларация прав и обязанностей дилетанта»

Дилетант
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Покупаем бэушное авто: как понять, что мотор жрет масло Покупаем бэушное авто: как понять, что мотор жрет масло

По каким признакам пронять, что автомобиль расходует много моторного масла?

ТехИнсайдер
Эксперимент Таскиги: одна из самых жестоких медицинских программ в истории человечества Эксперимент Таскиги: одна из самых жестоких медицинских программ в истории человечества

Проект Таскиги стал одним из самых жестоких случаев медицинского расизма

ТехИнсайдер
Соловецкое чудо Соловецкое чудо

Едем в Соловки плутать в лабиринтах и постигать русский дзен

Лиза
«Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви «Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви

«Претенденты»: чего не хватило этой истории о любовном треугольнике на корте

Forbes
Зеленые технологии спасут мир: как GreenTech помогает избавить планету от мусора Зеленые технологии спасут мир: как GreenTech помогает избавить планету от мусора

GreenTech – не новомодное слово, а отрасль, которая сегодня спасает природу

ТехИнсайдер
Бум внутри периметра: можно ли удвоить долю фондового рынка в российской экономике Бум внутри периметра: можно ли удвоить долю фондового рынка в российской экономике

Быстрый рост фондового рынка возможен, считает главный экономист «Эксперта РА»

Forbes
Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6 будит самые приятные воспоминания

4x4 Club
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях

Все о проверке стартера: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Удивительная история! Как корабль «Аделла Шорс» нашли спустя 115 лет после таинственного исчезновения Удивительная история! Как корабль «Аделла Шорс» нашли спустя 115 лет после таинственного исчезновения

Что случилось с американским судном, которое исчезло вместе с экипажем в 1909?

ТехИнсайдер
«Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород «Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород

Собаки пользуются мимикой не только с человеком, но и для общения друг с другом

ТехИнсайдер
Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade

Escalade до сих пор остаётся одним из самых неоднозначных автомобилей

4x4 Club
Открыть в приложении