Концепция, которую применяют саудиты, не нова, её придумали ещё в 19 веке

VC.RUДизайн

Идея линейного города, который за $200 млрд строит Саудовская Аравия: в чём её смысл и почему это уже было в Волгограде

Концепция, которую применяют саудиты, не нова, её придумали ещё в 19 веке. Однако в мире есть только один крупный город по ней, и он в России.

Александр Крагжда

Концепция линейного города

Концепция линейных городов появилась в 19 веке. Её автором был испанский инженер и философ Артур Сориа-и-Мата. В 1871 году в Мадриде появился первый конный трамвай, и инженер с двумя партнёрами захотели соединить вокзалы и рынки трамвайными линиями.

Лицензию они получили в 1876 году. В 1878-м они основали компанию Tranvía de Estaciones y Mercados, а уже в 1880-м построили и запустили часть линий.

 

1280
Артуро Сориа-и-Мата и план окружного линейного города в окрестностях Мадрида. V.Filipov 2017

Сориа-и-Мата регулярно посещал линии и заметил, что вокруг станций появляется жильё, хотя для жизни там не было никаких удобств. У этих трущоб был только один плюс – доступ к общественному транспорту. Инженер решил, что если провести в эти районы воду, построить парки и торговые точки, то такой вид расселения может быть успешным. В 1883 году он опубликовал концепцию линейного города.

Автор предлагал построить весь город вокруг основного транспортного маршрута. Главную дорогу пересекали бы небольшие перпендикулярные улицы, а на пересечениях разместились бы крупные кварталы с домами, коммерческими и общественными зданиями.

1280
План Линейного города Сориа-и-Мата. Revisto Architectura

С 1893 года Сориа-и-Мата начал строительство линейного города с пригородов Мадрида. Он хотел построить жилые зоны вокруг линии трамвая, которая связывала бы Мадрид с несколькими населенными пунктами в окрестностях. В поисках инвесторов он разместил объявления в газетах и основал Compañía Madrileña de Urbanización (CMU) — Мадридская компания по урбанизации.

Она скупила земли и в 1894 году начала строительство. По плану Cория-и-Мата, город должен был растянуться на 55 км. Главную улицу вдоль трамвайных путей каждые 300 метров пересекали поперечные улицы шириной в 15 метров и протяженностью по 200 метров в обе стороны.

Получались кварталы, которые делились на участки размерами 20х20 метров или более. Большие участки выходили на центральную магистраль, средние — на поперечные улицы, малые — на тыльные. Чем ближе к главной улице — тем дороже должны были стоить дома.

1280
Кварталы города Сориа-и-Мата. Revisto Architectura

Большие участки плохо продавались, поэтому в 1898 году из-за неудач ширину кварталов уменьшили до 100 метров. Но земли в новом городе всё равно не пользовались популярностью. Сориа-и-Мата несколько раз просил правительство Мадрида субсидировать строительство, но получал отказы. Компания приносила в основном убытки.

Из планируемых 55 км CMU построила только пять. После смерти инженера компанией и строительством занимались его сыновья, но успехов не добились. Уже в 1930-х годах город присоединили к Мадриду.

Попытки реализации в мире

Линейный город хотели построить в Чили. С 1910-х по 1930-е годы архитекторы разработали план реконструкции многих городов страны, в том числе столицы Сантьяго. Так власти Чили хотели расселить сельские районы. Однако они не реализовали эти идеи по политическим и экономическим причинам.

В 1909-1919 годах архитектор Майло Хастингс в США предложил концепцию «города-сада», где дома размещались вдоль U-образных дорог или в некоторых случаях просто по обе стороны от шоссе. Другой американской линейной утопией была опубликованная в 1910 году книга Эдгара Чамблесса Roadtown. Он предложил построить вдоль транспортной линии одну линию трёхэтажных домов.

1280
Сетч Чамблесса. The Independent

В 1940-х годах швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье с коллегами представил концепцию «Линейно-промышленного города», более близкую к философии Сориа-и-Мата. По их плану, в поселении должно было быть три типа транспорта — водный, автомобильный и железнодорожный.

Они предлагали сохранить всю территорию вокруг трёх основных путей в первозданном виде и разместить предприятия по одну сторону трассы. В ином случае, по мнению архитекторов, движение постоянно нарушалось бы.

Перевалочные пункты Ле Корбюзье с коллегами расположили так, чтобы способствовать передвижению и хранению грузов, — сырье удобно поступало на производство, а затем готовая продукция покидала завод по связанным с ним транспортным путям.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Московский оборотень: история первого советского маньяка, который ненавидел богачей Московский оборотень: история первого советского маньяка, который ненавидел богачей

Первым серийным убийцей в СССР стал Василий Комаров, убивший 29 человек

VOICE
«У нас дочь и замок в Англии, но мы не женаты»: как относятся к браку в Европе «У нас дочь и замок в Англии, но мы не женаты»: как относятся к браку в Европе

Что в Европе думают о замужестве?

Cosmopolitan
Все танцы только о любви: мир и театр Пины Бауш Все танцы только о любви: мир и театр Пины Бауш

Почему имя немецкого хореографа Пины Бауш уже не раз перевернуло мир искусства

РБК
Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви

Ласковые прозвища возникают не просто так

VOICE
Репрограммирование клеток частично восстановило сердце мышей после инфаркта Репрограммирование клеток частично восстановило сердце мышей после инфаркта

Ученые помогли мышам отрастить сердечную мышцу после инфаркта

N+1
Актер. Иван Янковский Актер. Иван Янковский

Как внук Олега Янковского на глазах превращается в актера Ивана Янковского

GQ
«Знай: я люблю тебя всегда»: последние слова жертв теракта 11 сентября 2001-го «Знай: я люблю тебя всегда»: последние слова жертв теракта 11 сентября 2001-го

Линия 11.09.2001: слова погибших, которые пытались попрощаться с близкими

Cosmopolitan
Как не сойти с ума в водовороте хаоса? Меняться Как не сойти с ума в водовороте хаоса? Меняться

Почему сегодня так важно не стоять на месте

GQ
Фальсификатор будущего: как не попасться на новую манипуляцию мужчин Фальсификатор будущего: как не попасться на новую манипуляцию мужчин

Что может быть прекраснее, чем обсуждение совместных планов на будущее?

Cosmopolitan
«Муж и его любовница хотят свести меня с ума»: как я стала жертвой газлайтинга «Муж и его любовница хотят свести меня с ума»: как я стала жертвой газлайтинга

Из-за действий мужа и его любовницы она оказалась на грани суицида

Cosmopolitan
Революция роботов: как происходит роботизация Японии Революция роботов: как происходит роботизация Японии

Роботы-консьержи и роботы-водители, продавцы, уборщики и учителя

Вокруг света
Французский акцент Французский акцент

Интерьер, где переплелись авангардное искусство и французский классицизм

SALON-Interior
Открой личико! Самые эффектные маски народов мира Открой личико! Самые эффектные маски народов мира

Маски народов мира

Вокруг света
Пинг на орбите: как космический интернет сплотит, а затем разъединит человечество Пинг на орбите: как космический интернет сплотит, а затем разъединит человечество

Развитие коммуникаций – неизменный спутник прогресса

Популярная механика
Бешенство: как защитить себя от смертельно опасной болезни Бешенство: как защитить себя от смертельно опасной болезни

Самую важная информация о бешенстве

РБК
Не сошлись кошельками: почему деньги в России — главная причина разводов Не сошлись кошельками: почему деньги в России — главная причина разводов

Главная причина разводов в России — бедность. Что стоит за этой формулировкой?

Cosmopolitan
Право голоса Право голоса

Почему кино взяло курс на дайверсити?

Vogue
Остывший фронтир. Почему власти не удается заманить людей на Дальний Восток Остывший фронтир. Почему власти не удается заманить людей на Дальний Восток

Возможно ли спасти Дальний Восток от вымирания?

СНОБ
Бытовая магия: как привлечь удачу и деньги в дом? Бытовая магия: как привлечь удачу и деньги в дом?

Что нужно сделать, чтобы привлечь богатство и денежную удачу

VOICE
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
«Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном «Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном

Жительница Австралии Элли Хенсли родилась без вагины

Cosmopolitan
Потерять килограммы, но не растерять друзей Потерять килограммы, но не растерять друзей

Начав худеть, многие удивляются, что ряды друзей изрядно поредели

Здоровье
Как выбрать монитор для компьютера и наслаждаться «картинкой» Как выбрать монитор для компьютера и наслаждаться «картинкой»

Хороший монитор не обязательно должен стоить дорого

CHIP
Предсказать будущее на 8 секунд Предсказать будущее на 8 секунд

Российский дата-сайнтист решал важную задачу в индустрии автономного вождения

Популярная механика
Николай Блохин: Николай Блохин:

Художник Николай Блохин — о творческом становлении, картинах и успехе

Караван историй
Польские археологи раскопали в славянском поселении редкую серебряную фигурку Польские археологи раскопали в славянском поселении редкую серебряную фигурку

Польские археологи провели раскопки раннесредневекового славянского поселения

N+1
«Ищу пожилого мужчину — наставника и мужа». Планы 16-летней Эвелины «Ищу пожилого мужчину — наставника и мужа». Планы 16-летней Эвелины

Прагматизм подрастающего поколения подчас ставит в тупик не только родителей

СНОБ
7 новых книг о психологии для тех, кто хочет лучше узнать себя 7 новых книг о психологии для тех, кто хочет лучше узнать себя

Книжные новинки, которые ответят на самые разнообразные вопросы по психологии

Psychologies
Платье в аренду, ноутбук по подписке: кто зарабатывает на шеринг-экономике Платье в аренду, ноутбук по подписке: кто зарабатывает на шеринг-экономике

Подписка на вещи становится новым способом потребления

Inc.
Строительство дворца в Древней Корее начали с человеческих жертвоприношений Строительство дворца в Древней Корее начали с человеческих жертвоприношений

Перед строительством крупных объектов в Корее совершались жертвоприношения

N+1
Открыть в приложении