Платье в аренду, ноутбук по подписке: кто зарабатывает на шеринг-экономике
Подписка на вещи становится новым способом потребления. Ее вводят и стартапы, и крупные компании (от Ralph Lauren до IKEA). Вот несколько наиболее успешных примеров из мировой и российской практики.
Rent the Runway
Этот стартап был создан в 2009 году двумя выпускницами Гарварда. Изначально Rent the Runway предлагал арендовать дизайнерское платье для особого случая. Если вас пригласили на свадьбу, не обязательно тратить $1 тыс., — достаточно взять наряд напрокат (The New York Times назвала эту модель «Netflix от-кутюр»).
Сейчас ассортимент Rent the Runway расширился до повседневной, спортивной и офисной одежды. Можно арендовать любую понравившуюся вещь отдельно либо оформить подписку. За $100 в месяц пользователь может взять в аренду восемь предметов с сайта, пользоваться ими любое время, а потом поменять на другие. Полюбившуюся вещь можно выкупить. В подписку также входят доставка и возврат, химчистка и страховка на случай мелких повреждений одежды.
В 2019 компания достигла капитализации в $1 млрд.
Как это работает
Подписные сервисы стали появляться в последние 10–15 лет. Их можно разделить на два типа. Одни занимаются арендой: за ежемесячный платеж клиент получает в пользование вещь (обычно дорогостоящую) и может отказаться от нее, когда она перестает быть нужной. Другие делают ставку на регулярные продажи. В этом случае за фиксированную сумму пользователь постоянно приобретает продукты (еду, косметику и даже лезвия для бритвы).