«Группы смерти», жизнь в интернете и общественный диалог: каким получился фильм «Белый список»
«Группы смерти» — такое название получили сообщества в социальных сетях, причастные к подростковым суицидам по всей России. Табуированная тема, о которой не любят говорить, легла в основу фильма «Белый список». О том, как важно создать пространство для безопасного диалога с ребенком, и об умении переключаться после съемок мы поговорили с режиссером картины Алисой Хазановой.
Как я представляю, актер, для того чтобы сыграть, например, родителя, который переживает потерю ребенка, или обращается к своему опыту, или представляет, что бы почувствовал человек в такой ситуации. Правильно ли я понимаю, что он неизбежно сталкивается с негативными эмоциями? Или возможно абстрагироваться и при этом попасть в образ?
Есть разные школы актерского мастерства: то, что вы сейчас описали, называется психологической школой актерского мастерства, которая подразумевает подключение к определенному опыту. Слава Богу, это не всегда личный опыт актера, но есть такой метод, когда режиссеры просят докопаться до самого болезненного опыта, чтобы эмоции, которые потом будут на экране, совпадали с эмоциями, которые описаны в сценарии.
И, скажем так, это уже внутреннее дело актера, что именно он из себя достанет и как он это будет внутри переживать
Есть актеры, которые вообще так не делают и просто играют, и у них получается, потому что кино же не телевизор, не прямой эфир, не театр, это большая команда людей, которая работает на то, чтобы получился определенный результат. Соответственно, есть еще искусство монтажа и так далее. Поэтому тут есть нескольких составляющих, но главное — тот результат, который потом зритель получает на экране и может подключиться к увиденному эмоционально.
То есть актер дает зрителю эту эмоцию, к которой он подключается, и фильм построен таким образом, что случается эмоциональный нокаут. Но, естественно, это не всегда связано с тем, что актеры переживают, поэтому это профессия.
А режиссеру нужно включаться эмоционально во время съемочного процесса или он больше должен подходить к съемке с холодной головой?
Мне кажется, слово «нужно» вообще не стоит употреблять, потому что нет универсального рецепта, и каждый попадает куда-то своими методами. Главное — результат, который получается на экране, поэтому у режиссера должна быть общая картина в голове, и хорошо бы, если бы он знал, какие именно эмоции в какой сцене должны соответствовать его представлениям.
Это длительный процесс еще и потому, что некоторые вещи проясняются и выбираются только на монтаже. И из этого всего складывается общая история, и какой-то материал уходит, а какой-то, наоборот, проявляется во время монтажа.
Вам лично удалось во время съемки «Белого списка» как-то абстрагироваться или все-таки включилась эмоциональная составляющая?
Это очень смешанный процесс, и на самом деле, поскольку ты локомотив этого съемочного процесса, то должен постоянно контролировать то, что происходит. Но в то же время, естественно, ты живой человек, и эмоционально отключаться не всегда получается. И, например, у меня в фильме есть достаточно тяжелые сцены, которые мне было тяжело снимать — они доходили до края моих человеческих ресурсов.
Это был рубеж, когда ты просто договариваешься с собой внутренне, что сейчас не своими эмоциями занимаешься, а тем, что кино снимаешь
Если есть механизм внутреннего диалога, то, наверное, это помогает. Иначе получается, что ты себя ставишь выше, и тогда уже кино снимать не надо. Потому что когда ты занимаешься кино, то эта история всегда выше, чем ты. Самое важное то, что сейчас делает большая команда людей. И в идеале все, кто участвует в съемочном процессе, настроены на одну волну и помогают друг другу.
После съемок вам в итоге удавалось переключать эти эмоции или все-таки они влияли на общение, например, с близкими людьми?
Ты всегда переключаешься, нет другого способа. Ты обязан переключаться, и это тоже признак профессионализма. Ты всегда сочетаешь вот эти параллельные, не хочу сказать реальности, но какие-то ипостаси. Ты не можешь со своими близкими общаться с точки зрения того, что происходит у тебя на съемках, потому что это просто неправильно по отношению к ним.