Какие наши годы!
Мир меняется все быстрее – это касается даже возрастных норм. Юность продлилась до 30-35 лет, а «настоящую» старость можно будет вскоре и вовсе отменить – если справиться с общественными стереотипами. Рассказываем, как за последнее время поменялось отношение к возрастным границам, чем опасен эйджизм и при чем тут модный бизнес.
Многие люди в молодости, пока их окружают веселье и юные друзья, не могут даже представить, что когда-то они состарятся и главными их заботами станут вопросы здоровья, а поход в поликлинику превратится в едва ли не основной вид досуга. Однако легко быть молодым в 20 лет – общество одобряет и принимает твои смелые поступки, яркие образы и нетривиальные решения. Но с течением времени беззаботность и свобода действий куда-то уходят. И дело здесь не только в чисто физиологических факторах – в том, что отправиться, например, за три моря в 65 лет куда сложнее, чем в 25. Главная причина кроется в так называемом психологическом возрасте, а он, увы, на деле не столь часто отличается от физиологического.
Почему? Все просто. Человек, может, и рад бы в старости мыслить так же, как в юности, однако общество загоняет его в определенные рамки, которые свежести мышления и наслаждения жизнью не предполагают. Так, согласно исследованию 2014 года, когда ученые университетского колледжа Лондона опросили около 7500 англичан старше 52 лет, выяснилось, что треть из них регулярно сталкивалась с дискриминацией по возрасту. Эйджизм проявлялся в менее уважительном общении, худшем обслуживании в магазинах, кафе и больницах, снисходительном отношении, угрозах и притеснениях.
Общество – страшный диктатор, и оно может быть опасно в своем декларировании и навязывании эйджизма. По данным ВОЗ, пожилые люди, негативно воспринимающие старение, рискуют прожить на семь с половиной лет меньше, чем их сверстники с позитивным настроем. Впрочем, возрастные стереотипы портят жизнь не только пенсионерам. Еще в середине прошлого века 30-летняя женщина без детей и семьи воспринималась как страшная неудачница, у которой впереди лишь тоска и одиночество. На этом построена, например, драматическая история Бланш Дюбуа из пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание», которая была уверена, что еще несколько лет – и она сможет ходить на свидания лишь в полутемные рестораны, где не видно ее ужасных морщин и возмутительной старости.
Хотя можно и не отправляться так далеко – еще в конце 1990-х дела обстояли примерно тем же образом. Помните остроумную комедию «Клуб первых жен» Хью Уилсона с Бетт Мидлер, Голди Хоун, Дайаной Китон и Мэгги Смит? Там героиня Хоун, актриса Элис, была доведена до отчаяния тем, что не так молода, как раньше, и ее карьере настал конец, ведь она больше не может играть юных возлюбленных, а другие роли она для себя не рассматривает. И вот, в очередной раз надув губы у косметолога, она сидит в баре, потягивая, очевидно, лишний коктейль, и жалуется случайному собеседнику, что ей предлагают играть не молодую красотку Моник, а мать Моник. Как говорится, сцена смешная, а ситуация грустная: от человека требуется вечная молодость, хотя никто не в состоянии быть