И нашим и вашим
Мир сколько угодно может рассуждать о половом равноправии — а в России дважды в год людей будут поздравлять с гендерными праздниками. Как с этим быть?
К гендерным праздникам принято относиться снисходительно. Носки и бритвенные станки от бухгалтерии нашим дорогим защитникам, «фронтовые сто грамм», «я сам не служил, но…», корпоратив, лишний выходной, на улице каждый второй косплеит боевого офицера, по телевизору концерт военно-патриотической песни. Через две недели полярность меняется, но тон остается прежним: мимоза и чахлые гвоздики для наших милых дам, «девочки, а давайте лучше водочки», миллионы криво пожаренных мужскими руками яичниц и плохо подметенных ими же полов, корпоратив, лишний выходной, по телевизору бесконечный осенний марафон тягучих фильмов про позднюю любовь немолодых и не очень красивых людей. От всего этого, в общем, несложно и даже приятно дистанцироваться — так в свое время походы на пироги к бабушке, поначалу казавшиеся главным развлечением недели и едва ли не смыслом жизни, постепенно теряли остроту ощущений и превращались сначала в обыденность, а потом и в обременительную обязанность, с которой хочется поскорее покончить и заняться более интересными делами.
Попытки рационализировать неприятие гендерных праздников часто сводятся к тому, что их форма и содержание давно живут независимой друг от друга жизнью: в День защитника Отечества сегодня празднуется что угодно, кроме повышения обороноспособности страны (которая давно к тому же называется, выглядит и ведет себя по-другому), а что конкретно в свое время придумали отмечать Роза Люксембург и Клара Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене, навскидку вспомнят даже не все историки. С 8 Марта история вообще примечательная: нынешний формат его празднования абсолютно полярен исходной затее. Фестиваль феминизма и равноправия органически перетек в праздник снисходительного признания того, что женщина тоже человек и ей, так и быть, раз в год можно подарить мимозу и открытку с котенком, чтобы не выпендривалась.
Довод про форму и содержание в данном случае слабоват. Очень малое количество общепризнанных праздников сохраняют в этом смысле первозданное единство. Новый год — по календарным причинам, 9 Мая — по намного более серьезным. С 1 Мая ситуация уже более запутанная, но никто не воротит от него нос и не сдает купленные за полгода билеты к теплым берегам. Это, кстати, не исключительно российская история — отмечаемый 5 мая дичайшими загулами мексиканский национальный праздник Синко де Майо изначально был посвящен победе армии Игнасио