Город низких контрастов
Как мы воспринимаем окружающие нас цвета
Цвет может влиять на самочувствие человека и даже на то, как он принимает решения. Все происходит бессознательно — перемены в физическом или эмоциональном состоянии едва заметны. Этим пользуются не только маркетологи, но и урбанисты, создающие городскую среду. Вместе с культурологом и директором Лаборатории цвета СмолГУ Юлией Грибер, рассказываем, как цвет влияет на восприятие пространства города, и показываем различные цветовые решения с помощью камеры PowerShot G7 X Mark II от Canon.
Имидж — это все
В лондонском Гринвиче, промышленном районе-полуострове с дебаркадерами, доками и растущими из земли трубами, в марте 2021 года появилась инсталляция «Сотни и тысячи» художницы Лиз Вест. Вдоль пешеходной зоны парка Tide протянулись пестрые ленты стекол ярких и чистых цветов. Если смотреть сквозь них, унылые пейзажи района, который с 2016 года стараются превратить в живое и жилое пространство, выглядят как минимум забавно.
Другая работа Лиз — тоже 2021 года и тоже в Лондоне — находится в деловом квартале Кэнэри-Уорф и называется «Гимн Большому Колесу». Это два вписанных друг в друга восьмиугольника из полупрозрачных цветных стекол. По мере движения солнца они отбрасывают цветные тени на здания, скамейки, деревья и архитектурные формы. Если оказаться внутри инсталляции и смотреть сквозь нее — все вокруг окрашивается в синий, зеленый, фиолетовый и красный цвета.
Оба проекта художницу, которая исследует использование цвета в интересах жителей и локальных сообществ, пригласили сделать местные урбанисты.
По словам Юлии Грибер, цвет может использоваться, чтобы коренным образом изменить или улучшить имидж района или целого города, привлечь туда новых жителей с более высоким уровнем дохода. «Определенный район или город перекрашивают в необычные для этого места цвета, и это даже способно запустить джентрификацию — процесс ревитализации и стремительного преобразования территории», — отмечает она.
Этим довольно успешно воспользовались, например, в албанской Тиране, где возвращать жителей в постепенно пустеющий город решили с помощью покраски типовых многоэтажек — «коммунистического наследия» — в яркие цвета. Стены почти всех домов в Гуаякиле, портовом и первом по численности городе Эквадора, были выкрашены в оттенки розового, охристого и синего, чтобы привлечь туристов и снизить уровень преступности.
Разница восприятия
Попадая в среду с определенными хроматическими характеристиками, человек испытывает множество осознаваемых и неосознаваемых реакций. Скорее всего, он сможет рассказать об осознаваемых реакциях: ощущении в пространстве и возможных причинах тех или иных впечатлений. Неосознаваемые реакции, в свою очередь, не поддаются контролю, но могут фиксироваться на уровне ощущений. «Цвет влияет на самые разные модальности нашего восприятия, — отмечает Юлия Грибер. — Он способен изменить частоту и амплитуду саккад (движения зрачков глаз), моторику и постуральную устойчивость (способность удерживать баланс), восприятие времени, вкуса еды и напитков, ощущение запахов».
Считается, что эмоциональное восприятие цвета у человека обусловлено двумя факторами.
Первый — эволюционный, общий для всех людей — опирается на свойство универсальных объектов (кровь — красная, небо — синее). Ученые полагают, что такое восприятие цвета обусловлено его ролью в природе: так, темно-синий цвет связан с пассивностью, потому что человек в сумерках готовился ко сну, а желтый и красный пробуждают активность, так как это цвета рассвета.
Второй фактор — культурный. Как пишет Мишель Пастуро в книге «Синий. История цвета», «проблемы цвета отнюдь не сводятся к проблемам биологического или нейробиологического свойства. Во многом это проблемы социальные и идеологические».
Культурные факторы влияют на наше эмоциональное восприятие во многих случаях гораздо больше, чем те, что с культурой не связаны, подтверждает Грибер. По ее словам, у цвета существуют эмоциональные значения, которые люди разных национальностей понимают без перевода. «Точно так же мы узнаем эмоции по выражению лица, по мелодии музыки и тембру голоса. Это универсалии, которые удивительно точно повторяются в разных странах», — отмечает она.
При этом эмоциональные значения, связанные с цветами, в разных культурах могут отличаться. Чем выше удаленность стран друг от друга и чем заметнее разница в устройстве языка, тем менее похожими друг на друга будут ассоциации цветов и эмоций.