Голова кругом
Есть ли у сосудов мозга углы
Студия «Либо/Либо» 14 декабря выпускает подкаст «Шум в ушах», научно-медицинский детектив с элементами триллера. Он о том, что делать, если однажды в вашей голове что-то пойдет не так. Автор подкаста, Ольга Добровидова, долго выясняла, что именно пошло не так у нее, и в описании одной из своих МРТ, среди прочего, обнаружила комментарий про «аномалию виллизиевого круга». Попытка выяснить, что это значит, вылилась в отдельное мини-расследование.
Если представить, что ваша кровеносная система — это сеть дорог, то после «выезда» из сердца кровь пойдет в ваш мозг по сонным и по позвоночным артериям, как по трассам-дублерам. Это в каком-то смысле мера предосторожности: мозгу нужны максимально надежные и бесперебойные поставки кислорода и питательных веществ. А уже в основании мозга эти артерии встречаются и образуют «круговое движение» — так называемый виллизиев круг.
Эта кольцевая структура из соединяющихся сосудов нужна для того, чтобы переток из других сосудистых бассейнов мог компенсировать недостаточное кровоснабжение из-за каких-нибудь проблем в одном из них. Обычно пишут, что виллизиев круг назван по имени его первооткрывателя, британского врача и пионера неврологии сэра Томаса Уиллиса. (Русское слово виллизиев — это, конечно, от латинизации фамилии Уиллиса в Willisi.)
Смотря под каким углом
Первое, что надо знать о виллизиевом круге, — что это не вполне круг (и даже не окружность или кольцо). Вернее, глобально человечество так до конца и не определилось, можно ли считать эту структуру из артерий кругом, или же это многоугольник. То есть в Terminologia Anatomica, стандартной международной классификации анатомических терминов, никакой геометрической неопределенности нет: circulus arteriosus cerebri — это круг. Если вы носитель русского языка, то для вас все тоже довольно однозначно: единичные попытки внедрить виллизиев многоугольник найти можно, но по-хорошему это, конечно, круг, и именно так будет в случае чего написано в вашем медицинском заключении.
В Википедии есть статьи про виллизиев круг на 32 языках, и с помощью машинного перевода и иностранных друзей и коллег я изучила все эти статьи. Вот какую картину они дают: на первой кольцевой диаграмме термины в названии самой статьи, а на второй — в более полном определении этой структуры, обычно в самом начале статьи. Три языка, явно предпочитающие многоугольники, — это итальянский, турецкий и французский; последний я как раз усиленно учу.
Мысль о том, что в живом организме и тем более в его сосудистой системе можно найти какие бы то ни было углы, показалась мне одной из причуд французов. В конце концов, это люди, у которых 98 — это «четырежды-двадцать-десять-восемь», кто их знает, может быть, у них и углы в голове есть.
При этом, как пишут в своей статье румынские ученые, внутри партии многоугольника есть несколько фракций, которые не могут договориться, сколько же в этой структуре углов: шесть, семь, восемь, девять или десять.
Я неоднократно видела главное классическое изображение виллизиева круга, и мне всегда казалось, что углов там просто нет:
Врачи и студенты-медики иногда описывают виллизиев круг как «чертика», и я согласна, что вместе с сосудами он похож, особенно на схемах ради функциональности, а не красоты, на какую-то антропоморфную фигуру, — но тогда тем более не ясно, откуда в «голове» этого чертика могут быть углы.
В книге об артериях английского хирурга XIX века Ричарда Куэйна есть несколько рисунков аномальных вариантов развития круга-многоугольника, и по ним уже немного понятнее, почему сторонники углов могут быть не согласны на круг — там действительно как будто есть если не углы, то как минимум ребра?