Фотограф Евгений Шишкин — почему негативные эмоции заманчивы, но непродуктивны

РБККультура

Фотограф Евгений Шишкин — о цвете, дарящих свободу ограничениях и музе

Мы поговорили с фотографом Евгением Шишкиным, чья персональная выставка открылась в галерее Lupine, о том, почему негативные эмоции заманчивы, но непродуктивны, и как одна муза может изменить всю жизнь

756445776831641.jpg
© Мария Попова

Фотограф Евгений Шишкин обладает репутацией вдумчивого художника, снимающего обложки ведущим изданиям из мира моды. Отечественные и международные, с историей и появившиеся недавно — все они приходят за выверенным взглядом сквозь призму не цифровой, но пленочной камеры. Его герои оказываются красивы не только внешне, но и внутренне, а сам он утверждает, что «мы» гораздо важнее «я» и не раз за разговор отмечает ценность команды и слаженной ее работы. Человек с математическим прошлым, успевший поменять несколько городов и профессий, поучиться в Лондоне, а после вернуться в Россию и переехать в Москву, Евгений Шишкин, кажется, спокоен абсолютно всегда. Работы же его напротив полны эмоций. Иногда их можно не столько увидеть, сколько почувствовать. Как, например, в цикле «День цвета», которому посвящена одноименная выставка в московской галерее Lupine.

В основе выставки оказался не только цикл фотографий, но и метод — снимать каждый день, без исключений, и целую катушку пленки. Он появился сразу?

Началось все с того, что я заработался. Захотелось поделать что-то для себя, просто в удовольствие, как это было когда-то, когда я начинал фотографировать. Я любил фотографировать все — цветочки, дома, людей, небо, какие-то циновочки на столах, мне было интересно буквально все и как оно получается на фотографиях. И когда у меня появилось свободное время, я решил посвятить его формату, которым интересовался давно, но все время как-то его забрасывал, — снимать по одной катушке в день, несмотря ни на что. Не договорился с кем-то, не успел подготовиться — твои проблемы. Было несколько раз, когда я не успевал, до последнего затягивал, а еще темнеет же рано, так что один день я фотографировал просто дома раковину с краном, с бегущей водой. И из этого получилось две работы, одна вошла в выставку. В другой раз снимал заснеженные двери машин, но в основном это всегда были люди. У меня не было, как обычно это бывает при работе с изданиями и брендами, вкусового цензора.

И как ощущения?

 

Оказалось непривычно, потому что когда много лет в этом работаешь, происходит профессиональная деформация, ведь всегда берешь в расчет формат, команду и так далее, и многие решения принимаются сообща. В какой-то степени это снимает с тебя ответственность за решения, которые ты принимаешь, чтобы получилось красиво. А когда работаешь один, ты единственный, ни на кого ничего не скинешь, не попросишь. Мне было очень интересно вернуться к этому. А еще я мог делать сильно недоэкспонированные фотографии, потому что их потом не будут печатать в журнале, где есть проблемы с черными, допустим, тонами, мог делать неудачные съемки. Это было очень большой свободой. Вообще, когда все начиналось, я размышлял так: если из этого ничего не получится, ничего страшного. Так и проходил каждый день, у меня не было внутреннего давления, что именно сегодня должно получиться.

756445777468103.jpg
Мария Попова

Фэшн-фотограф должен быть cкорее командным игроком, чем героем-одиночкой, что подтверждают ваш опыт и слова. В творческих проектах может быть наоборот. Как вы пришли к методу, который в итоге оказался основой проекта? Что вам было интересно исследовать?

Когда работаешь в команде, очень часто фотография получается красивой, когда ты снимаешь максимально просто. Ведь помимо фотографического языка есть стилистический, а еще есть артистизм модели и так далее. У самой же фотографии есть огромная палитра инструментов и это отдельный язык. Мне очень нравится чистая фотография, — я имею в виду, когда манипуляции, которые с ней происходят, только косметического свойства. Потому что когда фотография превращается в коллаж или ее значительно обрабатывают, то это уже больше цифровое искусство. И, на мой взгляд, тогда фотография используется как холст, но самой фотографией быть перестает.

Как-то я баловался с мультиэкспозицией и вспомнил про фотографа по фамилии Прокудин-Горский. Он жил в Российской империи, занимался черно-белой фотографией и изобрел один из способов получения цветных снимков. Он делал три черно-белых снимка, используя синий, зеленый и красный фильтры, потом методом аддитивной печати их печатал и получал цветное изображение. У этой техники был иногда неизбежный огрех, который мог выглядеть как художественный прием, но в то время казался недостатком. Допустим, на улице в момент съемки был ветер, ветки колыхались, поэтому и на фотографии могли немного «съехать». То же происходило с облаками. Там, где кадр изменился, был цветовой сдвиг, будто глитч такой. И этот глич, он еще XIX века, до чего угодно цифрового. И я решил попробовать поработать с этим техническим огрехом как с приемом. Но так как фотография уже давно стала цветной, есть возможность делать не три кадра на черно-белой пленке, а один кадр с мультиэкспозицией цветной пленки, просто чередуя синий, зеленый и красный кадры. И когда все складывается, когда используешь все три цвета, вместе они дают обычный белый. Это просто физика света, которую мы проходим в школе. И там, где у нас идут несоответствия форм и тональностей на каждом из этих цветов, получаются цветные силуэты этих несоответствий. А вообще, в этом проекте есть два очень нехарактерных для меня момента.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
Скрытые резервы Скрытые резервы

Какие витамины действительно полезны для женского организма?

Добрые советы
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Легко и с юмором Легко и с юмором

Марина Кравец — о юности, голодных художниках и ненормативной лексике

Cosmopolitan
Почему одни люди совы, а другие жаворонки — в книге Дэвида Линдена Почему одни люди совы, а другие жаворонки — в книге Дэвида Линдена

Отрывок из книги Дэвида Линдена — что влияет на индивидуальность?

СНОБ
70 лет на сверхзвуке: как в СССР покоряли скорость звука 70 лет на сверхзвуке: как в СССР покоряли скорость звука

Когда СССР покорил скорость звука и кто был первым пилотом?

Популярная механика
20-килограммовые камни из гранита, тефлоновые подошвы и специальный лед. Что нужно знать о керлинге 20-килограммовые камни из гранита, тефлоновые подошвы и специальный лед. Что нужно знать о керлинге

Керлинг — по каким правилам играть и что для этого нужно

СНОБ
Испытания нейрочипов на людях и массовые увольнения: что происходит в Neuralink Маска Испытания нейрочипов на людях и массовые увольнения: что происходит в Neuralink Маска

За что инженеры и нейропсихологи критикуют Neuralink Илона Маска

Forbes
Бурное воображение Бурное воображение

Идеальный секс: мифы и реальность

Cosmopolitan
Гости из тайги: бурундучки и мандаринки Гости из тайги: бурундучки и мандаринки

Представьте, в 40 км от МКАД существует поселение таёжных бурундучков!

Наука и жизнь
Работа мечты Работа мечты

10 самых популярных мифов о фрилансе

Лиза
Голос разума: как Уитни Хьюстон меняла музыку и общество Голос разума: как Уитни Хьюстон меняла музыку и общество

Кого на самом деле мир лишился 11 февраля 2012 года?

Esquire
10 хороших сай-фай фильмов, которые ты скорее всего пропустил 10 хороших сай-фай фильмов, которые ты скорее всего пропустил

Подборка для самых изысканных ценителей сай-фая

Maxim
Вся наша жизнь игра: топ самых интересных настольных игр для маленькой и большой компании Вся наша жизнь игра: топ самых интересных настольных игр для маленькой и большой компании

Самые интересные и популярные настольные игры для веселых компаний последних лет

Популярная механика
Великобритания и Польша Великобритания и Польша

Что объединяет Великобританию и Польшу?

Esquire
Почему автомат Калашникова стал таким популярным? Почему автомат Калашникова стал таким популярным?

В чем секрет автомата АК-47?

Популярная механика
15 вредных ингредиентов в составе кремов, которые вредят коже 15 вредных ингредиентов в составе кремов, которые вредят коже

Иногда хватает взглянуть на состав крема или лосьона, чтобы понять — НИ ЗА ЧТО!

VOICE
Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Как Роман Абрамович влияет на художественную политику театров?

Forbes
Праматерь всех страхов: как избавиться от навязчивых мыслей о смерти Праматерь всех страхов: как избавиться от навязчивых мыслей о смерти

Почему возникают навязчивые мысли о смерти и как избавиться от страха умереть

Forbes
Между мотоциклом и горным снегоходом: что такое сноубайк по-русски Между мотоциклом и горным снегоходом: что такое сноубайк по-русски

Сноубайк – новый вид техники, который с каждым сезоном увеличивает обороты

Популярная механика
Невзаимная любовь: почему так происходит? Невзаимная любовь: почему так происходит?

У односторонней привязанности есть причины

Psychologies
Типичные Рыбы: всё, что нужно знать про этот знак зодиака Типичные Рыбы: всё, что нужно знать про этот знак зодиака

Рыбы — двенадцатый и последний знак зодиака

Cosmopolitan
Парадигма Коуза Парадигма Коуза

Фирмы-платформы берут социальную энергию, заблокированную в трансакциях обмена

Эксперт
Еще в игре Еще в игре

Старая гвардия баскетбола, невзирая на свой возраст, все еще доминирует

Men’s Health
Социологи обнаружили в России социальную апатию Социологи обнаружили в России социальную апатию

Как исследователи раскрывают феномен социальной апатии и есть ли она вообще

Эксперт
Топ-7 мест в Европе, которые все мечтают посетить Топ-7 мест в Европе, которые все мечтают посетить

Лучшие маршруты по Европе

Лиза
Как обеспечить мир и гармонию между старшими и младшими детьми Как обеспечить мир и гармонию между старшими и младшими детьми

Как подготовить старших к появлению младших и обеспечить их сосуществование

СНОБ
Красота по-советски Красота по-советски

Индустрия красоты и косметология практически не существовали на территории СССР

Forbes Woman
Открыть в приложении