Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

ForbesАвто

Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения.

Текст Кирилл Горский

В 2020 году Toyota Motor стала крупнейшим автоконцерном планеты. Доля России в ее глобальных продажах невелика — всего 1,62%, но в нашей стране эта марка и популярна, и значима: с выручкой 263,9 млрд рублей Toyota занимает восьмое место в рейтинге 50 иностранных компаний в России и входит в тройку крупнейших продавцов автомобилей. Forbes рассказывает историю легендарной компании.

На руинах железных дорог

В начале XX века Япония была одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. В стране шли быстрые реформы, росла промышленность, железнодорожная сеть покрыла всю страну, развивалась банковская сфера. Процесс плотно контролировался правительством, которое определяло стратегические направления развития отраслей, выделяло субсидии и почти по-госплановски ставило задачи промышленным группам, решая, какие направления хозяйства нужно развивать. Но до 1923 года из сферы внимания правительства страны и крупных промышленников начисто выпадал автопром: считалось, что с транспортировкой грузов справляются железнодорожные и морские перевозки, а личный транспорт — блажь, не стоящая внимания. Появлялись единичные опытные образцы машин, но до крупносерийного производства дело не доходило: к примеру, первый японский серийный автомобиль Mitsubishi Model A (копия одной из моделей FIAT) был выпущен в 22 экземплярах.

Ситуацию развернуло Великое землетрясение Канто 1923 года, в котором погибло от 140 000 до 160 000 человек — больше, чем при ядерной бомбардировке Хиросимы. Оно уничтожило не только два крупнейших города Иокогаму и Токио, но и железные дороги на берегах Токийского залива; власти обнаружили, что не в состоянии оперативно эвакуировать пострадавших, подвозить спасателей и продовольствие, а затем восстанавливать регионы.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, была принята программа автомобилизации — прежде всего с упором на грузовики и автобусы. За 1920-е годы при полной правительственной поддержке в стране появились сборочные производства Ford, GM и Chrysler. В 1930 году в Японии выпускалось уже около 20 000 автомобилей в год, и тогда императорское правительство решило, что иностранцы свое дело сделали, пора японцам стать хозяевами в своем автопроме. В 1931 году начали вводиться протекционистские меры для развития национальной автоиндустрии. Через два года, 1 сентября 1933 года, в известной своими текстильными станками компании Toyoda Loom Works открылось автомобильное подразделение.

Сына плотника Сакити Тоёду в биографиях иногда называют японским Эдисоном. На рубеже XIX и XX веков он сделал несколько прорывных изобретений. Среди них ткацкий станок, который автоматически останавливался, когда рвалась подаваемая нить, а затем полностью автоматический ткацкий станок с электроприводом. Интересно, что сформулированный им принцип дзидока — автоматической остановки работы при возникновении любых проблем на производственной линии — до сих пор является одним из столпов производственной культуры Toyota. К середине 1920-х Сакити Тоёда был совладельцем текстильных фабрик в Японии и Китае, которые объединил в компанию Toyoda Automatic Loom Works. Бизнес был построен по клановому принципу: непосредственно руководил компанией зять Сакити Ридзабуро Тоёда, а сын основателя бизнеса Киитиро изучал за рубежом инженерное дело. Ридзабуро Тоёда, возглавивший семейный бизнес после смерти в 1930 году Сакити, принял решение инвестировать деньги, полученные от продажи лицензии на производство станков, в автомобильное производство. Возглавил его, понятно, Киитиро Тоёда.

Первой разработкой Toyota (в написании компании и марки заменили одну букву, чтобы сделать произношение благозвучным) стал шестицилиндровый 3,4-литровый двигатель, скопированный с мотора Chevrolet 1929 года. Мощность и габариты мотора позволяли устанавливать его как на легковые машины для розничного рынка, так и на легкие грузовики: компания получила госзаказ на 3000 грузовых автомобилей. Оборудованные этим двигателем и выпущенные в середине 1930-х годов легковая Toyota AA и грузовая G1 позаимствовали конструкцию у Dodge и Chevrolet. К этому моменту японское правительство вытеснило американских производителей со своего рынка, и первый завод Toyota, введенный в действие в 1936 году, быстро наращивал производство. К началу Второй мировой войны Toyota Motor, ставшая в 1937 году самостоятельной компанией, уже была крупным поставщиком грузовиков для государства и армии. Помимо грузовых автомобилей, она строила амфибии и первые внедорожники собственной разработки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Гимнастика для глаз — необходимость или миф? Гимнастика для глаз — необходимость или миф?

Можно ли исправить зрение с помощью упражнений?

Reminder
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Только твое дело Только твое дело

Самозанятость: плюсы и минусы

Cosmopolitan
Счастливый грант Счастливый грант

Дарья Крошкина из Старого Оскола строит международный образовательный стартап

Forbes
7 высоковольтных фактов об электровездеходе «УАЗ-Спартан» 7 высоковольтных фактов об электровездеходе «УАЗ-Спартан»

Быстрее, круче, тяжелее!

Maxim
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Майя вернулись в город после извержения и построили из туфа пирамиду Майя вернулись в город после извержения и построили из туфа пирамиду

Извержение вулкана позитивно отразилось на социальной интеграции общества майя

N+1
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
12 честных причин никогда не встречаться с мужчиной, который намного старше тебя 12 честных причин никогда не встречаться с мужчиной, который намного старше тебя

Порой отношения с джентльменом в солидном возрасте — не очень хорошая история

VOICE
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Дворцовый переворот Дворцовый переворот

Двухсотлетний дом, где находится гостевой дом Villa 7

Seasons of life
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Принц Гарри: путь от бунтаря до примерного семьянина — и обратно! Принц Гарри: путь от бунтаря до примерного семьянина — и обратно!

Рассказываем о витиеватом жизненном пути принца Гарри

Cosmopolitan
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Как стать привлекательным работодателем для поколения Z Как стать привлекательным работодателем для поколения Z

Что привлекает молодых специалистов в работодателе?

Inc.
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Опять двойка: Водянова, Керри и другие звезды, которые плохо учились в школе Опять двойка: Водянова, Керри и другие звезды, которые плохо учились в школе

Чтобы достичь успеха в жизни, совсем не обязательно быть отличником в школе

Cosmopolitan
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
«Белые хакеры» нашли сервис массовой разблокировки iPhone — он собирает пароли и «отвязывает» технику от iCloud «Белые хакеры» нашли сервис массовой разблокировки iPhone — он собирает пароли и «отвязывает» технику от iCloud

Как мошенники взламывают краденные iPhone?

VC.RU
Боевой характер Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

Forbes
Фундамент водного мира Фундамент водного мира

Обустройство пола в санузле

Идеи Вашего Дома
Разделение сетей Разделение сетей

Forbes посчитал стоимость российских интернет-компаний и оценил продажи в Рунете

Forbes
Великий неизвестный. В поисках Сатоши Накамото Великий неизвестный. В поисках Сатоши Накамото

Создатель биткойна запустил целую революцию

Цифровой океан
Как стать святым и «именем России» Как стать святым и «именем России»

Почему Александр Невский стал главным персонажем пантеона национальных героев?

Дилетант
3 вещи, которые всегда делает любящий мужчина 3 вещи, которые всегда делает любящий мужчина

Как понять, что твой мужчина тебя действительно полюбил?

VOICE
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Как скрыть шрамы, родинки и раны: остроумные тату реальных людей Как скрыть шрамы, родинки и раны: остроумные тату реальных людей

Тату, которые не просто скрыли несовершенства, а превратили их в изюминку

Cosmopolitan
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Как отметить годовщину свадьбы, чтобы она запомнилась: 11 нескучных идей Как отметить годовщину свадьбы, чтобы она запомнилась: 11 нескучных идей

Чем можно заняться вместе с возлюбленной в годовщину ваших отношений

Playboy
Открыть в приложении