Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии

ForbesБизнес

Экспресс-трансформация: уроки пандемии

Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии: большинство компаний закрыли прошлый год с впечатляющими результатами. Участники форума «Ретейл: изменись или умри», организованного FCongress в апреле, рассказали об обратной стороне успеха и поделились планами, реализация которых заметно изменит ландшафт рынка.

Результаты совместного опроса участников рынка KPMG и FCongress фиксируют довольно позитивную картину. В самом начале пандемии продажи ретейлеров снизились, но через несколько недель наметился тренд на рост. «Его продемонстрировали те, кто оперативно перестроился к работе в новых условиях», — уточняет Георгий Патарая, руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ. Таких оказалось большинство: товарооборот увеличился у 68% компаний. Активнее всего развивался онлайн-сегмент: у 55% его представителей бизнес вырос более чем в 2 раза.

Ретейлеры отмечают, что данные не отражают масштаба вызова, с которым столкнулась индустрия. «Безусловно, гораздо проще решать проблемы роста, чем спасать свой бизнес: распускать людей, брать кредиты или признавать себя банкротом. Но кризис мы почувствовали, — признает основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. — Пришлось кардинальным образом перестроить всю систему». По словам операционного директора «Утконос онлайн» Елены Образцовой, в течение года на практике пришлось реализовать задачи, которые бизнес не мог решить последние 20 лет. «Все не спали ночами, бежали в пять раз быстрее, были более гибкими, рисковали», — добавляет директор по доставке Lamoda Илья Стародубцев.

Неплохие бизнес-показатели, которых удалось добиться в итоге, — не главный бонус от пандемии, считают ретейлеры. Большинство за считанные дни пересмотрели стратегию развития, узнали много нового о собственных возможностях и выиграли время благодаря партнерским альянсам в направлениях, где ранее предпочитали полагаться исключительно на собственные ресурсы.

Татьяна Бакальчук, Николай Усков

Доставка с препятствиями

Логистическая инфраструктура — опорная часть бизнеса и в офлайн, и в онлайн, напоминает директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник. Именно логистика в пандемию столкнулась с колоссальными перегрузками. Чтобы справиться со шквалом заказов, компании задействовали широкий арсенал решений. «Когда мощности централизованного интернет-магазина оказались переполнены, было непонятно, как обеспечить неудовлетворенный спрос. Открыть новый склад сложно, дорого и долго. Мы пошли по пути интеграции доставки с офлайн-площадками и дали возможность заказывать непосредственно в магазинах», — рассказывает президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. Заказы доставлялись покупателям в течение двух часов.

Решение логичное, однако в некоторых случаях подобная тактика приводила к новым проблемам. В сети «ВкусВилл» год назад было более 1200 магазинов, 900 из которых были расположены в Москве, среднее расстояние до покупателя от ближайшей точки всего 2 км. Поэтому в компании добавили в мобильное приложение опцию доставки товаров. Для оперативного обучения продавцов комплектованию заказов попросили специалистов из «СберМаркета» прочитать лекцию, разработанную для сборщиков. Лариса Романовская, управляющая электронной коммерцией «ВкусВилл», отмечает, что ключевым уроком стала формула: собирайте как для себя. Себе возьмете — отправляйте покупателю. Нет — значит не нужно.

Первое время модель работала прекрасно: без дополнительных затрат на складскую инфраструктуру и штат сборщиков. Когда сеть вышла на уровень 90 000 заказов в день, начались сбои. В один день магазин мог получить 200–300 заказов, параллельно обслуживая покупателей в офлайне. В розничных точках площадью 100–150 кв. м с таким объемом заказов просто не справлялись. «Мы стали получать негативную обратную связь о том, что в наши магазины невозможно ходить. Все спотыкались о пакеты, товары на полках были расставлены не всегда аккуратно», — вспоминает Лариса Романовская. В компании рассматривали два выхода из ситуации: ограничить поток заказов или инвестировать в инфраструктуру. Выбрали второй путь, чтобы дать покупателям озможность с комфортом ходить в магазины и при этом не ограничивать важный для сети рост онлайн-продаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Самые крупные землетрясения в истории СССР и России Самые крупные землетрясения в истории СССР и России

Землетрясения, которые лишили крова тысячи людей в СССР и России

Maxim
30 до 30. Социальные практики 30 до 30. Социальные практики

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Социальные практики

Forbes
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
30 до 30. Управление 30 до 30. Управление

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Управление

Forbes
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
30 до 30. Предпринимательство 30 до 30. Предпринимательство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Предпринимательство

Forbes
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
Добыча идет в гору Добыча идет в гору

Добыча угля в 2025 году может обновить исторический максимум

Ведомости
«Для народа свобода не стала ценностью» «Для народа свобода не стала ценностью»

Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным

Forbes
Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста

Как выглядел Арнольд Шварценеггер в восьмидесятых и что влияло на его стиль?

Правила жизни
Третья версия интернета Третья версия интернета

Технология, за которой следят пристальней, чем за раскрученной метавселенной

Forbes
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами

Почему люди влюбляются в чат-ботов и какие опасности таят такие связи?

Inc.
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
«Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл «Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл

Что на самом деле происходит с женским организмом во время цикла?

Forbes
Открыть в приложении