Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии

ForbesБизнес

Экспресс-трансформация: уроки пандемии

Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии: большинство компаний закрыли прошлый год с впечатляющими результатами. Участники форума «Ретейл: изменись или умри», организованного FCongress в апреле, рассказали об обратной стороне успеха и поделились планами, реализация которых заметно изменит ландшафт рынка.

Результаты совместного опроса участников рынка KPMG и FCongress фиксируют довольно позитивную картину. В самом начале пандемии продажи ретейлеров снизились, но через несколько недель наметился тренд на рост. «Его продемонстрировали те, кто оперативно перестроился к работе в новых условиях», — уточняет Георгий Патарая, руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ. Таких оказалось большинство: товарооборот увеличился у 68% компаний. Активнее всего развивался онлайн-сегмент: у 55% его представителей бизнес вырос более чем в 2 раза.

Ретейлеры отмечают, что данные не отражают масштаба вызова, с которым столкнулась индустрия. «Безусловно, гораздо проще решать проблемы роста, чем спасать свой бизнес: распускать людей, брать кредиты или признавать себя банкротом. Но кризис мы почувствовали, — признает основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. — Пришлось кардинальным образом перестроить всю систему». По словам операционного директора «Утконос онлайн» Елены Образцовой, в течение года на практике пришлось реализовать задачи, которые бизнес не мог решить последние 20 лет. «Все не спали ночами, бежали в пять раз быстрее, были более гибкими, рисковали», — добавляет директор по доставке Lamoda Илья Стародубцев.

Неплохие бизнес-показатели, которых удалось добиться в итоге, — не главный бонус от пандемии, считают ретейлеры. Большинство за считанные дни пересмотрели стратегию развития, узнали много нового о собственных возможностях и выиграли время благодаря партнерским альянсам в направлениях, где ранее предпочитали полагаться исключительно на собственные ресурсы.

Татьяна Бакальчук, Николай Усков

Доставка с препятствиями

Логистическая инфраструктура — опорная часть бизнеса и в офлайн, и в онлайн, напоминает директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник. Именно логистика в пандемию столкнулась с колоссальными перегрузками. Чтобы справиться со шквалом заказов, компании задействовали широкий арсенал решений. «Когда мощности централизованного интернет-магазина оказались переполнены, было непонятно, как обеспечить неудовлетворенный спрос. Открыть новый склад сложно, дорого и долго. Мы пошли по пути интеграции доставки с офлайн-площадками и дали возможность заказывать непосредственно в магазинах», — рассказывает президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. Заказы доставлялись покупателям в течение двух часов.

Решение логичное, однако в некоторых случаях подобная тактика приводила к новым проблемам. В сети «ВкусВилл» год назад было более 1200 магазинов, 900 из которых были расположены в Москве, среднее расстояние до покупателя от ближайшей точки всего 2 км. Поэтому в компании добавили в мобильное приложение опцию доставки товаров. Для оперативного обучения продавцов комплектованию заказов попросили специалистов из «СберМаркета» прочитать лекцию, разработанную для сборщиков. Лариса Романовская, управляющая электронной коммерцией «ВкусВилл», отмечает, что ключевым уроком стала формула: собирайте как для себя. Себе возьмете — отправляйте покупателю. Нет — значит не нужно.

Первое время модель работала прекрасно: без дополнительных затрат на складскую инфраструктуру и штат сборщиков. Когда сеть вышла на уровень 90 000 заказов в день, начались сбои. В один день магазин мог получить 200–300 заказов, параллельно обслуживая покупателей в офлайне. В розничных точках площадью 100–150 кв. м с таким объемом заказов просто не справлялись. «Мы стали получать негативную обратную связь о том, что в наши магазины невозможно ходить. Все спотыкались о пакеты, товары на полках были расставлены не всегда аккуратно», — вспоминает Лариса Романовская. В компании рассматривали два выхода из ситуации: ограничить поток заказов или инвестировать в инфраструктуру. Выбрали второй путь, чтобы дать покупателям озможность с комфортом ходить в магазины и при этом не ограничивать важный для сети рост онлайн-продаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Роковые пари Роковые пари

Как публичные споры известных миллиардеров отражаются на заработках инвесторов

Forbes
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Вокруг да около Лувра Вокруг да около Лувра

Все, что вы хотели бы узнать о самом знаменитом музее мира, под одним переплетом

Forbes
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Возвращение Возвращение

Как Александр Соколов убеждает участников списка Forbes отдавать долги

Forbes
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Ни вместе, ни врозь Ни вместе, ни врозь

Почему не каждый хороший любовник станет хорошим мужем?

Psychologies
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Обаятельный боец Обаятельный боец

Как Даниил Медведев стал звездой мирового тенниса и героем рекламных кампаний

Forbes
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Беспроигрышная лотерея Беспроигрышная лотерея

Зачем аналитики и экономисты делают неверные прогнозы и не останавливаются

Forbes
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Открыть в приложении