Преждевременные воды
23 марта 2020 года Росавиация сообщила о введении ограничений на пассажирские рейсы с территории Российской Федерации в другие страны. Тогда все были уверены, что это временная мера. Пару месяцев затишья — это даже здорово, а потом пандемия коронавируса отступит, и мы снова начнем путешествовать. Прошло больше года, авиасообщение с подавляющим большинством стран мира так и не возобновлено, сертификат о вакцинации против COVID-19 — документ куда более актуальный, чем шенгенская виза. Тем не менее туризм жив. Как бы коронавирус ни пытался лишать человечество главного удовольствия, люди находят способ сменить картинку и расширить горизонты. Forbes Life рассказывает, как пандемия повлияла на внутренний туризм и в каких странах россияне изолировались на комфортных яхтах.
Свободное падение
Когда в июне 2020 года стало понятно, что международное авиасообщение возобновится не скоро, россияне начали битву за курорты Краснодарского края и Крыма. И хотя пляжи были забиты настолько, что береговая линия Сочи, например, напоминала плакат советских времен о пользе отечественных здравниц, в отрасли все равно произошло мощное падение. «Прошлый год стал самым кризисным в истории не только мирового, но и российского туризма. Несмотря на то что мы завершили 2020-й с показателями более высокими, чем у большинства стран, благодаря внутреннему туризму, у нас все равно сильное падение год к году. До пандемии коронавируса люди совершали 65 млн поездок, а в прошлом году — всего лишь 37 млн поездок по стране. Получается, что отрасль упала примерно на 40%. Сильнее всего пострадал городской туризм. В 2020 году культурно-познавательные поездки по России упали на 90%. Курортные территории все-таки пользовались большей популярностью. Людей тянет на природу, там больше возможностей для дистанцирования и изоляции. За год мы потеряли всего лишь 10% оборота. И в 2021-м мы всячески стараемся снизить этот разрыв. Россия вошла в топ-3 стран по темпам восстановления внутреннего туризма, но в деньгах мы по-прежнему в минусе. Все-таки почти $11 млрд ежегодно приносили путешественники из других стран, поэтому пока мы много теряем», — рассказывает Зарина Догузова, руководитель Федерального агентства по туризму. Безусловно, пандемия нанесла масштабный урон мировому туризму, который крайне сложно недооценить. Но есть и плюсы. Чиновники годами пытались привить россиянам любовь к родине, а коронавирус справился с этой задачей всего лишь за полгода.
По данным авиакомпании S7, увеличение спроса по направлениям внутреннего туризма четко прослеживается. Если сравнить динамику роста емкостей по рынку в целом от июля 2020-го к июлю 2019-го, то Геленджик стал популярнее на 100%, Анапа — на 83%, Калининград — на 75%, Сочи — на 60%, Минеральные Воды — на 42%, Симферополь и Краснодар — на 30%. Зарина Догузова подтверждает, что внезапная любовь к внутреннему туризму — это не рекламная уловка, а реально существующий тренд. «Многие из тех, кто отпуск всегда проводил за границей, поехали отдыхать внутри страны. Это новая аудитория, люди, которые практически не знали Россию, — говорит она. — Раньше наши соотечественники путешествовали только в Крым и Краснодарский край, а в прошлом году мы увидели рост популярности Алтайского края, Байкала, Карелии, Мурманской области, балтийских курортов Калининградской области. Поэтому внутренний туризм — это однозначно главный тренд 2020 и 2021 годов. Другая важная тенденция — люди стараются избегать больших скоплений людей, заботиться о здоровье и путешествовать изолированно. Поэтому многие едут на природу и предпочитают экотуризм или выбирают санаторно-лечебные курорты, где есть врачи и точно обеспечены все требования социальной дистанции. Учитывая, что большинство россиян хотят раз в год отдохнуть именно на море, мы видим и подрастающий интерес к яхтингу, но пока этот вариант отдыха ассоциируется с очень дорогим и мало доступным досугом. Тем не менее мы активно развиваем морские территории и будем создавать сеть марин на Крымском полуострове и вдоль побережья Краснодарского края».