Макропрогноз, энерго-БРИКС и новые преференции для нефтегаза
В традиционно проходящем ежегодном форуме Российская энергетическая неделя (РЭН) в этом году приняли участие 5 тысяч делегатов из 84 стран, включая 36 глав дипломатических миссий. Интерес международных партнеров в очередной раз показал, что они разделяют провозглашенные Россией принципы развития сотрудничества в многополярном мире на взаимовыгодных условиях. Как развивается российская энергетика, какова ее роль в мире сейчас, в условиях беспрецедентных санкций, и кто теперь является главным партнером страны на этом рынке — рассказываем подробно.
Удовлетворить спрос
Как заявил президент Владимир Путин, несмотря на трудности, Россия остается одним из ведущих участников мирового энергетического рынка, продолжая поставлять потребителям значительные объемы нефти и газа.
«За последние два с половиной года отечественные компании смогли переключить поставки нефти, нефтепродуктов, угля. Например, если раньше доля Азиатско-Тихоокеанского региона в нашем энергетическом экспорте составляла примерно 39%, то по итогам прошлого года она выросла в полтора раза и превысила уже 60%. В целом на долю дружественных стран приходится свыше 90% энергетического экспорта России. При этом его физический объем, за исключением природного газа, — тоже для специалистов понятно почему, — практически сохранился на уровне 2021 года», — заявил Путин.
По словам первого заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, наша страна спокойна относительно потенциального прироста спроса, который до 2030 года может составить 4,5 – 5,5%, а до 2050 года — 5% от текущего потребления, и к середине столетия сможет поставлять на рынок при базовом сценарии 540 млн тонн нефти с определенными корректировками, соответствующими требованиям ОПЕК+.
«У нас нет задачи наводнить рынок, если он того не требует. Но это работает и в обратную сторону: дать дополнительный ресурс рынку, если это будет требоваться», — сказал он журналистам в кулуарах форума.
По словам вице-премьера Александра Новака, в 2024 году в России планировалось добыть порядка 515 – 521 млн тонн нефти, снизившись приблизительно на 1,9 – 3% по сравнению с 2023 годом, когда добыча равнялась 531 млн тонн.
«Если работать эффективно, внедрять новые технологии, то есть хорошая возможность очень долгое время оставаться конкурентоспособным на мировом рынке нефти. Россия уже делает это на протяжении последних 15 – 20 лет. Рост добычи в нашей стране произошел не за счет увеличения добычи традиционных запасов, а за счет начала разработки тех запасов, которые мы ранее не могли эффективно добывать. Сейчас у нас 70% добычи из трудных запасов, которые не осваивались еще 15 лет назад», — рассказал журналистам глава «Газпром Нефти» Александр Дюков.
Энергетический рынок в России растет, несмотря на западные ограничения на поставки энергоресурсов и попытки навязать миру собственные правила игры.
Росстат сообщил, что в январе — августе 2024 года в стране добыча газа выросла на 9%, до 448,1 млрд кубометров с 411,2 млрд кубометров в 2023 году. По действующему среднесрочному макропрогнозу, добыча газа в России в 2024 году ожидается на уровне 666,7 млрд кубометров. И хоть она не достигнет показателей прежних лет (763 млрд кубометров в 2021-м и 676 млрд кубометров в 2022-м), но ситуация в отрасли все же остается стабильной, демонстрируя прирост относительно 2023 года, когда было добыто 638 млрд кубометров газа. Во всяком случае, прогноз восьми месяцев этого года превышен более чем на 17 млрд кубометров и дает шанс на дальнейший рост добычи, а значит, и экспорта — главным образом в Азию.