Walkman считался «символом статуса», а его название стало нарицательным

VC.RUБизнес

«Это похоже на наркотик — включаешь плеер и забываешь про весь остальной мир»: история кассетного проигрывателя Walkman

В 1979 году Sony впервые дала людям возможность слушать музыку в наушниках где угодно. Walkman считался «символом статуса», а его название стало нарицательным. Компания продала более 200 млн устройств, и на эти деньги купила музыкальный лейбл и киностудию.

Александр Крагжда

1280
Первая реклама устройства. Sony

Идея и предшественники

До начала 60-х музыку слушали в основном на больших катушечных магнитофонах. В 1963 году Philips представила первую компакт-кассету карманного размера. Компания запатентовала технологию и сделала её бесплатной и доступной для всех фирм.

Формат быстро набрал популярность и стал мировым стандартом. С 1966 года Sony начала массовое производство кассет в ответ на растущий спрос. В том же году она выпустила свой первый кассетный плеер TC-100 весом 1,75 кг, в то время как самый лёгкий катушечный проигрыватель весил в два раза больше.

1280
Sony TC-100. WSJ

К концу 1970-х с помощью кассетных магнитофонов стали слушать музыку дома и в машинах, однако не было ни одной удобной модели, чтобы носить с собой. В 1978 году Sony представила плеер TC-D5. Он полюбился аудиофилам за хороший, пишет сама компания, но был тяжелым и стоил около $475.

Сооснователь компании Масару Ибука постоянно пользовался TC-D5 и брал проигрыватель с наушниками в поездки. Из-за веса он был не самым удобным, и предприниматель захотел создать для себя более компактное устройство.

1280
TC-D5. Sony

В 1978-м перед поездкой в США Ибука попросил инженеров сделать простую версию Sony TCM-100 Pressman — магнитофона, популярного у предпринимателей и журналистов.

Он мог записывать голосовые заметки, но не предназначался для прослушивания музыки. Для Ибуки инженеры переделали Pressman: убрали функцию записи, добавили наушники и возможность воспроизведения стереозвука.

1280
TCM-100 «Pressman». Sony

Ибука взял плеер с собой в США и ему он понравился. По возвращению в Японию он показал его сооснователю компании Акио Морите и предложил разработать проигрыватель, чтобы слушать музыку во время прогулки. Морита взял устройство домой, чтобы попробовать на выходных, и тоже был впечатлен.

В феврале 1979 года Морита собрал инженеров, механиков, проектировщиков и специалистов по рекламе. Он сказал, что компании должна доработать Pressman, чтобы устройство понравилось молодым людям и студентам, и запустить в продажи в июне. Ориентировочная цена составляла около $185.

Большинство присутствующих было в шоке, они считали, что четыре месяца — это слишком короткий срок, чтобы разработать продукт и запустить продажи. Но идея проигрывателя им понравилась и они согласились, что было бы идеально запустить его до летних каникул.

В марте 1979 года компания завершила разработку будущего Walkman. В него добавили:

  • Наушники H-AIR весом около 50 грамм — хотя обычно аксессуар весил 300–400 граммов.
  • Второй разъём для наушников, чтобы два человека могли слушать музыку одновременно.
  • Кнопку «Hotline», которая активировала небольшой встроенный микрофон, чтобы слушающие музыку в наушниках люди могли разговаривать друг с другом.

Учитывая сжатые сроки, Морита посоветовал команде не беспокоиться о внешнем виде первой модели. Корпус оригинального Walkman сделали из алюминия, но более поздние модели создавали из пластика. Плеер имел два регулятора громкости, отвечающие за левый и правый каналы, и кнопки разного размера с небольшими узорами — для лучшего захвата.

Карман для кассеты оставили прозрачным, как в Pressman, чтобы пользователи видели, какая касета внутри и сколько осталось до конца записи.

1280
Sony Walkman TPS-L2.  The Verge

Маркетинговая кампания

Продажи в Японии

В июле 1979 года плеер выпустили в Японии под названием TPS-L2. Стоил он около $150, с поправкой на инфляцию в 2021-м сумма эквивалентна почти $499.

Sony хотела подобрать универсальное название, которое можно было использовать везде. Сначала она думала над Walky, но оно уже было занято. Тогда инженер Козо Осоне предложил Walkman — как Pressman. Корень «Press” заменили на “Walk» — так компания хотела показать, что плеер нужен для прослушивания музыку в дороге.

Чтобы провести презентацию в Токио, менеджеры отвезли журналистов в парк, раздали им плееры, попросили надеть наушники и в них послушать рассказ о продукте. В это время студенты и сотрудники компании в футболках Walkman показывали, как можно использовать магнитофон, катаясь на велосипеде или скейте.

1280
Рекламная кампания (слева) и демонстрация для журналистов в Токио. Walkman-archive и Nippon

Прессе продукт не понравился — ведь в нём не было диктофона. В первый месяц компания продала всего 3000 плееров. Сотрудники ездили на поездах, посещали школьные мероприятия и людные улицы по выходным, где предлагали людям послушать музыку в наушниках. Для печатной рекламы Sony наняла японских знаменитостей.

Уже через три месяца были распроданы 30 тысяч устройств. А за семь месяцев — около 140 тысяч штук. В апреле 1980 года издание Nikkei сообщило, что даже если компания будет производить по 20 тысяч устройств в месяц, этого будет недостаточно для полного удовлетворения спроса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В параллели с Netflix, клиенты платят слишком мало и слишком многое получают бесплатно»: главное из интервью главы Wink «В параллели с Netflix, клиенты платят слишком мало и слишком многое получают бесплатно»: главное из интервью главы Wink

Гендиректор Wink — про оригинальные проекты и стоимость подписок

VC.RU
Арслан Бердиев Арслан Бердиев

Шеф-повар Арслан Бердиев — главная сенсация Петербурга

Собака.ru
Лучшие друзья не подведут: как и зачем женщины инвестируют в бриллианты Лучшие друзья не подведут: как и зачем женщины инвестируют в бриллианты

Как выбрать инвестиционные бриллианты, какая судьба ждет эти камни

Forbes
Кейт Миддлтон и Уильям используют приемы принцессы Дианы в воспитании детей Кейт Миддлтон и Уильям используют приемы принцессы Дианы в воспитании детей

Герцоги Кембриджские часто выходят в свет со своими маленькими детьми

Cosmopolitan
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Есть можно всегда: что такое грязное голодание Есть можно всегда: что такое грязное голодание

Диета, при которой необходимо есть в определенный интервал в течении дня

Cosmopolitan
Что сейчас все смотрят на Netflix в Великобритании: топ-10 сериалов Что сейчас все смотрят на Netflix в Великобритании: топ-10 сериалов

Сериалы, которые больше всего смотрят в Великобритании

Cosmopolitan
Под штукатуркой в британском поместье нашли настенные росписи XVI века Под штукатуркой в британском поместье нашли настенные росписи XVI века

Три стены комнаты поместья полностью украсили еще во времена Тюдоров

N+1
Выяснили: 6 главных признаков, что пора к стоматологу Выяснили: 6 главных признаков, что пора к стоматологу

Нужно каждый день следить за здоровьем своих зубов!

Cosmopolitan
Перед тем как создавать продукт, думает, как его упростить: как устроен минимализм японского дизайнера Наото Фукасавы Перед тем как создавать продукт, думает, как его упростить: как устроен минимализм японского дизайнера Наото Фукасавы

Кто такой дизайнер Наото Фукасава и что он сделал

VC.RU
20 привычек, которые помогут «прокачать» себя 20 привычек, которые помогут «прокачать» себя

Какие привычки повысят качество жизни

Psychologies
16 самых депрессивных фильмов на любой вкус 16 самых депрессивных фильмов на любой вкус

Эти фильмы помогут понять: твоя жизнь еще не достигла дна

Maxim
Веселые кошки: 5 смешных историй о питомцах Веселые кошки: 5 смешных историй о питомцах

Владельцы рассказали о самых забавных историях с их питомцами

Playboy
Разработчик дисплеев дополненной реальности WayRay создал электромобиль для зумеров Разработчик дисплеев дополненной реальности WayRay создал электромобиль для зумеров

WayRay создала трехместный электрокар с дисплеями дополненной реальности

Forbes
Фрагменты Врубеля Фрагменты Врубеля

Путеводитель по самой большой выставке художника за последние 65 лет

Weekend
«Японский бизнес очень консервативен» «Японский бизнес очень консервативен»

Ирина Зеленцова рассказывает, в чем специфика работы в японской компании

Эксперт
Беспроигрышная лотерея Беспроигрышная лотерея

Зачем аналитики и экономисты делают неверные прогнозы и не останавливаются

Forbes
Только самые интересные факты об альбоме Pink Floyd The Wall Только самые интересные факты об альбоме Pink Floyd The Wall

30 ноября 1979 года вышел волшебный альбом Pink Floyd The Wall

Maxim
Самые экстремальные предложения в туризме: от прогулки по «тропе смерти» до дайвинга между континентами Самые экстремальные предложения в туризме: от прогулки по «тропе смерти» до дайвинга между континентами

Как спланировать сложный и необычный маршрут с нотками авантюризма

Playboy
«Повелитель мух» в реальности: как 6 подростков выживали на острове «Повелитель мух» в реальности: как 6 подростков выживали на острове

Шестеро сбежавших из школы учеников провели год на клочке земли посреди океана

Cosmopolitan
Как выбрать нишу в закупках. Инструкция для начинающих Как выбрать нишу в закупках. Инструкция для начинающих

Почему ошибка при выборе ниши и контрагента в закупках чревата большими убытками

Inc.
8 мужских поступков, от которых девушек передергивает 8 мужских поступков, от которых девушек передергивает

Эти твои милые и галантные поступки могут казаться твоей девушке извращенными

Maxim
Узбекистан: вторая пятилетка реформ Узбекистан: вторая пятилетка реформ

Президент Узбекистана пытается продолжить перестройку экономики

Эксперт
Игра в лицензиара: как правильно использовать видео из компьютерных игр Игра в лицензиара: как правильно использовать видео из компьютерных игр

Как правильно использовать фрагменты видеоигр

Популярная механика
На рынках Афганистана начали продавать штурмовое оружие, поставляемое США На рынках Афганистана начали продавать штурмовое оружие, поставляемое США

На рынках Афганистана можно купить хоть пистолет, хоть реактивный гранатомет

Maxim
Минералка без газа и кофе с маслом: что пить на интервальном голодании Минералка без газа и кофе с маслом: что пить на интервальном голодании

Можно ли пить и что именно во время интервального голодания?

Cosmopolitan
Разочаровали: звездные селфи без макияжа, которые никому не понравились Разочаровали: звездные селфи без макияжа, которые никому не понравились

Селфи звезд без макияжа, которые разочаровали подписчиков

Cosmopolitan
Вива, Виктория! Вива, Виктория!

Виктория Мирошниченко — о мастерстве перевоплощения и сибирских травах

Grazia
«Карандаш в стакане»: пять страшилок, которыми пугают женщин за 40 «Карандаш в стакане»: пять страшилок, которыми пугают женщин за 40

Чем мужчины любят пугать женщин, возраст которых перевалил за 40

Cosmopolitan
Открыть в приложении