«Это похоже на наркотик — включаешь плеер и забываешь про весь остальной мир»: история кассетного проигрывателя Walkman
В 1979 году Sony впервые дала людям возможность слушать музыку в наушниках где угодно. Walkman считался «символом статуса», а его название стало нарицательным. Компания продала более 200 млн устройств, и на эти деньги купила музыкальный лейбл и киностудию.
Идея и предшественники
До начала 60-х музыку слушали в основном на больших катушечных магнитофонах. В 1963 году Philips представила первую компакт-кассету карманного размера. Компания запатентовала технологию и сделала её бесплатной и доступной для всех фирм.
Формат быстро набрал популярность и стал мировым стандартом. С 1966 года Sony начала массовое производство кассет в ответ на растущий спрос. В том же году она выпустила свой первый кассетный плеер TC-100 весом 1,75 кг, в то время как самый лёгкий катушечный проигрыватель весил в два раза больше.
К концу 1970-х с помощью кассетных магнитофонов стали слушать музыку дома и в машинах, однако не было ни одной удобной модели, чтобы носить с собой. В 1978 году Sony представила плеер TC-D5. Он полюбился аудиофилам за хороший, пишет сама компания, но был тяжелым и стоил около $475.
Сооснователь компании Масару Ибука постоянно пользовался TC-D5 и брал проигрыватель с наушниками в поездки. Из-за веса он был не самым удобным, и предприниматель захотел создать для себя более компактное устройство.
В 1978-м перед поездкой в США Ибука попросил инженеров сделать простую версию Sony TCM-100 Pressman — магнитофона, популярного у предпринимателей и журналистов.
Он мог записывать голосовые заметки, но не предназначался для прослушивания музыки. Для Ибуки инженеры переделали Pressman: убрали функцию записи, добавили наушники и возможность воспроизведения стереозвука.
Ибука взял плеер с собой в США и ему он понравился. По возвращению в Японию он показал его сооснователю компании Акио Морите и предложил разработать проигрыватель, чтобы слушать музыку во время прогулки. Морита взял устройство домой, чтобы попробовать на выходных, и тоже был впечатлен.
В феврале 1979 года Морита собрал инженеров, механиков, проектировщиков и специалистов по рекламе. Он сказал, что компании должна доработать Pressman, чтобы устройство понравилось молодым людям и студентам, и запустить в продажи в июне. Ориентировочная цена составляла около $185.
Большинство присутствующих было в шоке, они считали, что четыре месяца — это слишком короткий срок, чтобы разработать продукт и запустить продажи. Но идея проигрывателя им понравилась и они согласились, что было бы идеально запустить его до летних каникул.
В марте 1979 года компания завершила разработку будущего Walkman. В него добавили:
- Наушники H-AIR весом около 50 грамм — хотя обычно аксессуар весил 300–400 граммов.
- Второй разъём для наушников, чтобы два человека могли слушать музыку одновременно.
- Кнопку «Hotline», которая активировала небольшой встроенный микрофон, чтобы слушающие музыку в наушниках люди могли разговаривать друг с другом.
Учитывая сжатые сроки, Морита посоветовал команде не беспокоиться о внешнем виде первой модели. Корпус оригинального Walkman сделали из алюминия, но более поздние модели создавали из пластика. Плеер имел два регулятора громкости, отвечающие за левый и правый каналы, и кнопки разного размера с небольшими узорами — для лучшего захвата.
Карман для кассеты оставили прозрачным, как в Pressman, чтобы пользователи видели, какая касета внутри и сколько осталось до конца записи.
Маркетинговая кампания
Продажи в Японии
В июле 1979 года плеер выпустили в Японии под названием TPS-L2. Стоил он около $150, с поправкой на инфляцию в 2021-м сумма эквивалентна почти $499.
Sony хотела подобрать универсальное название, которое можно было использовать везде. Сначала она думала над Walky, но оно уже было занято. Тогда инженер Козо Осоне предложил Walkman — как Pressman. Корень «Press” заменили на “Walk» — так компания хотела показать, что плеер нужен для прослушивания музыку в дороге.
Чтобы провести презентацию в Токио, менеджеры отвезли журналистов в парк, раздали им плееры, попросили надеть наушники и в них послушать рассказ о продукте. В это время студенты и сотрудники компании в футболках Walkman показывали, как можно использовать магнитофон, катаясь на велосипеде или скейте.
Прессе продукт не понравился — ведь в нём не было диктофона. В первый месяц компания продала всего 3000 плееров. Сотрудники ездили на поездах, посещали школьные мероприятия и людные улицы по выходным, где предлагали людям послушать музыку в наушниках. Для печатной рекламы Sony наняла японских знаменитостей.
Уже через три месяца были распроданы 30 тысяч устройств. А за семь месяцев — около 140 тысяч штук. В апреле 1980 года издание Nikkei сообщило, что даже если компания будет производить по 20 тысяч устройств в месяц, этого будет недостаточно для полного удовлетворения спроса.