Это не лень. Как помочь сотруднику с депрессией
И почему штатный психолог и отпуск — не лучшие решения
Количество россиян с диагностированной депрессией оценивается в 5,5% — и это только те, кто попадает в поле зрения психиатров. То есть в среднего размера компании, в которой работают 100 сотрудников, от депрессии могут страдать 5–7 человек. Пандемия только обострила ситуацию: о симптомах тревоги и депрессии сообщают в три раза больше людей, чем год назад. А удаленная работа создает дополнительные риски: 41% сотрудников на удаленке говорят о высоком уровне стресса. Для сравнения: только 25% работников обычного офиса чувствуют себя так же.
Но даже в самых «открытых» компаниях тема депрессии по-прежнему остается табуированной. Это явно демонстрирует исследование Сары Эванс-Лако из Лондонской школы экономики и политических наук. Эванс-Лако изучала реакцию менеджеров на сотрудников с диагностированными депрессивными расстройствами в разных странах. Ученая выяснила, что в Азии управленцы в большей степени склонны избегать заболевших коллег. В Японии только 16% менеджеров готовы поддержать сотрудника с депрессией. В Китае и Южной Корее также принято игнорировать проблему. Самыми эмпатичными оказались управленцы из Мексики (67% заявили о готовности помочь), ЮАР и Испании (по 56%).
Такое отношение к вопросу со стороны менеджмента — «не моя проблема» — противоречит здравому смыслу. В 2016 году ученые подсчитали, что ментальные расстройства обходятся мировой экономике в $2,5 триллиона в год. Однако убытки терпят не только государство и страховые, которые оплачивают лечение. Компании теряют деньги, когда депрессия снижает продуктивность сотрудников. Но теряют они их обычно потому, что не поддерживают своих работников: Эванс-Лако также обнаружила, что люди, которые могут открыто говорить о болезни с руководителем и получать от него поддержку, работают гораздо лучше.
Как помочь сотрудникам сохранить ментальное здоровье? Как помочь тому из них, кто заболел депрессией? И можно ли уволить больного человека, если выздоровление никак не наступает? Чтобы ответить на эти вопросы, Reminder расспросил нью-йоркского психиатра Галину Миндлин и ее российского коллегу Кирилла Сычева, а также адвоката по предпринимательским делам Дмитрия Грица.
Доступ к психологической помощи
Пока внимание к ментальным проблемам сотрудников в России — скорее приятное исключение, нежели правило. Но некоторые российские компании уже начали предпринимать шаги в этом направлении. Например, включать в список услуг по ДМС однократный прием у психиатра и нанимать штатного психолога. Но офисный специалист по ментальному здоровью — хорошая идея только на первый взгляд. Сотрудники опасаются открыто говорить с ним, потому что работодатель может узнать содержание разговора и воспользоваться информацией против «жалобщика». Кроме того, к штатному психологу сложно попасть незаметно от коллег и руководителя. Ментальные проблемы все еще стигматизированы — а значит, сам факт обращения может стать поводом для осуждения.
Вместо того чтобы нанимать штатного психолога, лучше дать сотрудникам возможность многократно обращаться за психологической помощью к внешним специалистам и желательно — на бесплатной основе. Российские сервисы по подбору психотерапевтов начали предлагать такие корпоративные программы. Они есть, например, у «Ясно», Alter и YouTalk. Действуют подобные программы, как правило, следующим образом.
-
Сервис сообщает компании специально сгенерированный промокод, который сотрудники вводят при регистрации на сайте.
-
Работник заполняет анкету, и сервис подбирает ему специалиста.
-
Работодатель оплачивает услугу не за каждого сотрудника, а за фактически проведенные сессии.
Компании могут оплачивать своим сотрудникам всю стоимость сессий или компенсировать процент от каждой сессии (например, 70% оплачивает работодатель, а 30% — работник) или каждую n-сессию. При этом в Alter открыто выступают против полной компенсации психолога. По мнению создателей сервиса, сотрудник должен осознанно решиться на терапию, а компания может ему частично в этом помочь.
Нетоксичная атмосфера в компании
Доступ к психологу — не главный шаг в заботе о ментальном здоровье сотрудников. Самое важное — создать такую среду, чтобы люди понимали: депрессия — это обычное и нестыдное заболевание, с которым нужно обращаться к врачу. И коммуникацию внутри компании стоит выстраивать так, чтобы было понятно: депрессия может случиться с каждым.