«Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны
Кто выиграет от нового закона о запрете на продажи гаджетов без российского софта, будет ли подстраиваться под регулирование Apple и почему власти верят, что качество программ на смартфонах не упадет, в интервью Forbes рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
1 июля в России вступают в силу положения закона об обязательной предустановке отечественных приложений на смартфоны. На первом этапе их производители и разработчики программного обеспечения, согласно разработанному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекту, должны будут договориться об инсталляции на гаджеты российских приложений для поиска, картографического и навигационного софта. Закон вводит ответственность для изготовителей и продавцов устройств, но финансовых санкций за его неисполнение пока не предусмотрено: внесенный депутатами проект о штрафах в 30 000-50 000 рублей для должностных лиц и 50 000-200 000 рублей для юридических лиц находится на рассмотрении в Госдуме. О том, как закон будет работать на практике, в интервью Forbes рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолий Голомолзин
ФАС ожидала, что будет большой выбор отечественных приложений, которые будут устанавливать при производстве смартфонов. Как реализовать этот выбор, если покупается коробочное устройство?
При первой загрузке производители сложных товаров должны реализовать один из возможных вариантов предустановки: встроенный на жестком диске, дающий право выбора потребителем в окне выбора или по визуальным образам скачать приложение из облака.
Предустанавливать планируют только популярные приложения, которые являются лидерами в своем сегменте, или у небольших разработчиков тоже есть шанс?
При наличии нескольких приложений в проекте постановления правительства предлагается обеспечить возможность выбора из нескольких вариантов, а не ограничиться одним из них. Речь идет о тех программах, которые являются коммерчески успешными, которые популярны у потребителей. Планируем установить пороговое значение, каким образом исчислять это: число скачиваний или другие параметры. Они должны иметь социальную направленность и соответствовать иным требованиям, которые установлены в постановлении правительства. Невозможно в режиме предустановки применять неотработанные и непопулярные у пользователей решения. Должна быть обеспечена и устойчивая схема работы, которая не нарушает действующую бизнес-модель изготовителей сложных технических устройств. И при этом должно быть обеспечено достижение тех целей и задач, которые установлены в законе о защите прав потребителей.
В разработанной ФАС концепции проекта нормативного акта о предустановке прописано, что не будут указываться конкретные наименования производителей. Но все же понимают, что если соцсети, то Mail.ru Group, если браузеры, то «Яндекс», если антивирусы, то «Лаборатория Касперского». Получается, что выбор не сильно большой.
Повторюсь, речь идет с одной стороны о создании равных условий для отечественных и зарубежных разработчиков приложений. С другой стороны, в проекте постановления прямо указано, что если имеется несколько приложений, то для процедуры предустановки обязательным является окно выбора. Эти нормы появились в проекте по предложениям как раз не самых крупных игроков рынка, которые стремятся обеспечить возможности и своего бизнеса.
Торговые сети считают, что разработчик захочет продавать лицензии на приложения по высокой цене. Как будет формироваться стоимость предустановки приложений?
Для потребителя это должно быть бесплатно. Что касается разработчиков программного обеспечения, то речь идет о разнообразии форм гражданско-правовых отношений в рамках той же процедуры, которая у этого разработчика с производителем сложилась уже сейчас. При этом российским разработчикам должны быть предоставлены условия не хуже предустанавливаемых зарубежных приложений. То есть речь не идет о возможности кому-либо получать приоритеты или преимущества. Наша задача — создать равные конкурентные условия, но не более того. Если, к примеру, потребитель любит российскую соцсеть, то зачем ему зарубежная, где он может испытывать массу неудобств и дискомфорт?