«Элементарно, Ватсон!»: чем нам полезны детективные истории
Загадочное убийство, вводящие в заблуждение улики, остросюжетное расследование... Классические детективные истории любят почти все. Почему? На этот вопрос помогает ответить медиатор и автор книг по истории культуры Дэвид Эванс. По его убеждению, тайны, как и детские сказки, уводят нас от страха к уверенности.
Все мы любим истории, а многих из нас по большей части привлекают загадочные убийства и рассказы о смерти и хаосе.
Медиатор и автор книг Дэвид Эванс, ссылаясь на статистические данные издательской индустрии, отмечает, что в 2018 году читатели предпочитали загадки об убийствах — продажи такой литературы лидировали с существенным отрывом. «Но и в других художественных книгах много преступлений, убийств и хаоса, — комментирует он. — Что же отличает именно детективные истории?»
Свой разбор Эванс начинает с рассмотрения особенностей жанра. В чем его специфика?
По сути, каждый классический детектив должен включать в себя шесть элементов:
1. Убийство. Первое требование к детективному сюжету — убийство. Кого-то убивают в начале истории, и это событие — двигатель, который управляет остальной ее частью. Оно ставит большой вопрос, который должен разрешиться в финале.
2. Убийца. Если кого-то убили, то кто это сделал?
3. Детектив. Кто-то обязуется раскрыть преступление и привлечь убийцу к ответственности.
В литературе и кино представлен широкий, почти неограниченный круг людей, берущих на себя роль «детектива». Это старая дева мисс Марпл и эксцентрик Эркюль Пуаро, немолодой пастор отец Браун и юный красавец-викарий Сидни Чемберс, не покидающий пределы своего дома толстяк Ниро Вульф и деятельный адвокат Перри Мейсон, интеллектуал и красавец Эраст Фандорин и «король сыщиков» Нат Пинкертон, девочка-подросток Флавия де Люс и умудренный опытом детектив-инспектор Барнеби… И это далеко не все варианты!