Зачем современники посвящают жизнь воссозданию культуры былых времен

ЭкспертИстория

Викинги нашего времени

Зачем наши современники посвящают жизнь воссозданию материальной культуры былых времен

Вячеслав Суриков

В этом году фестиваль «Времена и эпохи2 охватил 30 площадок в течение 13 дней, с 10 по 22 августа

В Москве в рамках цикла «Московские сезоны» проходит восьмой фестиваль «Времена и эпохи». На 30 площадках клубы исторической реконструкции из России и зарубежья воссоздают различные эпохи — от века каменного до восьмидесятых годов века прошлого с их бытом, костюмами, технологиями и искусством. В эти дни на улицах города можно, например, увидеть армии Наполеона и Александра I времен Отечественной войны 1812 года с их полевой кухней и полковой кузницей (Тверской бульвар), попасть в МУР — Московский уголовный розыск 1945–1953 годов (Страстной бульвар), пройти в cредневековом университете курс обучения, который включает в себя алхимию и устройство средневековых машин (Камергерский переулок). О том, что представляет собой движение реконструкторов в России, «Эксперт» поговорил с Михаилом Сусановым, историком, исполнительным директором агентства «Ратоборцы».

— Откуда берет свои истоки движения реконструкторов? Как оно складывалось?

— Сейчас в этом движении у нас стране задействовано двадцать-тридцать тысяч человек. Оно возникло из желания людей прикоснуться к прошлому, прочувствовать, как это было на самом деле. Я могу говорить как на собственном опыте, так и на опыте близких друзей. Обычно это желание возникает в детстве или юности после прочтения какой-либо исторической книги, просмотра исторического фильма. Хочется почувствовать себя героем того или иного времени, понять, как эти люди стояли в строю, как танцевали, сражались, дрались на дуэлях. Как это сделать? И вот изобрели такой способ: реконструировать предметы материальной культуры той или иной эпохи: одежду, оружие, предметы быта, инструменты — и во всем этом пожить: заняться реконструкцией какого-либо ремесла или одеться соответствующим образом и выехать на какое-то событие. Постоянно жить в условном прошлом трудно, поэтому реконструкторы начали организовывать фестивали, слеты, выезды на природу, где можно помаршировать, поманеврировать, на людей посмотреть и себя показать.

Потом в движении началось разделение по интересам. Для многих реконструкция — это спорт. Они принимают участие в турнирах по фехтованию и конной езде. В таком случае главный мотив — побеждать. Многие нашли себя в ремеслах. Им интересно понять, как в прошлом делали те или иные вещи. Они ставят эксперименты: интересно не только сделать вещь такой, какой та была в прошлом, из тех же материалов, но и воспроизвести процесс ее изготовления. Для многих реконструкторов, по крайней мере моего поколения, книгой, подтолкнувшей их к этому увлечению, стала «Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох» чешских авторов Ярослава Малины и Ренаты Малиновой. Она посвящена как раз экспериментальной археологии, которая занимается тем, что изучает различные технические процессы прошлого через их воспроизводство: изготавливают каменный топор, а потом еще и рубят им деревья. При этом историки засекают время и сравнивают эффективность каменного топора с эффективностью медного и современного и таким образом получают материал для научных исследований. Реконструкторы идут тем же путем.

Война 1812 года — один из самых популярных исторических периодов среди отечественных реконструкторов

— Сколько это у реконструктора занимает времени, сил, средств? Как влияет на его образ жизни?

— Для большинства это сильное увлечение. Есть туристы, которые ходят в походы, а перед этим занимаются снаряжением, проводят тренировки. Реконструкторы живут по аналогичной схеме. Как правило, у них есть несколько выездов в течение года, а все остальное время они посвящают изучению новых материалов, общению в клубе, тренировкам — все свободное время; вопрос лишь в том, сколько времени человек считает свободным. Иногда это может превратиться в профессию. Ремесленники живут своим ремеслом, они изготавливают вещи для других реконструкторов, копии исторических предметов для музеев, реквизит для съемок исторических фильмов. Иногда спортсмены посвящают этому виду деятельности все свое время: он рыцарь, ездит в доспехах, участвует в турнирах и зарабатывает этим деньги — небольшие, жить на них невозможно, но плюс ко всему учит других людей ездить верхом, участвует в съемках в качестве каскадера. У кого-то этот интерес носит спорадический характер: когда-то тратил на это много времени, теперь вспоминает об этом раз или два в году: достает костюм, стряхивает с него пыль и выезжает на одно-два события, что называется, тряхнуть стариной.

— В костюмах, в окружении единомышленников и в самом деле можно достичь эффекта погружения в прошлое?

— Это совсем непросто и не сразу и не у всех получается. Для каждого существует своя степень погружения. Кому-то достаточно, чтобы была картинка: выехали, поставили лагерь из шатров и палаток, надели костюмы, собрали пир, и вот «мы сидим пируем и чувствуем себя так же, как средневековые люди». Дальше начинается процесс, в котором нет предела совершенству. Кому-то все равно, что он будет есть на этом пиру, лишь бы в костюмах. А кто-то реконструирует по старинным поваренным книгам, благо они сохранились, рецепты приготовления блюд. Увлеченные люди могут создавать шедевры. На реконструкторском пиру можно попробовать бланманже пятнадцатого века или запеченного павлина — такого, какой описан в книгах: «лебедь белая, на блюде, с крыльями». Для тех, кто участвует в сражениях, это настоящая борьба, у них в руках оружие, которое отличается от настоящего только тем, что не заточено. В остальном оно полная копия оружия того времени. Доспехи точно такие же, как тогда. Ты испытываешь в них всю полноту ощущений: тяжесть, боль, азарт, страх. Чувствуешь себя в настоящем средневековом бою. Если ты участник турнира, твои переживания ничем не отличаются от переживаний участника турнира в Средние века: точно так же готовишься, точно так же хочешь победить, точно так же переживаешь поражение. Глубина погружения в эпоху определяется силой стремления человека в нее погрузиться. Если затратить достаточное количество сил и денег, то в ряд эпох можно погрузиться очень глубоко.

Российские реконструкторы входят в число мировых лидеров этого движения и в воссоздании некоторых исторических эпох превосходят своих зарубежных коллег

— Означает ли это, что участники реконструкторского движения своим образом жизни отрицают идею прогресса человеческого общества?

— Нет. Изучая историю, видишь различия с современным миром и начинаешь глубже его понимать. Это не неприятие современного мира и не попытка бегства из него: не «отпустите меня в сруб, где печка топится по-черному». Большинство реконструкторов, по крайней мере те, с кем я общаюсь, очень хорошо осознают достоинства современного образа жизни, потому что лучше других знают, каким он был в каких-то более ранних эпохах. Современный человек далеко не всегда в состоянии оценить такое банальное достижение цивилизации, как свет. Мы приходим домой, нажимаем на кнопку выключателя, и загорается свет. До девятнадцатого века, чтобы зажечь свет, нужно было повозиться с неудобными устройствами: кресалом высечь огонь или зажечь лучину от уголька, который требовалось хранить в печи. Затем нужно было очень аккуратно разжечь огонь и потом за ним присматривать. Человек, получивший такой опыт, может его сравнить с современностью: с яркой лампой, которую легко и быстро включить. И это только один из аспектов, а их множество.

— Какая из эпох привлекает наибольшее внимание отечественных реконструкторов?

— Традиционно самые массовые эпохи — Древняя Русь, эпоха викингов, девятый–одиннадцатый века, причем здесь мы впереди планеты всей в том, что касается качества реконструкции. Это движение не уникально русское, оно появилось в Европе, но одно время мы их стремительно догоняли, а сейчас в некоторых эпохах даже обогнали. Еще одна популярная эпоха — та, с которой у нас начиналось в России движение реконструкторов: наполеоновские войны с воссозданием реалий Отечественной войны 1812 года. Еще одна массовая эпоха Великая Отечественная война. Очень многие реконструируют события середины двадцатого века. Остальные эпохи не так востребованы. Но часто бывает так: эпохой занимаются несколько человек, потом происходит накопление критической массы, и эта группа становится заметной среди всех остальных. Мы как агентство открыли несколько таких эпох. Зачастую энтузиасты той или иной эпохи только в рамках больших фестивалей понимают: их намного больше, чем они думали. Другие на них смотрят, видят, что эпоха красивая и содержательная, и присоединяются к ним. И тогда происходит скачок: и качественный, и количественный. Так произошло с реконструкцией семнадцатого века в России. В нынешнем году мы запустили площадку по каменному веку. До недавних пор можно было по пальцам пересчитать людей, которые ею увлекались. Но мы их собрали, объединили, пригласили реконструкторов из-за рубежа и надеемся, что эта эпоха будет развиваться.

— Как возникают подобного рода объединения людей? Можно ли реконструкцией заниматься в одиночку?

— Традиционная форма объединения реконструкторов — клуб. Это несколько людей, живущих неподалеку друг от друга. Они начинают встречаться и совместно заниматься своим увлечением. Тот, кто больше знает об этой эпохе, делится информацией о ней и своим видением того времени: как это было, как это лучше делать. Они могут совместно тренироваться и реконструировать процессы. В клубы реконструкторы объединяются, чтобы совместно выезжать на какие-то события. Намного интереснее не приехать самому по себе, а приехать и поставить там лагерь, привезти больше предметов и полностью обустроить быт. Тогда погружение — то, с чего мы начали наш разговор, — окажется намного глубже. В основном движение и состоит из клубов, включающих в себя как несколько человек, так и несколько десятков. Есть в движении и отдельные «сами себе реконструкторы»: человек сам чем-то занимается, сам ездит, и никто ему особо не нужен.

Михаил Сусанов: «Глубина погружения в эпоху определяется силой стремления человека в нее погрузиться. Если затратить достаточное количество сил и денег, то в ряд эпох можно погрузиться очень глубоко»

— Как российское реконструкторское движение выглядит на фоне того, что происходит во всем мире?

— Сейчас наше движение выглядит на общем фоне более чем достойно. Во многих областях мы уверенно находимся впереди всех как по спортивной составляющей, так и по знанию различных исторических аспектов. В странах Европы движение реконструкции возникло намного раньше. Они раньше вышли на этап перехода от взрывного роста к росту постепенному. Потом мы их стремительно догнали и обогнали. Во многом это результат того, что в нашей национальной культуре очень силен элемент состязательности, готовности к сравнению, к борьбе за первенство.

В Европе практически изжили стремление сравнивать, это приводит к тому, что они перестают развиваться, и в движении реконструкторов это очень заметно. Там годами, а иногда и десятилетиями ездят в одном и том же, ничего не меняя, не улучшая. Приехали на фестиваль: кто-то в хорошем костюме, сделанном в соответствии с новыми источниками, кто-то в старом, а кто-то — в фэнтезийном наряде: как когда-то шутили по поводу ролевиков, в наряде «эльфа в занавеске». Мы сравниваем и вырабатываем критерии качества исполненной работы: таким быть хорошо, а таким — не очень: надо подтянуться. Это приводит к тому, что год от года качество реконструкции растет. Более того, есть система допусков и, чтобы попасть на то или иное мероприятие, нужно пройти отбор либо получить приглашение. В результате движение развивается намного быстрее, чем в других странах. Там тоже есть люди, не утратившие вкус к сравнению и совершенствованию, они с удовольствием приезжают на наши мероприятия и говорят, что здесь участвовать намного интереснее. Естественно, у них тоже много чему можно научиться.

— Что значит для движения фестиваль, проходящий сейчас на улицах Москвы?

— Для участников фестиваля это в первую очередь общение с реконструкторами из других стран и иных эпох. Даже у тех, кто занимается другой эпохой, можно почерпнуть много интересного: в подходах, в организации. В любом случае человек, увлекающийся историей, не ограничивается одним периодом — ему всегда интересно то, что происходит рядом. Московский фестиваль очень представительный по количеству участников, стран и городов, из которых они приезжают. Это очень интенсифицирует обмен информацией, а вместе с ним рост и развитие. Второй важнейший аспект: фестиваль позволяет рассказать о реконструкции, показать ее вблизи большому количеству людей, показать, разъяснить, вовлечь. Когда фестиваль проходил впервые, в 2011 году, понимание происходящего со стороны зрителей было очень низким. С тех пор оно стало намного выше, и гости наших площадок задают осмысленные вопросы, вступают в дискуссии, происходит очень интенсивное общение. Это и есть ключевое событие фестиваля.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что вы стеснялись спросить: 5 неудобных вопросов к Skoda Octavia Что вы стеснялись спросить: 5 неудобных вопросов к Skoda Octavia

Skoda Octavia — это самый практичный автомобиль за свои деньги

РБК
Чистота жанра Чистота жанра

Дизайнер Винченцо де Котис проектирует мебель ранга высокого искусства

The Rake
10 сенсационных научных открытий, которые оказались фальшивками 10 сенсационных научных открытий, которые оказались фальшивками

Любит наш брат журналист кормить доверчивых читателей жареными фактами

Maxim
Каннский кинофестиваль глазами Алены Пеневой Каннский кинофестиваль глазами Алены Пеневой

Ретроспектива (а также закулисье) Каннского фестиваля

Cosmopolitan
Под гипнозом: правда и мифы о гипнозе Под гипнозом: правда и мифы о гипнозе

В глубоком гипнотическом сне человек полностью подчиняется воле гипнотизера

Популярная механика
Как следует отвечать на 9 неудобных детских вопросов Как следует отвечать на 9 неудобных детских вопросов

Как правильно отвечать ребенку на его самые неудобные вопросы

Maxim
Болезни почек — признак постоянного страха Болезни почек — признак постоянного страха

Китайская медицина построена на идее, что в человеческом теле все взаимосвязано

Psychologies
В ответе за будущее… Что такое репродуктивное здоровье? В ответе за будущее… Что такое репродуктивное здоровье?

О репродуктивном здоровье ребенка должны подумать, прежде всего, его родители

9 месяцев
Перфекционизм мешает наслаждаться сексом Перфекционизм мешает наслаждаться сексом

Беспокойство — главный враг возбуждения, особенно у женщин

Psychologies
«Найди то, что тебе интересно, – и это выстрелит» «Найди то, что тебе интересно, – и это выстрелит»

Настя Ивлеева о том, как ей удалось стать главной звездой российской блогосферы

Cosmopolitan
5 признаков, что мужчина незаметно контролирует вас 5 признаков, что мужчина незаметно контролирует вас

Мы привыкли думать о мужчине как о защитнике, даже если можем постоять за себя

Psychologies
Алексей Гидирим: Как легализовать миллионы самозанятых Алексей Гидирим: Как легализовать миллионы самозанятых

Алексей Гидирим: Как легализовать миллионы самозанятых

СНОБ
Куда сходить в Москве и Подмосковье в августе Куда сходить в Москве и Подмосковье в августе

Самые интересные события, чтобы этот август стал незабываемым

Cosmopolitan

Как девушка живет с чертами лица другого человека

Esquire
Центральный защитник Центральный защитник

Им­му­ни­тет ко­жи — вот что сто­ит под­ла­тать к се­зо­ну до­ждей

Glamour
8 фильмов, снятых в одном помещении 8 фильмов, снятых в одном помещении

8 фильмов, снятых в одном помещении

Maxim
Актер как бренд Актер как бренд

Как Александр Петров превращает свое имя в торговую марку

РБК
Совсем взрослый Совсем взрослый

Компания Audi представила новый Q3

АвтоМир
Готовимся к осени: 6 главных обувных трендов будущего сезона Готовимся к осени: 6 главных обувных трендов будущего сезона

Самое время приступить к обновлению осеннего гардероба

Cosmopolitan
9 нескучных фактов о фильме «Белое солнце пустыни» 9 нескучных фактов о фильме «Белое солнце пустыни»

Ни одно советское кино не рвало так много шаблонов, как «Белое солнце пустыни»

Maxim
Рассказываем, как повторить все прически Дэвида Бекхэма Рассказываем, как повторить все прически Дэвида Бекхэма

Выбор огромен – чего только не было на голове у бывшего футболиста

GQ
«Убивая Еву» – сериал о том, как опасно недооценивать женщин «Убивая Еву» – сериал о том, как опасно недооценивать женщин

«Убивая Еву» – сериал о том, как опасно недооценивать женщин

GQ
Porsche 911 GT3 RS Porsche 911 GT3 RS

Porsche 911 GT3 RS. Последний из фирменных могикан с атмосферным мотором

Quattroruote
Невезучие гении, не дожившие до славы совсем чуть-чуть Невезучие гении, не дожившие до славы совсем чуть-чуть

Со скорбью в буквах Maxim вспоминает невезучих гениев прошлого

Maxim
Лучшие шутки дня и развод Петросяна со Степаненко! Лучшие шутки дня и развод Петросяна со Степаненко!

Всеобъемлющий дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Выборы. Интрига возвращается Выборы. Интрига возвращается

Выборы 9 сентября будут сигнальными для власти на фоне пенсионной реформы

Эксперт
Денег не будет Денег не будет

Экспертный взгляд на будущее мира финансов

Robb Report
Влиться в светодиодную революцию Влиться в светодиодную революцию

Российские компании вполне могут встроиться в рынок светодиодных технологий

Эксперт
Разбор завалов Разбор завалов

Обрушение виадука Моранди в Генуе вызвало бурю негодования в Италии

Огонёк
Впервые российский завод L’Oréal получил сертификат зеленого строительства LEED Впервые российский завод L’Oréal получил сертификат зеленого строительства LEED

Российский завод L’Oréal получил сертификат зеленого строительства LEED

Cosmopolitan
Открыть в приложении