Как не зависеть от смены сезонов в городе и оживить его улицы?

ЭкспертОбщество

«Спросите горожан: тротуар или линейный парк?»

Александр Бондарев

Спикер Московского урбанистического форума — 2023 Гил Пеньялоса в свое время открыл или перестроил в Боготе (Колумбия) более 100 парков. В России он пока известен главным образом проектами временного перекрытия улиц. Как не зависеть от смены сезонов в городе, оживить его улицы и обеспечить развитие? Об этом и о многом другом — в интервью Гила Пеньялосы «Эксперту».

— Господин Пеньялоса, вы основатель организации 8 80 Cities. Название следует понимать так, что это город, удобный для восьми- и восьмидесятилетних. Возможно ли это реализовать на практике?

— Проблема в том, что сегодня города проектируются так, будто в них живут одни тридцатилетние, причем активно занимающиеся спортом люди. Концепция 8 80 Cities очень простая, но действенная, как показывает опыт. Нужно просто приспособить весь город — вообще весь: здания, улицы, тротуары, парки — для детей и пожилых. И тогда будет хорошо всем, в возрасте от одного года до ста лет. Принципиально важно, что речь идет прежде всего о пешеходах. А пешеходная зона у любого человека начинается в том самом месте, где заканчивается любая из его поездок, за исключением велосипедной.

Птицы летают, рыбы плавают, люди начинают ходить в годовалом возрасте и, как правило, продолжают делать это до конца жизни. Дети, пожилые и все, кто по возрасту между ними, должны получить возможность с комфортом ходить пешком и ездить на велосипеде в любом месте в городе.

— И все-таки за трансформацию городов, их изменения в лучшую сторону отвечают в основном люди возраста 15-35+. Что должно быть в городе, чтобы он стал интересен для молодых?

— Все говорят о важности молодежи, но лишь немногие делают для нее что-то на самом деле. Успешными будут те города, которые смогут удержать и привлечь лучших людей в возрасте 15–35 лет. Это люди, которые умеют все, что угодно: варить кофе, ремонтировать машины, работать медсестрами, учителями и так далее. Они могут жить в любой точке мира. Почему они должны делать выбор в пользу Москвы или любого другого крупного города на планете? Качество повседневной жизни, отдых и развлечения будут иметь огромное влияние на экономическую конкурентоспособность городов. Во многом это инфраструктурные вопросы, но не менее важна и событийная программа, особые виды активности для молодых. И вместе с тем замечу, что ориентироваться все равно нужно в первую очередь на восьми- и восьмидесятилетних. Когда мы проектируем именно для них, например, комфортные и безопасные пешеходные переходы, эти переходы будут комфортны и безопасны для всех. Но если ориентироваться на горожан от 15 до 35 лет, переходы будут удобны только для них одних.

— Приходилось ли вам встречать примеры реализации своих идей в России, особенно таких масштабные, как Ciclovia в Боготе, когда более ста километров улиц на время превращались в пространства для пешеходов и велосипедистов? И наоборот, какие примеры городского планирования в России были полезны для вас?

— Мне нравится работать в России. Я работал в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Норильске, Смоленске. Примеров, подобных Ciclovia — этот проект еще называют «Открытыми улицами», — мне видеть не приходилось. Но мне очень хотелось бы, чтобы в российских городах он был рано или поздно реализован. Это же просто. Летом, каждое воскресенье, с 10 до 16 часов, перекрывать для автотранспорта сеть улиц по всему городу. Чтобы люди могли по ним ходить, бегать, кататься на велосипедах, на роликах, танцевать — все, что угодно. Главное — без машин. Улицы — это общественные пространства. Они могут использоваться гибко, в зависимости от времени суток, дня недели, времени года.

— Да-да, вы часто подчеркиваете важность улиц как общественных пространств. Можно ли их рассматривать как своего рода линейные парки нового времени?

— Если посмотреть на города с высоты, то 20–30 процентов их площади — это улицы. Отвечая на предыдущий вопрос, я показал, насколько гибким может быть их использование.

Большинство улиц слишком длинные, а полосы для автомобилей слишком широкие. Их можно изменить так, чтобы освободить место для тротуаров, защищенных велосипедных дорожек, скамеек и, конечно, для зелени. Линейные парки можно устраивать как на магистральных улицах, так и на улицах местного значения. Спросите горожан, что им больше нравится — широкий тротуар или парк? Большинство наверняка выберет более зеленый вариант. В Мельбурне за последние несколько лет 60 гектаров замощенных пространств на улицах, предназначенных для автомобилей, превратились в зеленые зоны для пешеходов. Париж сегодня занят трансформацией своего самого знаменитого бульвара — Елисейских Полей — в великолепный линейный парк. Так можно сделать и в Москве, и вообще повсюду. Переход от серого к зеленому — набирающая силу тенденция.

— Вы давно живете в Торонто. Как северянин со стажем, что бы вы могли предложить для городов в холодном климате? Что нужно делать, чтобы зимой они стали более комфортными для пеших и велосипедных прогулок?

— Как говорят скандинавы, «не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда».

Города должны стремиться к тому, чтобы люди жили вне сезонной парадигмы и прежде всего перестали зависеть от зимы. Когда выпадает снег, сначала правильно очищать тротуар, затем велосипедные дорожки, и только потом проезжую часть. Сегодня чаще делают наоборот.

Гораздо больше, чем холод, людей беспокоит темнота. Я видел в центре Петербурга множество тротуаров с большим количеством фонарей: светло как днем! Но часто бывает, что проезжая часть освещена хорошо, а тротуары темные. Что мешает половину фонарей развернуть в сторону тротуаров?

Можно устраивать разные мероприятия в парках. Мы должны творчески подходить к организации активностей зимой на открытом воздухе. Нужно воспринимать снег как благо, играть и спускаться с горки на санках, кататься на коньках, оборудовать автобусные остановки навесами для защиты от ветра и осадков. Решений множество.

— Французский философ Эрик Саден недавно выпустил книгу «Тирания Я: конец общего мира» (2021, русский перевод 2023). Если коротко, то эта тирания индивида, основанная на чувстве его иллюзорного всесилия, которое, в свою очередь, основано на нашей зависимости от цифровых приложений в смартфоне и соцсетей. Эрик утверждает, что даже электросамокат — зло, потому что люди, которые на нем ездят, в упор не замечают других. Может, не стоит эти самокаты так уж продвигать, как это делается сегодня?

— Социальные сети могут быть полезны и молодым, и пожилым уже в том, что помогают узнать, когда и какие мероприятия проходят в парках, где устраиваются концерты, проводятся игры, квесты, открываются новые рестораны и кафе. Помогает и наличие хорошего бесплатного Wi-Fi в общественных местах.

В плане мобильности приоритет должен быть у пешеходов. За ними следуют обычные велосипедисты, потом люди на электровелосипедах и самокатах, потом — пассажиры общественного транспорта и в самую последнюю очередь — автомобилисты, потому что они занимают больше всего места на дороге и более всего загрязняют окружающую среду.

Так что весь вопрос в приоритете движения. Люди на самокатах — это в целом хорошо, но эта сфера должна быть отрегулирована. Как и для велосипедов, для самокатов следует проложить специальные дорожки и ограничить скорость движения до 20–25 километров в час. Запретить ездить по тротуарам. При нарушении запрета либо штрафовать, либо отбирать самокат. В любом случае у электросамокатов есть преимущества перед автомобилями. Им нужно гораздо меньше места, они не производят вредных выхлопов, имеют панорамный обзор и, в чем бы их ни обвинял французский философ, все-таки они глубоко интегрированы в социальную жизнь улицы.

— Не является ли мастер-план городского развития лучшим видом современного общественного договора?

— Что касается мастер-планов развития городов, то они хороши тем, что предлагают общее видение того, как мы хотим жить. Это как пазл, в который власть, бизнес и горожане должны сложить свои фрагменты, не нарушая общей картины. Важно честно выслушать граждан всех возрастов, достатка, происхождения, сосредоточиться на общественном благе. У него бесспорный приоритет перед любыми частными интересами.

Справка

Гил (Гильермо) Пеньялоса — основатель и председатель организации 8 80 Cities, создатель и руководитель образовательной инициативы «Города для всех», президент Ассоциации Гила Пеньялосы. Работал более чем в 350 городах мира. Дважды избирался председателем Всемирной организации городских парков. В 2023 году был назван авторитетным изданием Identity Review одним из 15 лидеров мнений в области устойчивого развития городов, а также вошел в список 100 самых влиятельных современных урбанистов по версии Planetizen.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Архитектура молодых, архитектура для молодых Архитектура молодых, архитектура для молодых

В каких стилях работают современные архитекторы?

Эксперт
Чем заменить Lexus. Тест-драйв Exeed RX Чем заменить Lexus. Тест-драйв Exeed RX

В России начали продавать Exeed RX. Результаты тест-драйва

РБК
Путь к мозгу лежит через микробиом Путь к мозгу лежит через микробиом

Бактерии, живущие внутри нас, изучаются как полноценный человеческий орган

Эксперт
Сто тысяч дрозофил не почувствовали магнитного поля Сто тысяч дрозофил не почувствовали магнитного поля

Почему изучать магниторецепцию на дрозофилах не получится

N+1
Зачем кузнечику сабля? Зачем кузнечику сабля?

Как спрятать кладку, когда даже закопать её не можешь?

Наука и жизнь
Какие новые инструменты использует ФНС для взыскания налогового долга Какие новые инструменты использует ФНС для взыскания налогового долга

ФНС все чаще использует новые инструменты в вопросах взыскания налоговых долгов

Forbes
Старый БИМ для нового духа Иванова Старый БИМ для нового духа Иванова

Как преображается Иваново

Эксперт
Очищенную воду можно получить прямо из тумана Очищенную воду можно получить прямо из тумана

Разработан метод, позволяющий собирать воду из тумана и одновременно очищать ее

ТехИнсайдер
Выходы к морю Выходы к морю

Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет

Агроинвестор
Беспилотник научили парить почти без затрат энергии Беспилотник научили парить почти без затрат энергии

Система управления беспилотника находит оптимальные точки в воздушных потоках

N+1
11 важных дат из истории Sukhoi Superjet 11 важных дат из истории Sukhoi Superjet

Sukhoi Superjet: история в датах

Maxim
Гигантская замочная скважина: как кровь моллюска способна вылечить рак, и почему она стоит 100 тысяч долларов? Гигантская замочная скважина: как кровь моллюска способна вылечить рак, и почему она стоит 100 тысяч долларов?

Ученым удалось найти лекарство от рака, которое течет по жилам моллюска

ТехИнсайдер
Васнецовы Васнецовы

Гениальный мерч в честь легендарного иллюстратора Юрия Васнецова

Собака.ru
Самые захватывающие книги о реальных преступлениях и закулисье следствия Самые захватывающие книги о реальных преступлениях и закулисье следствия

Чтение тру-крайм-литературы одновременно будоражит и успокаивает.

Maxim
Правила, которые нужно соблюдать перед тренировкой Правила, которые нужно соблюдать перед тренировкой

5 рекомендаций, благодаря которым тренировки точно будут полезными

Maxim
Неотъемлемая часть киносеанса: откуда взялась традиция есть попкорн за просмотром фильма в кинотеатре Неотъемлемая часть киносеанса: откуда взялась традиция есть попкорн за просмотром фильма в кинотеатре

Раньше попкорн в кинотеатрах вообще был под строжайшим запретом

ТехИнсайдер
Управляющие отчитались о росте Управляющие отчитались о росте

Самые успешные инвестиции середины лета

Деньги
Наполнен кубок через край. О чем и как писал Дмитрий Мережковский Наполнен кубок через край. О чем и как писал Дмитрий Мережковский

Как поэт Дмитрий Мережковский стал писать историческую прозу

СНОБ
Человек, убивший 300 детей, выйдет на свободу: как сложилась судьба колумбийского маньяка по прозвищу «Зверь» Человек, убивший 300 детей, выйдет на свободу: как сложилась судьба колумбийского маньяка по прозвищу «Зверь»

Самый кровавый маньяк в истории Колумбии Луис Гаравито орудовал в 1992-1999 гг.

ТехИнсайдер
Правила нетворкинга в ОАЭ: не ругайтесь матом, не шутите и никому не верьте Правила нетворкинга в ОАЭ: не ругайтесь матом, не шутите и никому не верьте

Как строить отношения с потенциальными партнерами и клиентами в арабском мире

Forbes
Запад на Востоке Запад на Востоке

Филолог Арсений Дежуров написал о диалоге между двумя великими цивилизациями

Правила жизни
Королева-девственница: как Елизавета I правила Англией в течение 40 лет Королева-девственница: как Елизавета I правила Англией в течение 40 лет

Елизавета I — королева, которую по-настоящему любили англичане

Forbes
Палеоклиматологи не разрешили людям пережить в Европе оледенение 1,1 миллиона лет назад Палеоклиматологи не разрешили людям пережить в Европе оледенение 1,1 миллиона лет назад

Палеоклиматологи исследовали керн донных отложений, извлеченный в Португалии

N+1
Почему привычная еда выглядит так, как она выглядит, и при чем тут дизайн Почему привычная еда выглядит так, как она выглядит, и при чем тут дизайн

Команда проекта A-House поразмышляла на тему сближения миров еды и дизайна

РБК
Мы, Николай Второй. Как императора показывали в российских фильмах и сериалах Мы, Николай Второй. Как императора показывали в российских фильмах и сериалах

Все самые яркие воплощения царя на экране в постсоветском кино

СНОБ
Все китайские производители смартфонов: кто есть кто Все китайские производители смартфонов: кто есть кто

Китайские производители смартфонов, которые бросают вызов "акулам" рынка

CHIP
Как советский инженер изобрел пиксель и начал цифровую революцию Как советский инженер изобрел пиксель и начал цифровую революцию

Отрывок из книги «Пиксель. История одной точки»

Forbes
«Душит ярость»: 6 способов успокоить нервы «Душит ярость»: 6 способов успокоить нервы

Психолог предлагает несколько шагов, которые помогут быстро успокоить ярость

Psychologies
Третья сила канцлера Дольфуса Третья сила канцлера Дольфуса

Европу 1930-х годов разделяла невидимая идеологическая линия фронта

Дилетант
Почему пикап GWM Poer KingKong — последний настоящий мужской автомобиль Почему пикап GWM Poer KingKong — последний настоящий мужской автомобиль

Огромный дизельный пикап — оплот настоящего в нашем цифровом мире

Maxim
Открыть в приложении