Российский автомобильный рынок продолжает лихорадить

ЭкспертАвто

Спрос падает, а машин не хватает

Российский автомобильный рынок продолжает лихорадить: с одной стороны, усиливается падение продаж, с другой — парадоксальным образом наблюдается дефицит популярных моделей

Российский авторынок упал на 9,1% по итогам прошлого года, а в январе — на 4,2%, при этом покупателям доставку ходовых моделей сейчас предлагают ждать до трех-четырех месяц. Фото: предоставлено компанией «Авилон»

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2020 года реализация новых автомобилей в России упала на 9,1%, до 1,6 млн единиц (см. график 1). 2021 год рынок тоже начал с падения: объемы продаж в январе снизились на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 95,2 тыс. единиц.

График 1: Продажи авто едут вниз второй год

Впрочем, в России автомобильный рынок пострадал не так сильно, как в других странах, где сокращение продаж в прошлом году было более существенным: в США спрос упал на 15%, в Германии — на 19%, в Испании — почти на треть, японский авторынок недосчитался 12% от прошлогодней реализации, французский — целых 26%, а в среднем продажи новых автомобилей во всем мире сократились на 14%.

Основной причиной падения мирового автомобильного рынка стала пандемия: весной прошлого года из-за карантина встали заводы, в принудительном порядке были закрыты автодилерские центры, люди сидели дома и никуда не ездили, что серьезно придавило продажи новых машин. Однако во второй половине года, по мере ослабления карантинных мер, постепенно начали «выздоравливать» и продажи автомобилей. «С развитием пандемии многие решили приобрести личное авто как наиболее безопасное средство передвижения: оно позволяет минимизировать число контактов с другими людьми и, соответственно, снизить риск заражения», — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы интернет-портала Auto.ru.

Подпитку рынку дала вынужденная экономия на развлечениях и отдыхе, из-за чего у людей появились дополнительные сбережения. Ну а те, кто все же решался на развлекательные поездки, из-за закрытия границ выбирали вариант путешествия по стране на собственном автомобиле. Впрочем, позитив нивелировался такими факторами, как спад экономической активности, рост неопределенности, что традиционно отрицательно влияет на решение о приобретении товаров длительного пользования. К тому же из-за падения курса рубля пошли вверх цены: по оценкам аналитического агентства «Автостат», за последний год они выросли в среднем на семь процентов. «Рост цен на новые автомобили сегодня негативно отражается на потребительском спросе. Доходы россиян остались на уровне прежних лет, а цены на многие товары первой необходимости увеличиваются», — комментирует Денис Мигаль, основатель сети автосалонов Fresh Auto.

Китайское наступление

Что касается игроков рынка, то лидером продаж по-прежнему остается «АвтоВАЗ» с показателем 343 тыс. проданных машин по итогам 2020 года. За ним в десятке ведущих игроков следуют автоконцерны с высокой степенью локализации производства в РФ: корейские автопроизводители KIA и Hyundai (201 тыс. и 163 тыс. автомобилей), французский Renault (128 тыс.), немецкий Volkswagen (100 тыс.), а также Škoda (94 тыс.), Тoyota (91 тыс.), Nissan (56 тыс.; см. график 2).

График 2: На авторынке доминируют марки с высоким уровнем локализации производства

По динамике ведущий российский автопроизводитель пока сохраняет темп ниже среднерыночного сокращения: продажи Lada в ушедшем году сократились только на 5%. Из производителей первой десятки меньше рынка упал также Volkswagen (минус 4%), а бренд Škoda и вовсе умудрился увеличить продажи на 7%. В положительной зоне — плюс 3% — оказался и премиальный бренд BMW. Кстати, премиальный сегмент, который, по оценкам маркетологов, сейчас занимает 9% всего авторынка, за последний год просел меньше, чем массовый: сокращение продаж здесь оценивается в среднем на уровне минус 7%.

Но всех продолжают удивлять китайцы: бренды из КНР сейчас демонстрируют головокружительный прирост продаж: в частности, объемы реализации Haval за последний год скакнули на 41% (до 17,3 тыс.), Geely — на 61% (до 15,4 тыс.), Chery — на 80% (до 11,4 тыс.). Повышенное внимание потребителей к китайским автомобилям связано с тем, что они остаются более доступными по цене, но при этом качество и оснащенность таких машин существенно растет. «Рост востребованности китайских автомобилей за последний год очень заметен: по итогам 2020 года на российском рынке было продано 57,2 тысячи новых автомобилей из КНР, что в среднем на 43 процента больше, чем в 2019 году, — констатирует Денис Мигаль. — Причинами ажиотажа в дилерских центрах Haval, Geely и Chery остаются оптимальное соотношение цены и качества их моделей, оригинальный дизайн, экономичный расход топлива и высокая оснащенность техническими опциями даже в базовых комплектациях».

В порядке общей очереди

Однако самым парадоксальным явлением на российском автомобильном рынке сейчас можно назвать такой, казалось бы, забытый с советских времен и чуждый рыночной экономике феномен, как дефицит. Такого продавцы машин не помнят с тучных годов середины 2000-х, когда рынок бурно рос и не успевающие за спросом импортеры вынуждены были наблюдать, как в автомобильных салонах чуть ли не возникали потасовки за ходовые модели машин. Но сейчас фон принципиально другой, рынок падает. В дефиците оказались модели как массового, так и премиального сегментов таких марок, как Kia, Volkswagen, Audi, Porsche. На некоторые из них покупателям предлагают записаться в очередь и ждать до трех-четырех месяцев.

«После локдауна и возобновления работы в дилерских центрах отмечался ажиотажный спрос, одновременно снизились объемы производства автомобилей: только в апреле автоконцерны выпустили на 79,2 процента автомобилей меньше, чем годом ранее. По этой причине на российском авторынке образовался дефицит, который коснулся 90 процентов автодилеров, — комментирует Денис Петрунин, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — Дефицит же автомобилей в начале 2021 года связан с перебоями в поставках автомобилей: изменением сроков и объемов доставки. Начавшаяся в Европе вторая волна пандемии тоже отражается на работе автоконцернов: сотрудники переходят на дистанционную работу, логистические компании корректируют маршруты, кроме того, в условиях сокращающегося спроса автоконцерны уменьшают объемы производства и количество поставляемых на российский рынок автомобилей».

Автокомпании жалуются, что если им и удалось в полном объеме восстановить производство и поставку комплектующих после разгара пандемии, то сейчас доставлять автомобили в дилерские сети в нужном количестве им мешают сбои в логистических цепочках. Эту проблему, в частности, подчеркивают представители Volvo, которые констатируют, что, например, самых ходовых моделей Volvo XC60 покупателям сейчас приходится ждать из-за трудностей с доставкой этих машин.

Впрочем, некоторые автодилеры предполагают, что производители создают ажиотаж вокруг своей продукции намеренно. «Дефицит новых автомобилей у дилеров сейчас возникает не только по причине повышенного спроса в прошлом году, но и из-за того, что некоторые автоконцерны могут создавать искусственный недостаток своих моделей, — утверждает Денис Мигаль из Fresh Auto. — Они не желают наращивать свою долю на рынке за счет объемов производства. И в связи с высоким спросом предпочитают повышать цены на самые востребованные модели, не удовлетворяя полностью спрос на них».

В дефиците виноваты и просчеты с планированием спроса: многие маркетологи ожидали худшего сценария развития рынка, и дилеры побоялись затоваривания. «Нехватка автомобилей будет наблюдаться как минимум до конца первого квартала 2021 года, аналогичная ситуация с товарным ресурсом на складах: в наличии автомобилей осталось не так много, склады начнут постепенно восполняться, возможно, только ближе к лету», — прогнозирует Александр Никонов, операционный директор автомобильной группы «Авилон». «Закончится дефицит к концу первого квартала, когда придут автомобили, произведенные осенью–зимой, и рынок немного стабилизируется. К концу второго квартала он приблизится к состоянию “до пандемии”», — соглашается Олег Голубцов, глава классифайд-сервисов Сбербанка.

А пока покупатели жалуются не только на нехватку машин, но и на то, что автодилеры начинают диктовать им свои условия — например, устанавливают на машины дорогое дополнительное оборудование. «Как только автодилеры перестали загружать свои склады впрок, это привело к тому, что автосалоны теперь торгуют автомобилями как в “старые времена”, — говорит автоэксперт Андрей Севостьянов. — Уже многие отметили, что с клиентами стали общаться менее внимательно и вообще за ними не очень бегают, как это было недавно, теперь все жестче: не нравится — не бери. Но ситуация, безусловно, выровняется, ведь в конечном счете фундаментальных причин дефицита нет и клиент сам скоро будет решать, кому отдать свои средства».

Škoda — одна из немногих компаний на российском авторынке, которая увеличивает продажи: по итогам прошлого года она зафиксировала прибавку на 7% (на фото: новая Škoda Octavia). Фото: предоставлено компанией Škoda

Дорога в тумане

Сможет ли авторынок нажать на тормоз и остановить падение в этом году? Игроки рынка и наблюдатели дают разные ответы на этот вопрос. С одной стороны, автопарк в России устаревает, уровень автомобилизации в стране все еще низкий, поэтому продажи машин рано или поздно должны нащупать дно. Комитет автопроизводителей АЕБ, например, предсказывает итоги текущего года с нотками оптимизма: по его мнению, в 2021 году рынок увеличится на 2%.

Но с другой стороны, те, кто планировал купить автомобиль в преддверии растущих цен, уже сделали это, что неизбежно ослабит потребительский спрос в ближайшее время. По прогнозу «Автостата», при базовом сценарии развития влияющих на авторынок факторов продажи новых автомобилей в России снизятся в текущем году на 5,5%, при пессимистическом сценарии — на более внушительные 11,7%. Однако при более благоприятном развитии событий рынок может прибавить 4% продаж.

«В связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией очень трудно прогнозировать, с какими показателями рынок закончит 2021 год, к тому же еще неизвестно, на сколько производители поднимут цены», — считает Александр Никонов из «Авилона». «Состояние авторынка России в 2021 году будет зависеть от роста цен на новые автомобили и уровня доходов населения, — продолжает Денис Мигаль. — Цены напрямую зависят от курса доллара, поэтому в случае увеличения курса машины тоже будут дорожать. А реальных предпосылок к росту доходов россиян пока нет, и большинство желающих приобрести автомобиль сделали это в ноябре-декабре прошлого года, не дожидаясь роста цен. Многое будет по-прежнему зависеть от восстановления экономики страны. Скорее всего, в целом продажи в нынешнем году сократятся на пять-шесть процентов».

Грузовики сбавляют ход

На 7,3%, до 74,8 тыс. единиц, снизились продажи грузовых автомобилей в России в 2020 году, сообщает агентство «Автостат». В январе текущего года снижение усилилось до 15,9% (до 5,1 тыс. единиц). «Из-за увеличения стоимости техники в условиях, когда стоимость перевозок не повышается, клиенты не хотят обновлять свои парки, предпочитая ремонтировать машины и таким образом продлевать срок их эксплуатации», — объясняет Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей «ФАВ — Восточная Европа». По словам Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic, спад рынка коммерческих автомобилей ведет к консолидации нового автопарка у крупных собственников.

Hyundai Palisade и новая онлайн-платформа

Hyundai вывел на российский рынок свой новый флагман в сегменте кроссоверов — полноразмерный внедорожник Palisade. Машина обладает внушительными размерами: ее длина составляет 4,98 м, колесная база 2,9 м. При этом новинка позиционируется как один из самых технологичных автомобилей в своем классе: она оснащается восьмиступенчатой автоматической трансмиссией и другими передовыми решениями. Одновременно новый Palisade предлагается приобрести онлайн, воспользовавшись запущенной недавно платформой онлайн-продаж автомобилей Hyundai. Функционал платформы охватывает весь процесс покупки, от выбора автомобиля до его оплаты, и позволяет приобрести новый автомобиль марки удаленно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Материал для победы Материал для победы

Композитная долина позволит запустить производство высокотехнологичной продукции

Эксперт
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
«Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию» «Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию»

Социолог Григорий Юдин о том, почему важно вернуть в Россию «публичную сферу»

Эксперт
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Дай лапу, друг! Дай лапу, друг!

Самые подходящие питомцы для каждого знака Зодиака

Лиза
«Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента» «Наша цель — создание персональнои витрины для каждого клиента»

Динара Юнусова о том, как развивается сегмент финансовых маркетплейсов

Деньги
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Открыть в приложении