В России начинается перезагрузка спортивной отрасли

ЭкспертСпорт

Спорт без спортсменов

Принятая в России стратегия развития спортивной индустрии нацелена на повышение конкурентоспособности этой отрасли. Предполагается, что новые меры поддержат отечественных производителей оборудования и инвентаря, сделают спорт более массовым.

Софья Инкижинова

Экспериментальный комбинат спортивных изделий (ECSI) хочет привлечь к своей продукции массового потребителя за счет популяризации нового вида спорта SUP (гребля стоя)

В России начинается перезагрузка спортивной отрасли. Утвержденные недавно правительством «Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года» и «Комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019–2020 годы», разработанные Минпромторгом, — документы не просто нужные, а обязательные. Они направлены на то, чтобы остановить депрессию российского спорта и создать современную, конкурентоспособную индустрию.

В качестве приоритетов выбраны пять направлений, по которым планируется вести планомерную работу: стандартизация и качество производимой спортивной продукции; развитие и поддержка отечественных производителей; поддержка и развитие кадрового потенциала; создание условий для выхода российской продукции на мировой рынок; поддержка передовых производственных проектов в области спорта высших достижений.

В настоящее время российская спорт-индустрия не слишком успешно догоняет мировую. По оценкам экспертов, емкость рынка спортивной продукции в нашей стране оценивается в 530– 540 млрд рублей, при этом доля продукции отечественных производителей едва превышает 11%. Больше всего в нашей стране выпускается продукции для зимних видов спорта — например, в горнолыжном секторе это 15%. В целом же объемы российского производства крайне малы, это особенно заметно по товарам и оборудованию для занятий профессиональным спортом (2–4% рынка), производству бассейнов (1%), «умным» тренажерам (1–3%), роликам и конькам (5%).

В мире же спортивная индустрия активно набирает обороты. По данным международных статистических источников, сейчас этот рынок составляет около ста миллиардов долларов, а в ближайшие пять лет может вырасти в полтора-два раза. При этом большая часть рынка приходится на сегмент спортивного оборудования. Главная причина его роста — увеличение числа людей, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом. Кроме того, на увеличение объемов рынка влияет и сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений: оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, которые изменяют и формируют способы проведения досуга.

Согласно новой стратегии, предполагается достижение следующих результатов: к 2035 году более половины жителей нашей страны будут активно заниматься спортом (разработчики стратегии полагают, что сегодня таковых 36%), производство отечественной спортивной продукции увеличится в два с половиной раза (более чем до 120 млрд рублей), а экспорт достигнет 220 млн долларов, число патентных заявок на изобретения в спортивной отрасли вырастет до 45 единиц в год.

Отечественные спортивные байдарки и каноэ дешевле импортных, поэтому их в основном приобретают для начинающих спортсменов и юношеского спорта

Уйти от гаражного производства

Поскольку основным разработчиком стратегии выступил Минпромторг, главное внимание в ней уделено производственному сектору. Сегодня развитие спортивной индустрии в России фактически начинается с чистого листа. По данным Минпромторга, в настоящее время на рынке спортивной продукции работают около 380 производителей спортивных товаров, более 90% из них — микро- и малые предприятия (годовой оборот каждого из них не превышает 20 млн рублей). Что примечательно, в основном такие компании сосредоточены в Центральном федеральном округе. Производители спортивного оборудования — это, как правило, бывшие спортсмены, которые раньше участвовали в соревнованиях, знают необходимые требования и какого инвентаря не хватает по их направлениям. Со стороны понять специфику того или иного вида спорта сложно. Подобную практику применяют даже транснациональные компании: для разработки профессионального оборудования к работе часто привлекаются спортсмены, которые не только тестируют продукцию, но и участвуют в организации всего производственного процесса.

Основная проблема, с которой сталкиваются российские спортсмены, — дефицит качественного специализированного оборудования по доступным ценам. «Еще пять-семь лет назад мы не думали об импортозамещении. Была определенная потребность рынка: от советской системы снабжения ушли, а оставшийся инвентарь приходил в негодность. Импортные спортивные лодки, которые начали завозиться в Россию, были дорогие, и в нашей стране стало расцветать гаражное производство. Эти лодки намного уступали западным, так как не было системного подхода к производству. Но когда мы увидели такую продукцию, сделанную непонятными умельцами, то поняли, что можем делать ее сами лучше и профессиональнее. Тогда мы решили изучить техническую часть и запустили собственное производство», — рассказывает генеральный директор Экспериментального комбината спортивных изделий Михаил Овчинников.

«На данном этапе наши лодки приобретают для начинающих спортсменов и юношеского спорта. Однако по качеству они не уступают западным образцам, поэтому могут быть использованы и в спорте высших достижений. Для сравнения: наши жесткие лодки стоят 78–125 тысяч рублей, а западные аналоги — 350–420 тысяч», — поясняет финансовый директор Экспериментального комбината спортивных изделий Андрей Дембиков.

Причины, по которым отечественные производители могут обеспечить цены на свою продукцию ниже, чем у импортных аналогов, следующие. Первая — высокие таможенные пошлины на импорт и льготное обложение по НДС для госучреждений, которые выступают заказчиками изделий: благодаря этим двум факторам разница в себестоимости с иностранным продуктом составляет 35%. Причина вторая — логистическая составляющая, поскольку ряд импортируемых изделий поступает к нам, например, из Австралии.

Основные заказчики спортивного оборудования (до 90%) — это госучреждения, работать с которыми компаниям сложно, прежде всего по причине сезонного характера госзаказов. «Первые заявки поступают к нам только весной. А наиболее непредсказуемым временем года для нас являются ноябрь—декабрь, когда госучреждения пытаются освоить бюджетные средства, не потраченные в течение года. Однако с января в производстве по госзаказам снова тишина: никто не понимает, сколько и какого оборудования планируется закупать в новом году», — рассказывает Андрей Дембиков.

Спрос на отечественную продукцию для того или иного вида спорта практически напрямую зависит от конкретных энтузиастов. «Нам удалось поддержать свое производство лишь благодаря тому, что ряд директоров спортивных школ решил, что лучше взять три-четыре наши российские лодки, чем одну дорогую импортную или десяток с гаражного производства, которые сразу же разваливаются. Многое зависит от конкретного директора спортивной школы, от местной власти. К примеру, если рассматривать Сибирь, то в Новосибирске о гребле на байдарке и каноэ мало кто слышал, зато это направления активно развиваются в Барнауле. Недавно там была создана гребная база международного уровня, а последние соревнования стали праздником всего города. Даже в Москве на Гребном канале на чемпионаты мира собираются всего несколько десятков человек, в основном ветераны спорта», — говорит Михаил Овчинников.

У других участников рынка примерно те же проблемы, что и у вышеописанных производителей лодок, — львиная доля сложностей на рынке связана с обеспечением госзаказа. «Мы молодая компания, но наши клюшки уже проявили себя на Олимпиадах, чемпионатах мира и прочих соревнованиях, их положительно принимают в спорте высших достижений. Мы единственный современный бренд клюшек на российском рынке, но нам приходится конкурировать с крупнейшими американскими и канадскими компаниями, у которых вековая история и миллиардные обороты, лишь на рыночных условиях. Нам это удается: цена импортных клюшек в высоком сегменте доходит до 18–19 тысяч рублей, мы же продаем инвентарь почти вдвое дешевле, так как не берем сверхплату за свой бренд. И сегодня наши производственные объемы таковы, что мы готовы обеспечивать своими клюшками всю страну, но за все время существования нашей компании нам ни разу не был сделан целевой госзаказ, кроме Татарстана и Челябинска», — говорит генеральный директор компании «Заряд» Иван Савин. По его мнению, причина тривиальна: его компания имеет узкую специализацию и производит только клюшки, а импортеры плюсуют к лоту еще экипировку и прочее, что добавляет им очки.

Иногда отечественные компании проигрывают иностранным по госзаказам по причине того, что их продукция оказывается дороже. «Мы выпускаем практически все, что можно сделать из дерева и металла. Школьный и детсадовский ассортимент закрываем почти на 90 процентов. Но китайские поставщики могут нас обойти, потому что их спортивное оборудование не только дешевле, но и выглядит красивее. Внешне оно тоже кажется более сложным, с обилием ярким деталей и так далее. Но зачастую все эти украшения идут в ущерб качеству. К примеру, в железных изделиях мы используем трубы диаметром сто миллиметров, но дальше начинаются различия — китайские производители делают стенку этой трубы очень тонкой, всего полмиллиметра. Мы же производим стенку по имеющимся нормативам, то есть в шесть раз массивнее. Это увеличивает срок службы нашей продукции, но и делает ее дороже», — рассказывает директор фабрики спортивного инвентаря «Аналитика» Илья Щелоков.

Если говорить о выборе между работой с госсектором и розницей, то компании склоняются в пользу последней. «Госзаказ нестабилен — сегодня есть, а завтра его может не быть. Кроме того, бюджетные деньги начинают тратиться примерно с мая, но ведь в начале года тоже надо как-то жить. А в отличие от госзаказов ритейл дает стабильность. Может, не совсем на удобных условиях для нас, но мы можем заранее планировать свои производственные объемы», — поясняет Илья Щелоков.

Понятно, что на розничном рынке есть свои ограничения, связанные прежде всего с платежеспособностью покупателей. «В нашей сфере сложно нарастить продажи рядовому потребителю, так как хорошая лодка по стоимости близка к стоимости недорогого автомобиля. Однако сейчас в мире появляются новые виды спорта, например SUP — гребля на доске стоя, которая очень популярна среди молодежи, туристов и всех любителей водных видов спорта. Существуют два вида SUP-досок — надувные и жесткие. Первые очень удобны при перевозке, их покупают начинающие спортсмены, а вторые берут профессионалы. Мы сейчас запускаем производство жестких SUP по той же технологии, что и спортивные лодки», — рассказывает Михаил Овчинников.

Ритейлу важны скорость и мощность

В свою очередь, спортивные ритейлеры надеются, что новая стратегия привнесет больше автоматизации на имеющиеся предприятия. Розничные операторы часто сталкиваются с тем, что на отечественных производствах много ручного труда. Многие компании работают далеко не на новом оборудовании, что снижает скорость производства и, наоборот, увеличивает количество брака, потому что вмешивается человеческий фактор. «Для нас как глобального ритейлера автоматизация на производствах очень важна, так как это высокая эффективность, которой можно достичь лишь в определенных условиях. Заключая с поставщиками договор о выпуске той или иной продукции для нашей компании, мы прежде всего смотрим на такие показатели, как скорость, мощность, время. В азиатских странах мы покупаем даже не единицу товара, а минуту производства. В России подобного сделать мы не можем, так как с имеющейся низкой технической базой оборудования сложно корректно подсчитать эту производственную минуту», — рассказывает руководитель производственного направления компании «Декатлон» Денис Ковальский.

Ритейлеры находятся в постоянном поиске новых поставщиков. «Сейчас у нас договор с 28 российскими фабриками. С кем-то мы приостанавливаем контракт по тем или иным причинам — допустим, производство может быть небезопасным, загрязняет окружающую среду, использует некачественные компоненты. В сезон весна—лето мы реализуем 25 процентов отечественных товаров, в зимний период — 32 процента. В прошлом году, когда был чемпионат мира по футболу, росли продажи в футбольном ассортименте. Когда официально разрешили рыбачить, то увеличились продажи по направлению “Рыбалка”. Сейчас большой наплыв покупателей в отделах бадминтона и тенниса. Но отечественным производителям развиваться можно в чем угодно. К примеру, почему бы не производить теннисные столы — технически это не самая сложная продукция, но нам приходится завозить их издалека», — рассказывает Денис Ковальский.

По его мнению, российские производители спортивных товаров могут занимать лидерские позиции на рынке как минимум по двум причинам. «Первая — территориальная, и она носит глобальный характер. Например, сегодня в европейские магазины “Декатлон” едет множество товаров из Китая. Россия же, находясь посередине этого пути, может не просто служить мостом между Европой и Азией, но и сама выпускать разного рода продукцию. И если продукция из Китая на европейский рынок идет до трех месяцев, то из Москвы товары могут доходить всего за пару недель. Вторая причина, по которой отечественные производители могут быть интересны глобальному ритейлу, — скорость снабжения магазинов, находящихся на территории нашей страны. Если взять самую простую базовую футболку и начать ее производство в России, то по сравнению с импортом наши компании не пройдут по ценам. Азиатские страны отшивают гораздо большие объемы изделий. Я бы на месте поставщиков больше фокусировался на скорости снабжения, когда у ритейлеров возникает потребность в конкретном товаре. К примеру, снег в нашей стране может пойти уже в октябре, поэтому, конечно, будут выигрывать те поставщики, которые оперативно могут подстроиться под сезон», — отмечает Денис Ковальский.

Нужны кластеры и кредиты на модернизацию

Отечественные производители спортивного оборудования мечтают о расширении своих производств и о государственной поддержке. «Практически все, что мы сейчас зарабатываем, мы реинвестируем в производство. Мы хотим построить небольшой современный завод. У нас есть все расчеты: сырье будет российское, оборудование мы тоже сможем смоделировать сами. Однако кредит мы не берем, потому что проценты съедят всю рентабельность. А чтобы заработать эти деньги, мы должны работать годами, только занимаясь накопительством», — говорит Андрей Дембиков. В качестве примера он приводит успешный опыт Португалии, где местным производителям правительство выдало большой грант на производство лодок мирового уровня.

«Мы бы хотели закупить новое оборудование, чтобы нам оказали поддержку наших инновационных разработок. Кроме того, нас интересует тема создания кластеров, когда на одной территории производители могут работать консолидированно — вместе развиваться проще. К примеру, кто-то делает комплектующие из пластика, и тебе тогда не надо новое оборудование закупать, просто заказываешь материал по субконтракту. А сейчас получается, что каждый сам за себя, покупает там, где знает. Вместо того чтобы просто выпускать готовую продукцию, заниматься приходится производством пластика, резины, поролона и прочего, то есть всех составляющих своей продукции. И только потом приступаешь собственно к производству изделий», — рассказывает Илья Щелоков.

Высокотехнологичные хоккейные клюшки компании «Заряд» конкурируют с импортными на рыночных условиях

Спортсмены критикуют

Вместе с тем сами спортсмены не проявляют большой заинтересованности в отечественном продукции. «В этом нет смысла. Почему спортивное оборудование должно быть российским, а смартфоны, которыми вы пользуетесь, — импортные? Мы находимся в глобальном мире. Нам важно качество, передовые технологии, и мы не смотрим на страну-производителя, а ориентируемся на лучших в мире. Это спорт! И мы должны быть первыми!» — горячится один из спортсменов олимпийской сборной.

Чаще всего профессиональные спортсмены затрагивают тему допинга. «При хорошем финансировании производить и продвигать отечественные препараты по фармацевтике (спортивное питание), соответствующие требованиям РУСАДА, станет проще. Для нас это важная тема. Сейчас мы используем в основном зарубежные препараты, но иногда они приносят больше вреда, чем пользы, так как на них не всегда указывается весь ряд содержащихся веществ. В дальнейшем это может оказываться допингом, потом мы доказываем, что это случайность, и так далее. Новая стратегия может дать толчок качеству спортивного питания в России», — уверен двукратный чемпион Европы по сумо Саловати Саидзода.

Другая надежда спортсменов связана с тем, что стратегия окажет поддержку самым разным видам спорта. «На данный момент в России олимпийские и неолимпийские виды спорта имеют большую разницу в финансировании. Соответственно, развитие последних идет медленнее, чем в других странах. Однако мировой спорт не стоит на месте, поэтому неолимпийские виды также могут включить в олимпийскую программу, как это недавно случилось с карате. В результате сейчас мы столкнулись с неприятной ситуацией, когда ни один российский спортсмен по карате не получил лицензию на Олимпиаду-2020», — говорит Саловати Саидзода.

При этом каждый представитель того или иного вида спорта пытается привлечь внимание к своему направлению. «В стратегии правильно говорится о том, чтобы сделать спорт массовым явлением. Но сегодня в нашей стране больше внимания уделяется футболу и хоккею, в каждом городе строят новые ледовые дворцы и так далее, а нам бы хотелось, чтобы было достаточное количество теннисных площадок, чтобы россияне могли выбирать, каким спортом им заниматься», — говорит вицепрезидент Федерации тенниса России Дмитрий Вихарев.

Новую стратегию многие критикуют за ее «промышленную направленность». «Ставшая достоянием общественности “Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года” буквально всколыхнула специалистов отрасли. Многие коллеги принялись сокрушаться, что она затрагивает только производителей товаров и лишь косвенно относится к собственно спорту, кто-то не нашел в ней профессионального спорта и спонсоров. Но этот документ разрабатывало не Министерство спорта, а Минпромторг, который использовал узкое понимание термина “спортивная индустрия”, ограничивая его лишь товарным рынком. В итоге перед нами тщетная попытка нарисовать красивую картину иллюзорной “спортивной индустрии будущего”, победившую волшебным образом иностранных конкурентов, повысившую число занимающихся спортом и сдавших тесты ГТО, улучшившую качество жизни граждан и в корне изменившую рынок спортивных товаров», — считает заведующий кафедрой спортивного маркетинга университета «Синергия» Андрей Малыгин.

В стратегии мало уделено внимания формированию рынка сбыта продукции — в частности, вообще нет упоминания о фитнес-центрах, хотя сейчас это наиболее быстрорастущая часть спортивной индустрии. «На мой взгляд, следовало бы начать именно с этого: определиться и поставить конкретные целевые показатели по потенциальным рынкам сбыта продукции, их долям, механизмам их наполнения», — предлагает член комиссии по межсекторному, инвестиционному и региональному развитию в сфере физической культуры и спорта общественного совета при Минспорта России Константин Белый. — При этом важно, чтобы государство ограничило свою роль созданием тщательно продуманных условий для успешного развития бизнеса, а не увязло в мелочах, планируя, сколько нужно производить лыж, а сколько коньков».

Кроме того, существенный недостаток стратегии, по мнению Константина Белого, заключается в том, что в ней никак не обозначены возможные механизмы финансирования реализации предлагаемых мероприятий: через особые условия кредитования бизнеса, государственные субсидии, целевые программы и т. п. «Из целевых показателей имеются только цифры по увеличению экспорта продукции, что выглядит странно в условиях, когда некоторые сегменты собственного рынка наполнены на единицы процентов. Наконец, в стратегии прямо указано, что основным фактором, ограничивающим конкуренцию, является преобладание госзакупок в рамках реализации государственных гарантий в структуре продаж для спортивной инфраструктуры, и перечислены связанные с этим проблемы. Однако конкретных механизмов, кроме вторичных, для преодоления этой проблемы опять не предлагается», — заключает эксперт.

Фото предоставлено ECSI. Предоставлено компанией «Заряд»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризисные ошибки Кризисные ошибки

Управляющие активами делятся своим негативным опытом

Forbes
Джоан Смоллс о массовых протестах в родном Пуэрто-Рико Джоан Смоллс о массовых протестах в родном Пуэрто-Рико

Супермодель объясняет, почему люди вышли на улицы и к чему это может привести

Vogue
Она и он Она и он

В бунинском «Деле корнета Елагина» практически ничего не придумано

Дилетант
«Все под колпаком»: журналисты описали схему «крышевания» банкиров сотрудниками ФСБ «Все под колпаком»: журналисты описали схему «крышевания» банкиров сотрудниками ФСБ

Силовики из ФСБ получали до 0,2% от средств, обналичиваемых «крышуемыми» банками

Forbes
Рапс вместо меда Рапс вместо меда

По всей России массово гибнут пчелы от химикатов для обработки полей

Эксперт
Ни слова о «Лошарике». Как федеральные телеканалы рассказали о гибели 14 моряков в Баренцевом море Ни слова о «Лошарике». Как федеральные телеканалы рассказали о гибели 14 моряков в Баренцевом море

Как федеральные телеканалы освещают пожар на подлодке в Баренцевом море

Forbes
Что подарить девушке, у которой есть все? 15 небанальных идей для сложных дам Что подарить девушке, у которой есть все? 15 небанальных идей для сложных дам

Что подарить девушке, у которой все есть: продвинутый уровень знакомства

Playboy
Как спорить с партнером, если у вас нет аргументов Как спорить с партнером, если у вас нет аргументов

Спорить можно вполне миролюбиво, и даже без веских аргументов

Psychologies
Юрий Беляев: Юрий Беляев:

Поступок, который Юрий Беляев не может себе простить

Караван историй
Тулун: гидрометеорология и бесы Тулун: гидрометеорология и бесы

Как столкнулись наводнение и нищета с упорством и добротой

Русский репортер
И уму и сердцу: тест почти идеального Citroen C3 Aircross И уму и сердцу: тест почти идеального Citroen C3 Aircross

Citroen C3 Aircross никому не оставляет шансов остаться равнодушным

Популярная механика
Михаил Трухин и Анна Нестерцова: Михаил Трухин и Анна Нестерцова:

Почему Михаил Трухин и Анна Нестерцова стабильно "разводятся" раз в месяц

Караван историй
Как не стоит носить головные уборы Как не стоит носить головные уборы

Учимся на ошибках героев стритстайла

GQ
Из кого выйдет достойный Элвис? 5 претендентов на роль короля рок-н-ролла Из кого выйдет достойный Элвис? 5 претендентов на роль короля рок-н-ролла

В США назвали основных претендентов на роль певца Элвиса Пресли

Playboy
«Компромисс в качестве для снижения цены — это ошибка». Глава парфюмерии Bvlgari о том, почему духи должны стоить дорого «Компромисс в качестве для снижения цены — это ошибка». Глава парфюмерии Bvlgari о том, почему духи должны стоить дорого

Глава парфюмерного бизнеса Bvlgari — о новом поколении клиентов и запахе счастья

Forbes
Долой стереотипы: как свадебный бизнес подстраивается под новые тренды Долой стереотипы: как свадебный бизнес подстраивается под новые тренды

Современные женщины больше не мечтают о такой свадьбе, какая была у их родителей

Forbes
Бури и штормы Натали Мибах Бури и штормы Натали Мибах

Художница Натали Мибах вплетает метеоданные в конструкции из ивовых прутьев

Популярная механика
Тест смартфона Motorola One Vision: Android One в кино-формате Тест смартфона Motorola One Vision: Android One в кино-формате

Motorola One Vision не устанавливает новых рекордов в области производительности

CHIP
Вселенная вибрирующих струн. Как выглядит подлинная реальность с точки зрения физика-теоретика Вселенная вибрирующих струн. Как выглядит подлинная реальность с точки зрения физика-теоретика

В МГУ начал работу Институт теоретической и математической физики

Русский репортер
Что не так с сумками хобо Что не так с сумками хобо

Рассказываем, почему термин хобо неуместен в современной модной индустрии

Vogue
Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне

Рассказы о науке

Наука и жизнь
Хорхе Вайехо — о гастролях, тако и насекомых в тарелке Хорхе Вайехо — о гастролях, тако и насекомых в тарелке

В ресторане «Кококо» прошел специальный ужин с участием Хорхе Вайехо

РБК
Читаем на каникулах: 10 главных детских книг лета по версии Forbes Life Читаем на каникулах: 10 главных детских книг лета по версии Forbes Life

10 новых детских книг о взрослении, дружбе, любви

Forbes
Первый израильский меценат в истории Эрмитажа сделал дар на $7 млн Первый израильский меценат в истории Эрмитажа сделал дар на $7 млн

Зачем Амир Гросс Кабири делает подарки крупнейшему музею в мире

Forbes
Наука и жизнь: как живут студенты знаменитого физтеха Наука и жизнь: как живут студенты знаменитого физтеха

В МФТИ высокий уровень суицида среди студентов

Популярная механика
Alex&Rus: «С 14 лет мы начали пробовать себя абсолютно во всем» Alex&Rus: «С 14 лет мы начали пробовать себя абсолютно во всем»

Cosmopolitan поговорил с молодым перспективным дуэтом Alex&Rus

Cosmopolitan
Уберизация добра: как диджитал-инструменты помогают благотворительным фондам Уберизация добра: как диджитал-инструменты помогают благотворительным фондам

Благотворительные фонды заимствуют продуктовый подход у онлайн-ретейла

Forbes
«Я никогда не жила так легко и счастливо, как в 50» «Я никогда не жила так легко и счастливо, как в 50»

Почему в 50 можно и нужно жить счастливо

Psychologies
Американские конгрессмены призвали ввести новые санкции против России Американские конгрессмены призвали ввести новые санкции против России

Санкции предлагается ввести против энергетики, банков, оборонного сектора

Forbes
Осторожно, горячо! «Яндекс.Еда» и Delivery Club нашли новый рынок объемом в миллиарды рублей Осторожно, горячо! «Яндекс.Еда» и Delivery Club нашли новый рынок объемом в миллиарды рублей

Агрегаторы приучили к круглосуточной доставке широкого ассортимента продуктов

Forbes
Открыть в приложении