Магазин RigRaise — первая в России попытка дать шанс старым вещам

ЭкспертБизнес

Секонд-хенд от дизайнера

В Москве открылся магазин вещей вторичной переработки RigRaise. Это первая в России попытка дать шанс старым вещам, а экологичным производителям возможность оказаться на модном рынке

Вера Кузьмина

Анна Леконцева заходит в секонд-хенд. Долго ходит от одного ряда к другому, внимательно рассматривая каждую вещь. В результате отбора в ее корзину попадают блейзер и косуха, с ними она направляется к двум художникам, а через несколько дней забирает, но уже с принтом, нашивкой или надписью. Анна делает фото «новых» вещей и размещает их в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) на странице RigRaise, а сами вещи попадают на вешалки магазина RigLavka.

Год назад Анна основала бренд-ресейл, то есть перепродажу экологичных вещей RigRaise, где продает переработанную одежду двух типов обработки — апсайкл (поверхностная обработка вещей вторичного пользования) и ресайкл (создание новых вещей путем глубокой переработки сырья). Предпринимательница уверена, что будущее за снижением объема производства новых вещей и ростом вторичного потребления.

Искусство, которое носят на себе

До появления RigRaise Анна Леконцева уже работала на fashion-рынке. Ее карьера началась с маркетплейса русских дизайнеров, которых она объединяла на одной онлайн-площадке. «В России очень много дизайнеров, они работают по всей стране, но не было магазина, где были бы только русские дизайнеры, и я решила такой магазин создать», — рассказывает она. За время работы с профессионалами дизайна, помогая им открывать шоурумы, она стала экспертом в этой области. Ход событий круто изменила поездка на китайские швейные фабрики: когда Анна увидела, сколько одежды там производится, продвигать пошитую зачастую китайцами одежду русских брендов ей уже не захотелось. Но интерес к fashion-рынку сохранился, к тому же Анна увлекалась современным искусством, и возникла мысль работать с товарами вторичного пользования, видоизменяя их с помощью современных художников. Ее идею поддержал бизнесмен Сергей Поппер, у которого был подобный опыт: его дети дорабатывали дизайн готовой одежды и продавали. Сначала партнеры решили создавать вещи по типу переработки апсайкл. Покупали их в секонд-хенде, где, кстати, попадается одежда известных брендов. «Нам важно, чтобы вещи были высокого качества и подходили с точки зрения дизайна для дальнейшей доработки», — говорит предпринимательница. По цене каких-то явных ограничений нет, но очень дорогие вещи компания не покупает, 3–12 тысяч рублей — предел. Изначально закупались вещи на собственные средства, а потом из оборота. Среди художников, с которыми стали сотрудничать, есть известные имена, например Дмитрий Цветков, но большая их часть — начинающие. «Начинающие нам даже интереснее, потому что процент за свою работу у них ниже, а среди них есть очень талантливые люди. Художников, которые сами перерабатывают готовые вещи в уникальные изделия, довольно много, но для продажи их вещи редко подходят — качество очень кустарное, вы такое носить не станете. Но если мы видим, что дизайнер перспективный, то даем технолога и швею для реализации его идеи», — говорит Сергей Поппер.

В штате компании есть технолог, несколько швей и около 20 художников на аутсорсинге. «Это вещи для человека, который заботится об окружающей природе и хочет выглядеть оригинально. Потому что у каждой вещи свой уникальный дизайн с историей. У нас есть коллекция художника, который проехал на поезде от Москвы до Владивостока и делал зарисовки на каждой станции, на их основе были сделаны принты для вещей», — рассказывает Сергей Поппер. Все изделия продаются в единственном экземпляре, и это, конечно, усложняет продажу: если покупателю понравилось платье, он может не купить его только потому, что не подошел размер. В ситуации, когда есть повышенный спрос на определенную модель одежды, предприниматели делают ее реплику — покупают похожую вещь и создают аналогичный дизайн.

Позже партнеры пошли по тому пути, с которого начинала Анна Леконцева: решили объединить в своем магазине все бренды, которые перерабатывают вещи. Среди них оказались компании, которые производят глубокую переработку синтетического сырья в полностью новые изделия, то есть они идут по пути ресайкла. Это в основном компании, в ассортименте которых есть изделия, традиционно произведенные из синтетики: купальники, сумки, спортивная одежда. Например, русский бренд женских купальников Ginger Ocean использует пряжу иностранного производства Econyl, которая полностью сделана из отходов океана и мусора, таких как промышленный пластик, обрезки тканей, из нее же выпускали коллекции Gucci, Burberry, Roxy, Adidas, Prada. «Это бифлекс — эластичная ткань, которая на 75 процентов состоит из переработанных рыболовных сетей. В России подобные ткани не производят, поэтому мы закупаем их за рубежом», — говорит Татьяна Елфимова, основатель Ginger Ocean. Другой отечественный бренд, Lethed, производит мужские и женские толстовки, свитшоты, футболки также из импортного сырья — специальной переработанной ткани на основе текстильных остатков. Бренд Polyarus специализируется на производстве сумок из переработанных автомобильных и велосипедных камер, рекламных баннеров и ремней безопасности. Можно сказать, бренд уже популярен в России: его клиентами являются Сбербанк, «Адидас», «Газпром нефть» и др. «В 2019 году мы удвоили свой оборот по сравнению с 2018-м. В 2020 году мы планировали расти аналогичным темпом, но пандемия нарушила наши планы. Рост сейчас все равно есть, но все же не такой значительный, как годом ранее», — рассказала «Эксперту» основатель Polyarus Александра Полярус.

Одежда для будущего поколения

Апсайкл и ресайкл как виды вторичной переработки готовых изделий и сырья появились в мире, когда стала очевидной глобальная проблема — избыточное производство и потребление товаров и продуктов, для производства и переработки которых тратятся огромные ресурсы планеты, усугубляя ее состояние. Сначала появилось такое понятие, как шеринг, когда один ресурс используется многократно разными людьми, и он охватил сразу несколько емких сегментов потребительского рынка — каршеринг, фудшеринг. В этом же направлении работают апсайкл и ресайкл, которые адаптируют уже существующие товары для вторичного использования в обновленной или абсолютно новой форме. От быстрой моды мы переходим к медленной — это новый тренд. О снижении объемов производства одежды сейчас говорят уже многие бренды, в частности, в России это Akhmadullina Dreams, «Снежная королева», I Am Studio. Компании снижают объемы производства на 10–15%.

За рубежом рынок потребления вторичных вещей растет опережающими темпами. По данным Fashion Consulting Group, ежегодный прирост продаж этих товаров последние пять лет там составляет от 15 до 20%. При этом мировой оборот переработанного текстиля, по данным Allied Market Research за 2018 год, составил 5,3 млрд долларов, из них порядка 40% приходится на одежду и аксессуары, остальные — на автомобильную промышленность и смежные отрасли. Прогноз оборота всего переработанного текстиля на 2026 год — 8 млрд долларов.

Фактически все ведущие бренды предлагают какие-то варианты продажи вторичных вещей. H&M в этом году выпустил коллекцию Conscious Exclusive из экоматериалов, смешав натуральное волокно и переработанные ткани. Levi’s в сотрудничестве с итальянским кооперативом Porto Alegre создал коллекцию денимных аксессуаров — из отрезов денима и других тканей. Puma создает коллекции из материалов, изготовленных британской компанией по переработке отходов First Mile из пластиковых бутылок. Есть пример и из люкса: Prada активно использует и продвигает переработанные материалы и в следующем году намерена перейти на полностью переработанный нейлон в тех коллекциях, где он может быть использован.

В России сейчас заработать на этом бизнесе сложно: оборот RigRaise за год составил пять миллионов рублей, компании по производству переработанных вещей зарабатывают примерно столько же. Маржа по одежде составляет 40–60%, при этом значительная доля идет на оплату работы художников — 30–60% с каждой вещи. Культура потребления вторичных вещей только стала формироваться через небольшое число микрокомпаний и дизайнеров, крупные игроки поддержать идею не спешат. Видимо, они понимают, что ожидать повышенного интереса к таким вещам не стоит. «Очень важно понимать, что эта история у нас по-другому позиционируется. За рубежом она напоминает об ответственном производстве и потреблении, из которого вытекает идея дать вещам вторую жизнь. В России она продвигается противоположным образом — через пафос обеспеченных людей, которые следуют таким модным трендам. Да и вообще, большая часть наших потребителей находятся на уровне восприятия апсайкл и ресайкл, как “старых” вещей и поэтому относятся к ним скептически. А молодое поколение, более открытое таким новинкам, еще не вошло в покупательную силу», — считает Дарья Ядерная, CEO Y Consulting. И все же, по прогнозам Fashion Consulting Group, в течение ближайших десяти лет у покупателей поколений Y и Z до 20% гардероба будут составлять вещи из магазинов ресейла.

Фото: предоставлены RigRaise

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Токен отряхнулся от пластика Токен отряхнулся от пластика

Уже совсем скоро пластиковые карты могут полностью уйти в прошлое

Эксперт
Гигантских вирусов заподозрили в наличии энергетического метаболизма Гигантских вирусов заподозрили в наличии энергетического метаболизма

У пандоравирусов нашли мембранный градиент и ферменты цикла Кребса

N+1
Занять у клиента Занять у клиента

Российские компании задумались о привлечении денег клиентов на свои счета

Эксперт
Ответственная за моду: Мирослава Дума Ответственная за моду: Мирослава Дума

Мирослава Дума вернулась в качестве соосновательницы бренда Pangaia

Glamour
Прикрылись цифровизацией Прикрылись цифровизацией

Как решить проблему бедности, безработицы и сокращения малого бизнеса

Эксперт
Технология блокчейн Технология блокчейн

То, что движет финансовой революцией сегодня

kiozk originals
Правила жизни Армена Джигарханяна Правила жизни Армена Джигарханяна

Правила жизни режиссера и народного артиста СССР Армена Джигарханяна

Esquire
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
Любовь или легкая влюбленность? 16 важных отличий Любовь или легкая влюбленность? 16 важных отличий

Чем отличается легкое увлечение от настоящей любви?

Psychologies
Когда в России прошла первая собачья выставка? Когда в России прошла первая собачья выставка?

Как и когда прошла первая отечественная выставка собак

Культура.РФ
Никита Кукушкин: «Свои желания я исполняю сам» Никита Кукушкин: «Свои желания я исполняю сам»

Актер театра и кино – о новогодних сюрпризах и разочарованиях

Cosmopolitan
Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках» Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках»

Как развивается рынок гибкой электроники и почему у России отличные перспективы

Inc.
Я/мы. Что нас объединяет? Я/мы. Что нас объединяет?

Психолог Тахир Базаров размышляет о том, как изменилась социальная дистанция

Psychologies
Битва за дата-центры Битва за дата-центры

Производитель микрочипов AMD объявил о намерении купить своего конкурента Xilinx

Эксперт
«Мы сидим на грантовой игле»: как журналистка запустила программу реабилитации для людей с ДЦП «Мы сидим на грантовой игле»: как журналистка запустила программу реабилитации для людей с ДЦП

Интервью с основательницей проекта «Лига мечты» Натальей Белоголовцевой

Forbes
Вопрос психологу: что такое синдром самозванца? Вопрос психологу: что такое синдром самозванца?

Синдром самозванца — это не медицинский диагноз, но он может испортить жизнь

Esquire
Ароматерапия против стресса: 8 масел, которые помогут расслабиться и улучшить настроение Ароматерапия против стресса: 8 масел, которые помогут расслабиться и улучшить настроение

Как использовать силу запахов себе на благо?

Playboy
13 крутейших танцев в фильмах в исполнении крутых мужских персонажей 13 крутейших танцев в фильмах в исполнении крутых мужских персонажей

Важная часть крутого мужского персонажа — умение сногсшибательно танцевать

Maxim
Чем болели президенты США (втайне от простых американцев) Чем болели президенты США (втайне от простых американцев)

Кто основал среди американских лидеров традицию болеть

Maxim
Чем заняться в долгой поездке: 15 способов не умереть со скуки в дороге Чем заняться в долгой поездке: 15 способов не умереть со скуки в дороге

Как скоротать время в поездке на общественном транспорте и в автомобиле

Playboy
С миру по нитке С миру по нитке

Разочаровавшись в моде, Азиза Азим запустила собственную марку

Vogue
Какие пуховики и куртки сильно полнят — 9 моделей, которых лучше избегать Какие пуховики и куртки сильно полнят — 9 моделей, которых лучше избегать

Самые опасные фасоны, фактуры и расцветки пуховиков

Cosmopolitan
Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз

Каждые 90 минут в мире диагностируют БАС

РБК
Лицо с экрана 2020 года: Алексей Пивоваров Лицо с экрана 2020 года: Алексей Пивоваров

Алексей Пивоваров доказал, что на YouTube есть место новостной повестке

GQ
Печень: чистить или любить? Печень: чистить или любить?

Расследование: как работает печень, как ее защитить и стоит ли чистить?

Здоровье
Что почитать о путешествиях, если надоели travel-блоги? Что почитать о путешествиях, если надоели travel-блоги?

Эти произведения — отличный способ проникнуться другими странами

МегаФон Путешествия
«Уродливая Вселенная: как поиски красоты заводят физиков в тупик» «Уродливая Вселенная: как поиски красоты заводят физиков в тупик»

Отрывок из книги Сабины Хоссенфельдер о том, как красота направляет исследования

N+1
«Люкс превратился в один большой магазин дьюти-фри»: лучшие высказывания Тильды Суинтон об одежде, моде и стиле и ее знаковые кинообразы «Люкс превратился в один большой магазин дьюти-фри»: лучшие высказывания Тильды Суинтон об одежде, моде и стиле и ее знаковые кинообразы

Тильда Суинтон о моде и отношениях с одеждой

Esquire
«Александра Трусова. Девочка, победившая гравитацию» – книга о феномене фигурного катания «Александра Трусова. Девочка, победившая гравитацию» – книга о феномене фигурного катания

Книга про падения, четверные прыжки и встречу с Ириной Родниной

GQ
Самые яркие моменты из жизни Диего Марадоны Самые яркие моменты из жизни Диего Марадоны

Карьерные триумфы, провалы и наркозависимость Диего Марадоны

GQ
Открыть в приложении