Графену так и не удалось выйти за пределы лабораторий

ЭкспертНаука

Революция откладывается

Графену так и не удалось выйти за пределы лабораторий, но исследования чудо-материала продолжаются

Заур Мамедьяров

Фото ТАСС

История графена, материала, открытого в 2004 году, — яркий пример преждевременного технологического оптимизма. Графен привлек внимание публики своими свойствами — он в 200 раз прочнее и в шесть раз легче стали и обладает огромной электро- и теплопроводностью. Но одно дело наблюдать за материалом крошечного размера в лаборатории, совсем другое — масштабировать его.

Графен относится к двумерным материалам, уникальные электрические свойства которых обещают прорывные применения. Так, двумерные материалы могут образовывать регулируемые энергетические щели, которые можно настраивать на длину волны солнечного света, благодаря чему они становятся идеальным материалом для производства сверхэффективных солнечных панелей. Привлекает внимание и невероятная прочность двумерных веществ. Было установлено, что даже двухслойный графен в результате фазового перехода может стать тверже и прочнее алмаза.

Но волшебных свойств оказалось недостаточно, чтобы произошла графеновая революция. Между открытием материала и его появлением в батареях смартфонов или электрокаров лежит пропасть. Хуже того, материал может оказаться и вовсе невостребованным: достаточно вспомнить фуллерен, которому все пророчили огромное будущее в 1980-е годы, но никаких революционных применений материала так и не появилось. Как бы то ни было, исследования продолжаются. Графеном в мире занимаются более 300 компаний, в том числе в рамках крупнейшей исследовательской инициативы Евросоюза Graphene Flagship с бюджетом миллиард евро.

Джеймс Бейкер, исполнительный директор Национального института графена в Манчестерском университете, считает, что материал еще молод и даже двадцати лет недостаточно, чтобы совершить отраслевую революцию. Предстоит преодолеть множество сложностей при получении и обработке графена, которые сейчас делают его слишком дорогим. Стоимость производства графена оценивается в тысячи долларов за килограмм, что лишает его конкурентоспособности по сравнению с другими современными материалами. Это подтвердил «Эксперту» и заместитель директора малого инновационного предприятия «Графен» Григорий Александров. По его словам, массовому внедрению на рынок препятствует высокая стоимость оксида графена и углеродных нанотрубок, необходимых для изготовления графеновых компонентов.

Большая часть патентов на технологию графеновых аккумуляторов сейчас принадлежит компаниям из Испании, Южной Кореи и Китая, однако г-н Александров полагает, что производство графеновых батарей будет сосредоточено в Китае или на Тайване.

Сооснователь Ora Graphene Audio (компания специализируется на производстве аудиоустройств с использованием графена) Ари Пинкас считает главным ограничением отсутствие надежных и доступных методов производства графена. По его словам, сейчас трудно получить высококачественный графен с сохранением всех его свойств в объемах, необходимых для массового производства. Даже малейшие дефекты материала будут негативно сказываться на его прочности, гибкости, электро- и теплопроводности.

Руководитель научно-исследовательской лаборатории компании IDTechEx Хаша Гаффарзаде считает, что до переломного момента, когда графен станет достаточно дешевым и найдет достаточное количество применений, чтобы широко внедрить его в промышленность, остается еще как минимум два года. Сдержанные оценки по поводу темпов внедрения графена дает и глава исследований в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций компании Deloitte Пол Ли, который уверен, что в ближайшие пять лет повсеместной замены литий-ионных батарей графеновыми не случится.

Надежды остаются

Хотя сверхоптимизма инвесторов по отношению к графену уже нет, ряд компаний продолжают надеяться на успех. Среди них британская Applied Graphene Materials, которая была создана в 2010 году при поддержке Даремского университета. Компания экономически выигрывает за счет производства графена из этанола, а не из графита, и в настоящее время совершенствует собственную запатентованную технологию Structural Ink, применяемую для нанесения графена на композитные материалы. В партнерстве с французским концерном Airbus компания также ищет способы применения графена при производстве спутников.

Другой пионер графена — валлийская компания Haydale, которая нашла способ использования материала в чернилах и красках. Имея в своем распоряжении четыре плазменных реактора, компания добавляет графен в композитные материалы. Несмотря на то что в 2018 году Haydale столкнулась с финансовыми трудностями, председатель совета директоров Дэвид Бэнкс считает, что в перспективе компания выиграет от массовой коммерциализации графена. Несколько лучше дела идут у британской Versarien, которая производит графеновые пластинки и чернила и недавно подписала с южнокорейской компанией Axia Materials соглашение о совместной разработке улучшенных композитных материалов для использования в аккумуляторах электрокаров и встроенных сенсорах умных домов.

Пока графен более или менее успешно можно применить только для улучшения обычных литий-ионных аккумуляторов. Прошел почти год с тех пор, как в Samsung заявили, что разработали графеновый материал для аккумулятора, — графен дополняет привычную технологию: тонким слоем графеновых «шариков» покрыты электроды аккумулятора. Было заявлено, что он полностью заряжается за 12 минут — в пять раз быстрее, чем обычные литий-ионные аккумуляторы. Но пока аккумулятора никто не видел.

Над внедрением графеновых технологий в производство аккумуляторов для смартфонов работает и Huawei. В аккумуляторе, который компания выпустила в 2016 году, графен использовался для снижения его температуры при работе. Теперь же в технологическом сообществе распространилась информация (правда, неподтвержденная), что литий-ионной батареей с использованием графена будет оснащен смартфон Honor Magic 2, который Huawei намерена выпустить в декабре. А каталонский стартап Earthdas планирует наладить производство первых коммерчески рентабельных графеновых аккумуляторов, которые, по словам разработчиков, заряжаются в 12 раз быстрее сегодняшних литий-ионных батарей, а их емкость больше на 60 процентов. Предполагается, что первые три тысячи аккумуляторов будут готовы уже в этом году. Если планы компаний реализуются, их проекты станут первыми примерами массового производства аккумуляторов с содержанием графена.

Графеновый материал, разработанный Samsung

Литий не заменить

Оптимисты надеются, что графен сможет реализовать свой коммерческий потенциал. Манчестерский университет даже создал Инженерный и инновационный центр графена стоимостью 60 млн фунтов, цель работы которого — ускорить коммерциализацию материала. Однако наивно ожидать, что графен заменит литий. Несмотря на появление отдельных проектов, связанных с графеном, даже по оптимистическим прогнозам британской компании Allied Market Research, к 2022 году объем рынка графеновых батарей достигнет всего 115 млн долларов (сегодня не более 40 млн). Это несравнимо с объемом рынка литий-ионных батарей, который оценивается в 30 млрд долларов, а к 2022 году, как ожидается, удвоится.

Если Международное энергетическое агентство не ошибается насчет роста числа электромобилей на дорогах до 125 млн с текущих трех миллионов к 2030 году, то становится очевидно, что графен никак не сможет помочь новому сегменту рынка. Кто бы ни коммерциализировал новые батареи первым, быстро масштабировать производство графена не удастся. Качество продукции уже вызывает вопросы: не так давно Национальная физическая лаборатория Великобритании запустила инициативу, призванную помочь компаниям проверить качество графена, который те приобретают.

Надежда, что спрос на графен обеспечат смартфоны, тоже ничем не оправдана — их мировые продажи не показывают былых темпов роста (во втором квартале 2018 года, по данным консалтинговой компании IDC, продажи смартфонов даже упали на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Литий-ионные аккумуляторы останутся основной технологией, а представители ЕС и США продолжат опасаться, что амбициозные планы Китая в сфере электромобилей еще сильнее укрепят позиции страны на этом рынке. Сегодня производство лития остается во власти всего нескольких компаний: американской Albemarle, чилийской Sociedad Qumica y Minera de Chile и китайских Tianqi Lithium и Ganfeng Lithium, которые добывают литий в Австралии. По мнению главного технического директора компании Lithium Americas доктора Дэвида Дика, для полного перехода на электротранспорт нужно увеличить ежегодное производство лития с нынешних 182 тыс. тонн до 3,1 млн тонн.

По всей видимости, графеновые аккумуляторы в ближайшие годы генерировать прибыль не смогут и останутся в области НИОКР. Только когда удастся создать углеродные наноматериалы, по стоимости сравнимые с углеродным волокном (10–30 долларов за килограмм), можно будет говорить о новом поколении накопителей энергии, «носимой» электроники, сверхпрочных композитных материалов.

Эксперт Graphene Flagship, профессор Института фотоники в Барселоне Франк Коппенс, выступая на конгрессе Mobile World 2018, сказал: «Удивительно, что люди говорят о чрезмерно долгом пути графена к коммерциализации. Если вы оглянетесь в прошлое, то увидите, что раньше новые технологии выходили на рынок намного дольше, чем графен. Технологии, лежащие в основе ваших смартфонов, появились тридцать-сорок лет назад — это более двух десятков Нобелевских премий». Впрочем, вопрос в том, не как скоро произойдет коммерциализация, а произойдет ли она вообще.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Историческое решение Приморья Историческое решение Приморья

Российская власть проходит серьезный тест

Эксперт
Как поставить удар Как поставить удар

Чемпион мира по боксу Роман Кармазин рассказал о правилах хорошего удара

Maxim
Венесуэльский автобус идет к обрыву Венесуэльский автобус идет к обрыву

Победа президента Мадуро на выборах усугубит экономический кризис в Венесуэле

Эксперт
“Я вижу в клиенте ребенка, застрявшего в прошлом” “Я вижу в клиенте ребенка, застрявшего в прошлом”

Причина наших страданий – неудовлетворенные потребности в отношениях

Psychologies
В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу

Управлять нейронами напрямую мы не можем, но можем создать условия для их работы

Forbes
«Люблю тебя по-прежнему, но я уже не та женщина, на которой ты когда-то женился» «Люблю тебя по-прежнему, но я уже не та женщина, на которой ты когда-то женился»

Мать двоих детей написала письмо мужу

Psychologies
Дешевый iPhone: почему Баффет скупает акции Apple Дешевый iPhone: почему Баффет скупает акции Apple

Фонд Berkshire Hathaway вновь увеличил свою долю в Apple

Forbes
Эмбрионы знаменитых песен: 16 поразительных демоверсий Эмбрионы знаменитых песен: 16 поразительных демоверсий

Как звучали великие песни в своем первоначальном, домашнем варианте?

Maxim
Вышла iOS 12. Можешь смело обновляться Вышла iOS 12. Можешь смело обновляться

Редакция MAXIM подготовила тебе самый короткий и ёмкий обзор на iOS 12

Maxim
Греческие каникулы Греческие каникулы

Интервью с Сергеем Лазаревым о том, как он провел отпуск в Греции с сыном

OK!
Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский

Вознесенскому из шестидесятников повезло, пожалуй, меньше всех

Дилетант
От Alibaba защитились маркетплейсами От Alibaba защитились маркетплейсами

Крупные игроки российского e-commerce начали создавать свои маркетплейсы

Эксперт
6 шагов на пути к переменам 6 шагов на пути к переменам

Чтобы начать жить иначе, не нужен понедельник

Psychologies
Honda Accord VIII. Яблоко от яблоньки Honda Accord VIII. Яблоко от яблоньки

Запас прочности Honda Accord VIII

АвтоМир
Остап Бендер?! Семинар Тони Роббинса (и гостей) раскритиковали в пух и прах Остап Бендер?! Семинар Тони Роббинса (и гостей) раскритиковали в пух и прах

На этих выходных в Москве прошел семинар американского лайф-коуча Тони Роббинса

Playboy
План против выгорания План против выгорания

Как не допустить развития эмоционального выгорания

Лиза
Burn Residency назвал победителя восьмого сезона культового конкурса диджеев Burn Residency назвал победителя восьмого сезона культового конкурса диджеев

Конкурс для молодых электронных музыкантов подвел итоги восьмого сезона проекта

Cosmopolitan
Танго, сальса, тверк: почему не все танцы одинаково полезны Танго, сальса, тверк: почему не все танцы одинаково полезны

Как выбрать подходящие танцы, которые будут приносить удовольствие от процесса?

Psychologies
Пять главных неприятностей ОСАГО Пять главных неприятностей ОСАГО

Пять главных неприятностей ОСАГО

АвтоМир
Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты

Не такие, как все: блогеры, которые ломают стандарты красоты

Cosmopolitan
10 полезных фишек автомобиля, о которых следует знать 10 полезных фишек автомобиля, о которых следует знать

О сколько нам открытий чудных готовит твой автомобиль

Maxim
Русский травник Русский травник

Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии

Forbes
Египетская сила Египетская сила

Молодой рэпер Pharaoh о статусе рок-звезды, протестах юности, хейтерах и дебошах

Vogue
Travel-лайфхаки от Маши Миногаровой Travel-лайфхаки от Маши Миногаровой

Как оставаться красивой и счастливой во время перелетов

Cosmopolitan
Вернуться к жизни Вернуться к жизни

Марина Зудина нашла новую работу

StarHit
6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku 6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku

Как приготовить традиционный завтрак народов мира

Cosmopolitan
Подвиги нашли героинь Подвиги нашли героинь

Три невероятные истории храбрости и мужества, главные героини которых — женщины

Maxim
Toyota Land Cruiser Prado: практически идеально? Toyota Land Cruiser Prado: практически идеально?

Toyota Land Cruiser Prado: практически идеально?

Maxim
Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа»

«Победа-Спорт», забытая легенда кольцевых гонок

Maxim
Женская повестка. Почему в России не принимают идеи феминизма Женская повестка. Почему в России не принимают идеи феминизма

Международные компании выделяют миллионы на программы поддержки женщин

Forbes
Открыть в приложении