Графену так и не удалось выйти за пределы лабораторий

ЭкспертНаука

Революция откладывается

Графену так и не удалось выйти за пределы лабораторий, но исследования чудо-материала продолжаются

Заур Мамедьяров

Фото ТАСС

История графена, материала, открытого в 2004 году, — яркий пример преждевременного технологического оптимизма. Графен привлек внимание публики своими свойствами — он в 200 раз прочнее и в шесть раз легче стали и обладает огромной электро- и теплопроводностью. Но одно дело наблюдать за материалом крошечного размера в лаборатории, совсем другое — масштабировать его.

Графен относится к двумерным материалам, уникальные электрические свойства которых обещают прорывные применения. Так, двумерные материалы могут образовывать регулируемые энергетические щели, которые можно настраивать на длину волны солнечного света, благодаря чему они становятся идеальным материалом для производства сверхэффективных солнечных панелей. Привлекает внимание и невероятная прочность двумерных веществ. Было установлено, что даже двухслойный графен в результате фазового перехода может стать тверже и прочнее алмаза.

Но волшебных свойств оказалось недостаточно, чтобы произошла графеновая революция. Между открытием материала и его появлением в батареях смартфонов или электрокаров лежит пропасть. Хуже того, материал может оказаться и вовсе невостребованным: достаточно вспомнить фуллерен, которому все пророчили огромное будущее в 1980-е годы, но никаких революционных применений материала так и не появилось. Как бы то ни было, исследования продолжаются. Графеном в мире занимаются более 300 компаний, в том числе в рамках крупнейшей исследовательской инициативы Евросоюза Graphene Flagship с бюджетом миллиард евро.

Джеймс Бейкер, исполнительный директор Национального института графена в Манчестерском университете, считает, что материал еще молод и даже двадцати лет недостаточно, чтобы совершить отраслевую революцию. Предстоит преодолеть множество сложностей при получении и обработке графена, которые сейчас делают его слишком дорогим. Стоимость производства графена оценивается в тысячи долларов за килограмм, что лишает его конкурентоспособности по сравнению с другими современными материалами. Это подтвердил «Эксперту» и заместитель директора малого инновационного предприятия «Графен» Григорий Александров. По его словам, массовому внедрению на рынок препятствует высокая стоимость оксида графена и углеродных нанотрубок, необходимых для изготовления графеновых компонентов.

Большая часть патентов на технологию графеновых аккумуляторов сейчас принадлежит компаниям из Испании, Южной Кореи и Китая, однако г-н Александров полагает, что производство графеновых батарей будет сосредоточено в Китае или на Тайване.

Сооснователь Ora Graphene Audio (компания специализируется на производстве аудиоустройств с использованием графена) Ари Пинкас считает главным ограничением отсутствие надежных и доступных методов производства графена. По его словам, сейчас трудно получить высококачественный графен с сохранением всех его свойств в объемах, необходимых для массового производства. Даже малейшие дефекты материала будут негативно сказываться на его прочности, гибкости, электро- и теплопроводности.

Руководитель научно-исследовательской лаборатории компании IDTechEx Хаша Гаффарзаде считает, что до переломного момента, когда графен станет достаточно дешевым и найдет достаточное количество применений, чтобы широко внедрить его в промышленность, остается еще как минимум два года. Сдержанные оценки по поводу темпов внедрения графена дает и глава исследований в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций компании Deloitte Пол Ли, который уверен, что в ближайшие пять лет повсеместной замены литий-ионных батарей графеновыми не случится.

Надежды остаются

Хотя сверхоптимизма инвесторов по отношению к графену уже нет, ряд компаний продолжают надеяться на успех. Среди них британская Applied Graphene Materials, которая была создана в 2010 году при поддержке Даремского университета. Компания экономически выигрывает за счет производства графена из этанола, а не из графита, и в настоящее время совершенствует собственную запатентованную технологию Structural Ink, применяемую для нанесения графена на композитные материалы. В партнерстве с французским концерном Airbus компания также ищет способы применения графена при производстве спутников.

Другой пионер графена — валлийская компания Haydale, которая нашла способ использования материала в чернилах и красках. Имея в своем распоряжении четыре плазменных реактора, компания добавляет графен в композитные материалы. Несмотря на то что в 2018 году Haydale столкнулась с финансовыми трудностями, председатель совета директоров Дэвид Бэнкс считает, что в перспективе компания выиграет от массовой коммерциализации графена. Несколько лучше дела идут у британской Versarien, которая производит графеновые пластинки и чернила и недавно подписала с южнокорейской компанией Axia Materials соглашение о совместной разработке улучшенных композитных материалов для использования в аккумуляторах электрокаров и встроенных сенсорах умных домов.

Пока графен более или менее успешно можно применить только для улучшения обычных литий-ионных аккумуляторов. Прошел почти год с тех пор, как в Samsung заявили, что разработали графеновый материал для аккумулятора, — графен дополняет привычную технологию: тонким слоем графеновых «шариков» покрыты электроды аккумулятора. Было заявлено, что он полностью заряжается за 12 минут — в пять раз быстрее, чем обычные литий-ионные аккумуляторы. Но пока аккумулятора никто не видел.

Над внедрением графеновых технологий в производство аккумуляторов для смартфонов работает и Huawei. В аккумуляторе, который компания выпустила в 2016 году, графен использовался для снижения его температуры при работе. Теперь же в технологическом сообществе распространилась информация (правда, неподтвержденная), что литий-ионной батареей с использованием графена будет оснащен смартфон Honor Magic 2, который Huawei намерена выпустить в декабре. А каталонский стартап Earthdas планирует наладить производство первых коммерчески рентабельных графеновых аккумуляторов, которые, по словам разработчиков, заряжаются в 12 раз быстрее сегодняшних литий-ионных батарей, а их емкость больше на 60 процентов. Предполагается, что первые три тысячи аккумуляторов будут готовы уже в этом году. Если планы компаний реализуются, их проекты станут первыми примерами массового производства аккумуляторов с содержанием графена.

Графеновый материал, разработанный Samsung

Литий не заменить

Оптимисты надеются, что графен сможет реализовать свой коммерческий потенциал. Манчестерский университет даже создал Инженерный и инновационный центр графена стоимостью 60 млн фунтов, цель работы которого — ускорить коммерциализацию материала. Однако наивно ожидать, что графен заменит литий. Несмотря на появление отдельных проектов, связанных с графеном, даже по оптимистическим прогнозам британской компании Allied Market Research, к 2022 году объем рынка графеновых батарей достигнет всего 115 млн долларов (сегодня не более 40 млн). Это несравнимо с объемом рынка литий-ионных батарей, который оценивается в 30 млрд долларов, а к 2022 году, как ожидается, удвоится.

Если Международное энергетическое агентство не ошибается насчет роста числа электромобилей на дорогах до 125 млн с текущих трех миллионов к 2030 году, то становится очевидно, что графен никак не сможет помочь новому сегменту рынка. Кто бы ни коммерциализировал новые батареи первым, быстро масштабировать производство графена не удастся. Качество продукции уже вызывает вопросы: не так давно Национальная физическая лаборатория Великобритании запустила инициативу, призванную помочь компаниям проверить качество графена, который те приобретают.

Надежда, что спрос на графен обеспечат смартфоны, тоже ничем не оправдана — их мировые продажи не показывают былых темпов роста (во втором квартале 2018 года, по данным консалтинговой компании IDC, продажи смартфонов даже упали на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Литий-ионные аккумуляторы останутся основной технологией, а представители ЕС и США продолжат опасаться, что амбициозные планы Китая в сфере электромобилей еще сильнее укрепят позиции страны на этом рынке. Сегодня производство лития остается во власти всего нескольких компаний: американской Albemarle, чилийской Sociedad Qumica y Minera de Chile и китайских Tianqi Lithium и Ganfeng Lithium, которые добывают литий в Австралии. По мнению главного технического директора компании Lithium Americas доктора Дэвида Дика, для полного перехода на электротранспорт нужно увеличить ежегодное производство лития с нынешних 182 тыс. тонн до 3,1 млн тонн.

По всей видимости, графеновые аккумуляторы в ближайшие годы генерировать прибыль не смогут и останутся в области НИОКР. Только когда удастся создать углеродные наноматериалы, по стоимости сравнимые с углеродным волокном (10–30 долларов за килограмм), можно будет говорить о новом поколении накопителей энергии, «носимой» электроники, сверхпрочных композитных материалов.

Эксперт Graphene Flagship, профессор Института фотоники в Барселоне Франк Коппенс, выступая на конгрессе Mobile World 2018, сказал: «Удивительно, что люди говорят о чрезмерно долгом пути графена к коммерциализации. Если вы оглянетесь в прошлое, то увидите, что раньше новые технологии выходили на рынок намного дольше, чем графен. Технологии, лежащие в основе ваших смартфонов, появились тридцать-сорок лет назад — это более двух десятков Нобелевских премий». Впрочем, вопрос в том, не как скоро произойдет коммерциализация, а произойдет ли она вообще.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как дома Как дома

Если ты не успела придумать, куда поехать на майские, еще не все потеряно

Лиза
VW Amarok: копите деньги VW Amarok: копите деньги

Запас прочности Volkswagen Amarok

АвтоМир
Вперед в прошлое: ставка на кварталы Вперед в прошлое: ставка на кварталы

В строительной отрасли начался поиск новой модели жилищной застройки в городах

Эксперт
Шоу без повода: о чем не рассказал Тони Роббинс на своем семинаре Шоу без повода: о чем не рассказал Тони Роббинс на своем семинаре

Почему многие ушли с лекции Тони Роббинса разочарованными?

Forbes
Резюме через Атлантику: как понравиться американскому работодателю Резюме через Атлантику: как понравиться американскому работодателю

Большие и маленькие компании по-разному набирают сотрудников

Forbes
Рожать собираетесь? Как отвечать на неловкие вопросы на собеседовании Рожать собираетесь? Как отвечать на неловкие вопросы на собеседовании

В арсенале рекрутеров есть вопросы, за которыми кроется интерес к личной жизни

Forbes
Змеи и другие сокровища Bvlgari на выставке в Кремле Змеи и другие сокровища Bvlgari на выставке в Кремле

В Музеях Москвского Кремля открывается ретроспектива ювелирного дома Bvlgari

Forbes
Эксгибиционизм, бордели и изнасилование: 8 откровенных классических полотен Эксгибиционизм, бордели и изнасилование: 8 откровенных классических полотен

Сюжеты классической живописи далеко не так невинны, как может показаться

Cosmopolitan
6 шагов на пути к переменам 6 шагов на пути к переменам

Чтобы начать жить иначе, не нужен понедельник

Psychologies
Инструмент капиталиста. Производитель болтов и шарниров стал технологическим гигантом Инструмент капиталиста. Производитель болтов и шарниров стал технологическим гигантом

Новые разработки позволили Stanley подсадить плотников на батареи из США по $199

Forbes
14 мест в Нью-Йорке, которые обязательно нужно посетить 14 мест в Нью-Йорке, которые обязательно нужно посетить

Куда в Нью-Йорке непременно стоит заглянуть

Vogue
Роковая декларация: как правильно платить налоги, если живешь на две страны Роковая декларация: как правильно платить налоги, если живешь на две страны

В какой юрисдикции предприниматели смогут минимизировать риски?

Forbes
Ворота в Европу Ворота в Европу

Смоленская область включилась в инвестиционную гонку

РБК
Повелитель Мухин Повелитель Мухин

Владимир Мухин дает интервью и кулинарный мастер-класс главреду Glamour

Glamour
Воспитание чувств Воспитание чувств

Ольга Карпуть о том, как воспитать ребенка, не ограничивая его свободу

Vogue
30 сигарет в день, свиньи и пиво: долгожители о том, как дожить почти до 100 30 сигарет в день, свиньи и пиво: долгожители о том, как дожить почти до 100

Самые странные и неожиданные «секреты» долголетия

Playboy
Немного ужаса на ночь Немного ужаса на ночь

Почему романтическим комедиям мы порой предпочитаем леденящие кровь хорроры

Psychologies
Гендерный скандал: как феминистки обиделись на теорему Гендерный скандал: как феминистки обиделись на теорему

Принято считать, что естественные науки — поле объективного знания

Forbes
«В потреблении мы недалеко ушли от обезьян» «В потреблении мы недалеко ушли от обезьян»

Как связаны экономика и нейробиология

Огонёк
Море с видом на Евросоюз Море с видом на Евросоюз

Куда эмигрируют жители постсоветского пространства

Robb Report
5 признаков того, что тебя пора повысить (а то сколько можно) 5 признаков того, что тебя пора повысить (а то сколько можно)

Пришло время наконец понять, нужно ли тебе просить повышения

Playboy
Славянская душа Славянская душа

Первым делом актер Милош Бикович познакомил новую возлюбленную с Россией

StarHit
Это моя добыча Это моя добыча

Гид по сафари в Африке

GQ
«Многие пытаются угрожать судами. Но часто звонят, чтобы сказать спасибо» «Многие пытаются угрожать судами. Но часто звонят, чтобы сказать спасибо»

Интервью с автором и ведущим проекта «НашПотребНадзор» на НТВ

Cosmopolitan
Баста: «Рэп – это новый рок» Баста: «Рэп – это новый рок»

Cosmo поговорил c Бастой о новой картине, будущем рэпа и Земфире

Cosmopolitan
Немецкая надежность. Выгодно ли покупать жилье в Германии Немецкая надежность. Выгодно ли покупать жилье в Германии

Бум на германском рынке недвижимости может скоро закончиться

Forbes
Рокировка в небе. Чем опасен дальневосточный маневр «Аэрофлота» Рокировка в небе. Чем опасен дальневосточный маневр «Аэрофлота»

Замена «Аэрофлота» авиакомпанией «Россия» — вынужденная мера, считают эксперты

Forbes
11 фактов об 11 сериях «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», сэр 11 фактов об 11 сериях «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», сэр

Мы расскажем тебе даже про овсянку, которую ел Никита Михалков

Maxim
Мечты и реальность. Где на самом деле покупают жилье в Москве Мечты и реальность. Где на самом деле покупают жилье в Москве

Анализ поисковых запросов и сделок на рынке новостроек Москвы и Подмосковья

Forbes
Плач Серены. Что мы знаем о Наоми Осака — новой звезде мирового тенниса Плач Серены. Что мы знаем о Наоми Осака — новой звезде мирового тенниса

Как 20-летняя японка шла к победе над своим кумиром детства

Forbes
Открыть в приложении