Как в России работает новый подход к подготовке профессиональных кадров

ЭкспертОбщество

От школьной парты к станку

Как в России работает новый подход к подготовке профессиональных кадров

Александр Лесных

В российском среднем и высшем образовании давно существует серьезная проблема с профориентацией: вчерашние школьники поступают в любые вузы и на любые специальности, лишь бы хватило баллов ЕГЭ, а потом либо оканчивают их и в тот же день навсегда забывают о своей специальности, либо и вовсе бросают учебу на полпути и сразу идут работать, благо во многих компаниях уже привыкли закрывать глаза на отсутствие диплома о высшем образовании и оценивают соискателей по их навыкам, а не по наличию «бумажки».

Такая практика очень негативно сказывается на ситуации с профессиональными кадрами в тех сферах, где они действительно нужны и где невозможно работать без специального образования. Выходит так, что многие крупнейшие российские промышленные предприятия вроде бы и рады нанимать молодых профессионалов и платить им достойную зарплату, но даже зная, сколько человек и в каких университетах учатся на необходимых специальностях, рассчитывать на то, что все они по окончании вуза вообще захотят работать в этой области, не приходится.

Чтобы решить проблему дефицита кадров, предприятия вынуждены сами заниматься профориентацией своих будущих сотрудников, и некоторые из них начинают готовить для себя будущих специалистов, пока те еще сидят на школьной скамье.

Своя школа

Один из ярких примеров — химическое предприятие «Тольяттиазот» (ТОАЗ), запустившее в 2019 году программу создания инженерно-технических классов на базе школы № 41 и гимназии № 35, где школьники на более глубоком уровне изучают химию, физику и математику либо физику, математику и информатику — в зависимости от направления. Зачисление в эти классы происходит после подачи заявления вместе с результатами ОГЭ и портфолио, а также собеседования с учителями и представителями компании.

Сотрудники ТОАЗа постоянно встречаются со школьниками и рассказывают им о профессиях, востребованных на предприятии, — вкупе с экскурсиями на промплощадку это позволяет сформировать у них представление о профессиональной области в целом и понять, хотят ли они в будущем связать свою карьеру с этой отраслью.

Результаты образовательной программы уже хорошо видны: за прошлый учебный год в 41-й школе два старшеклассника сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов, 28 учеников заняли призовые места в научных конкурсах окружного, регионального, всероссийского и международного масштаба.

Свой вуз

На уровне высшего образования ТОАЗ активно сотрудничает с Тольяттинским госуниверситетом (ТГУ). В беседе с «Экспертом» директор Института химии и энергетики ТГУ Павел Мельников рассказал, что с 2015 года в опорном Тольяттинском государственном университете совместно с ТОАЗом реализуется программа «Профориентация». В ее рамках со студентами заключаются договоры, и, если они успешно сдают сессии, ТОАЗ платит им стипендию от 20 до 30 тыс. рублей. А окончив университет, эти выпускники должны отработать на предприятии три года.

«За время сотрудничества с предприятием было сделано многое для улучшения учебного процесса, в том числе для оснащения университета необходимым оборудованием. В 2016 году на средства “Тольяттиазота” была запущена корпоративная лаборатория “Процессы и аппараты химических производств”, — рассказывает Павел Мельников. — Ежегодно предприятие выделяет средства на дооснащение лабораторий Института химии и энергетики. В 2019 году ТГУ получил от завода 35 высокоточных приборов, последняя партия оборудования — восемь единиц — поступила в ТГУ в сентябре 2020 года».

В 2020 году, несмотря на пандемию и «удаленку», ТОАЗ продолжил реализацию программы «Профориентация». В ТГУ состоялся запуск научно-исследовательской работы школьников по темам ТОАЗа, совместно с департаментом образования администрации Тольятти ТГУ организовал для школьников встречи с профессионалами-химиками и их уроки в рамках проекта профессионального самоопределения «7 шагов к профессии», совместно со школой № 41 прошел интеллектуальный конкурс «Марафон по химии».

Еще один шаг навстречу работодателю ТГУ сделал, внедрив в 2017 году в учебный процесс сквозную проектную деятельность. Новые профессиональные и личные компетенции студенты получают через участие в решении проектных кейсов, которые зачастую являются реальными задачами конкретных предприятий, в том числе ТОАЗа. За последние три года более 270 студентов прошли на заводе практику.

Заместитель генерального директора — директор по управлению персоналом АО «Корпорация “Тольяттиазот”» Сергей Гулькин считает, что работа на перспективу окупится: «На предприятиях химической отрасли процесс обновления персонала идет довольно медленно, средний стаж работы на ТОАЗе — порядка одиннадцати лет. Сейчас остро стоит вопрос сбалансированной замены сотрудников старшего возраста, выходящих на пенсию, передачи их опыта и знаний молодым специалистам. Мы ожидаем первой отдачи от инженерно-технических классов через пять-шесть лет, когда их выпускники, окончив школу и выбранный вуз, придут на “Тольяттиазот” хорошо подготовленными специалистами».

Цифровое развитие

Постепенно российские вузы все более активно идут навстречу коммерческим компаниям, готовя для них специализированные кадры и разрабатывая совместные образовательные программы. Такую работу, к примеру, уже давно проводят в ВШЭ.

«НИУ ВШЭ активно сотрудничает с бизнесом, в первую очередь цифровым, бизнесом в области информационных технологий. Довольно давно, в первой половине 2000-х, университет сделал ставку на развитие технических специальностей именно в области цифровых технологий и сейчас является одним из лидеров как в исследованиях, так и в подготовке кадров для этой отрасли», — рассказал «Эксперту» вице-президент университета Игорь Агамирзян.

Фактически сейчас можно говорить о формировании в НИУ ВШЭ трех технических центров компетенций — в области машинного обучения и искусственного интеллекта (ФКН НИУ ВШЭ), в области интернета вещей и киберфизических систем (МИЭМ НИУ ВШЭ) и в области бизнес-информатики, то есть применения цифровых решений в управлении предприятием (ВШБ НИУ ВШЭ).

По всем этим направлениям развитие в НИУ ВШЭ идет в тесной кооперации с бизнесом — с «Яндексом», Сбером, 1С и многими другими компаниями. Это сотрудничество осуществляется как в форме привлечения представителей компаний к преподавательской деятельности, в частности через механизм базовых кафедр, так и в форме стажировок и практик студентов на базе цифрового бизнеса.

Многие студенты уже со второго-третьего курса бакалавриата участвуют в реальных бизнес-проектах компаний и после выпуска приходят туда работать. Важным моментом в вузе считают внедрение проектного подхода к обучению студентов бакалавриата, при котором участие студента в коллективном и практико-ориентированном проекте становится обязательным условием прохождения им образовательного курса.

Другая форма сотрудничества с бизнесом — привлечение работодателей к формулировке требований к образовательным программам. Например, в 2020 году развитие программы бакалавриата по бизнес-информатике осуществлялось под контролем и руководством экспертного совета из представителей бизнеса, а во вновь образованном академическом совете этой программы большая часть членов совета — представители технологических компаний: Huawei, 1С, SAP, IBM, SAS, ЛАНИТ и других.

Целевой набор

В столице к будущей профориентации школьников подходят комплексно на общегородском уровне — в частности, в Москве есть целая программа предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе». Елена Рыбальченко, директор Инженерно-технической школы им. дважды Героя Советского Союза П. Р. Поповича, участвующей в этом проекте, рассказала «Эксперту», что у ее школы заключены договоры о сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) и ПАО «МАК “Вымпел”». В рамках этого партнерства для учеников 10– 11-х классов организуют занятия по профильным предметам с преподавателями вуза, в том числе в лабораториях МФТИ. А научные сотрудники «Вымпела» проводят профориентационные беседы со старшеклассниками, лекции по вопросам развития науки и техники.

«Все это способствует получению ребятами знаний о профессии инженера, мотивации к изучению таких предметов, как математика, физика, информатика, — рассказывает Елена Рыбальченко. — Кроме того, у нас запланировано провести в апреле физико-математическую олимпиаду для учеников 11-го класса нашей школы при участии МФТИ и МАК “Вымпел”».

В школе периодически проводятся встречи родителей и учеников с представителями предприятий. Например, в конце января этого года представители МАК «Вымпел», НПО «Алмаз», АО РТИ в ходе такой онлайн-встречи рассказали будущим выпускникам о возможностях целевого набора в технические вузы, по окончании которых ребята смогут сразу же стать сотрудниками этих предприятий.

«Уже со второго курса университета студенты начинают проходить практику на этих предприятиях в рамках целевого набора, а начиная с четвертого или пятого курса — работать, продолжая обучение, в том числе в магистратуре, — объясняет директор школы. — Эти предприятия создают все условия для успешного обучения в вузе, платят стипендию успешным ученикам (именно от предприятия), помогают в профессиональном развитии и становлении нашим будущим инженерам».

Такой возможностью уже воспользовались несколько выпускников школы: шесть человек сейчас обучаются по программам целевого набора, двое из них уже работают на упомянутых предприятиях. Остальные сейчас учатся в вузе и постепенно подключаются к прохождению практики.

Схожая система есть и в Московском государственном образовательном комплексе (МГОК). В сентябре там сформировали специальную целевую группу студентов по запросу фармацевтической компании «Р-Фарм». И скорее всего, эта практика сохранится, ведь потребности отрасли в специалистах среднего звена в одном только технополисе «Москва» в ближайшие пять лет составляют порядка полутора-двух тысяч человек.

«На данный момент остро ощущается дефицит работников среднего звена в области промышленной фармацевтики. Большинство представителей этой сферы — выпускники вузов, а требуются не только фармацевты, но и специалисты по эксплуатации технологического оборудования, разработке технологических процессов, — объясняет директор технополиса Геннадий Дегтев. — В связи с этим возникает необходимость подготовки и стажировки высококвалифицированных кадров под конкретный запрос работодателя».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где найти рабочего-программиста? Где найти рабочего-программиста?

В России обостряется дефицит технических рабочих кадров

Эксперт
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Как по поведению девушки понять, что у тебя есть шанс закрутить с ней служебный роман Как по поведению девушки понять, что у тебя есть шанс закрутить с ней служебный роман

10 признаков, что твоя симпатичная коллега на работе не против

Maxim
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Люди для роботов Люди для роботов

Из-за распространения роботов некоторые технические профессии умрут

Эксперт
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать! Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать!

Как комбинирование мяса с зеленью может помочь регулировать уровень сахара

ТехИнсайдер
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино

Профессию в киноиндустрии «наследуют» не только актеры, но и режиссеры

Forbes
Восход и закат Великой Восход и закат Великой

«Золотой век» дворянства, крепостной гнет и реформы царствования Екатерины II

Знание – сила
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
«Все, что было его, – нынче ваше» «Все, что было его, – нынче ваше»

Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – сила
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
Открыть в приложении