Нужна системная промышленная политика
Производители высокотехнологичной импортозамещающей продукции в России поставлены в условия, не позволяющие им развиваться. Ситуация усугубляется тем, что меры поддержки со стороны государства носят половинчатый характер
Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал максимально использовать механизмы поддержки отечественных производителей, подчеркнув, что доступ к заказам должен быть равным для национальных компаний. Но проблема в том, что позиция главы государства и решения правительства России, направленные на импортозамещение, пока не могут переломить негативный экономический тренд в высокотехнологических отраслях экономики, положение которых в целом продолжает ухудшаться. Меры поддержки срабатывают, но не полностью.
Первым делом — российское
В прошлом году на поддержку проектов по импортозамещению из федерального бюджета было выделено порядка 125 млрд рублей. Государство, инвестируя в них, надеется получить мультипликативный эффект, однако этого не происходит в силу того, что развитие многих проектов блокируется крупными игроками рынка.
Вот пример из нашей практики. Завод «Тензор» получил 195 млн рублей от Фонда развития промышленности на создание новых технологий пожаротушения по программе импортозамещения. Благодаря этому в прошлом году мы завершили серийное освоение систем пожаротушения тонкораспыленной водой по технологии «водяного тумана» (мелкодисперсной воды) — первая уже смонтирована на Нововоронежской АЭС.
Однако все попытки заинтересовать этой продукцией РЖД, Московский метрополитен, других крупных потребителей пока не увенчались успехом. Выбирается импорт, хотя по техническим характеристикам наши приборы не хуже, а по цене привлекательнее немецких, шведских, итальянских и других аналогов.
Названные крупные государственные компании даже не рассматривают российские продукты. Почему? Одна из причин — проектные институты, работающие в сфере железнодорожного строительства, в упор не видят отечественные разработки. Причем даже те, которые уже применяются на других предприятиях.
В советское время эти проектные институты работали с советскими же заводами, производившими соответствующее оборудование. Но те заводы ушли с рынка, на их место пришли иностранные производители. Проектные институты переключились на работу с ними и теперь по накатанной колее выбирают иностранные модели приборов. Хотя логически невозможно объяснить, почему на атомной станции наш прибор пожаротушения использовать можно, а для метрополитена он якобы не подходит.
Государство пытается стимулировать предприятия использовать продукцию отечественного производства. Минпромторг России сформировал перечни продукции для импортозамещения. Однако они носят рекомендательный характер. Этого недостаточно. Эти перечни необходимо перевести из разряда рекомендательных в базовые для государственных и муниципальных предприятий, компаний с государственным участием. Чтобы проектные институты по умолчанию использовали в своих проектах отечественные приборы и только при острой необходимости могли брать иностранные, подготовив специальное обоснование, которое согласовывалось бы с Минпромторгом. Тогда вложения государства будут давать значительный мультипликативный эффект.
Наверстать упущенное
Разумеется, речь не может идти о том, чтобы отказываться от иностранных технологий. В рамках импортозамещения важно участвовать в международной кооперации, постепенно увеличивая роль российских компаний, возрождая российский высокотехнологический комплекс. Дело в том, что многие составляющие производственного цикла сложного оборудования и компетенции в пореформенные годы в России потеряны.
О том, насколько эффективным инструментом импортозамещения является международная кооперация, свидетельствует китайский опыт, например в атомной промышленности. Оборудование для первых—вторых энергоблоков китайских атомных электростанций было на 100% российским, третьих—пятых — наполовину, шестых—восьмых — на 30%. Китайская атомная промышленность уже готова к тому, чтобы полностью справляться с технологическими зада-чами собственными силами. Работая с российскими предприятиями, они очень многому научились.
Российским предприятиям также нужно идти путем сотрудничества с международными корпорациями, повышать технический, технологический уровень, на базе которого можно активно двигаться вперед по программе импортозамещения. Опять-таки приведу пример нашего предприятия. «Тензор» участвует в международной кооперации с ведущими мировыми технологическими брендами — в частности, с американской корпорацией Honeywell International. Завод использует в качестве комплектующих для части своих приборов извещатели и датчики систем пожарной безопасности производства этой американской корпорации. Пока все они изготавливаются за рубежом. Но в ближайшие годы будут производиться на «Тензоре». Благодаря этому совершенствуются и наши собственные разработки датчиков и извещателей.
Государство должно стимулировать партнерство глобальных технологических корпораций с российскими компаниями — создание совместного производства, копродукции с постепенной передачей компетенций как в сфере производства, так и в сфере разработки. Возродить российский высокотехнологический комплекс за несколько лет, а не несколько десятилетий возможно только через кооперацию с иностранными компаниями.
Убрать посредников
Конкурсные процедуры по-прежнему одно из ключевых препятствий на пути развития российских производственных предприятий. Все попытки усовершенствовать их механизм пока не привели к кардинальному улучшению ситуации.
Смысл конкурсов в том, чтобы государственные и муниципальные организации, корпорации с госучастием приобретали продукцию по минимальной цене. Но дело в том, что конкретные требования к поставщикам продукции, указанные в положениях о закупке большинства корпораций, создают значительные барьеры в виде дополнительных финансовых обременений: финансового обеспечения заявок на участие в закупочной процедуре, авансирования, предоставления банковских гарантий.
Все это требует от потенциального участника закупочных процедур значительных оборотных средств. В итоге непосредственный исполнитель, у которого самые низкие цены, подчас не имеет возможности выходить на конкурс. Побеждает посредническая фирма, располагающая финансовыми ресурсами, — потом она «перепродает» заказ в форме приглашения подрядчика, причем по демпинговой цене, лишая подрядчика средств для развития.
Чтобы проводить конкурс среди производителей, а не среди посредников, и действительно экономить бюджетные деньги, достаточно добавить в конкурсные правила два требования. Первое: конкурсант должен подтвердить наличие собственных материально-технических и кадровых ресурсов. Второе: он должен также подтвердить опыт изготовления аналогичной продукции.
Уверен, именно это имел в виду президент, когда говорил про «равный доступ к заказам, чтобы побеждали те, кто докажет свою состоятельность».
Меньше аванс — больше затраты
Политика крупнейших корпораций, в частности платежная, также не способствует развитию средних производственных предприятий.
Еще пять лет назад мы выполняли заказы с авансовыми платежами в размере 40% и финальной оплатой не позднее двух месяцев с момента поставки продукции. Сегодня стандартные условия, например, «Росатома» и «Роскосмоса» для их контрагентов — аванс 20% под банковские гарантии и окончательный расчет в течение девяти месяцев.
Это вынуждает предприятия лезть в кредитную петлю. Ведь даже на закупку комплектующих уходит в среднем четверть от стоимости контракта. То есть предприятие сразу вынуждено обращаться за кредитами, что существенно увеличивает его затраты.
Пример из нашей практики. За банковские гарантии под экспортный контракт — поставку оборудования в Бангладеш — «Тензор» заплатил 100 млн рублей. Причем свой процент банк берет сразу, и для производителя это невозвратные деньги. Кстати, предприятия в составе «Росатома» освобождены от банковских гарантий — за них поручителем выступает сама госкорпорация. То есть финансовые условия различаются в зависимости от права собственности, что довольно сомнительно с точки зрения равенства условий на рынке.
Государство должно отрегулировать платежную политику госкомпаний и компаний с государственным участием, учитывая значение их заказа для экономики, экономического роста. Нужно установить в качестве правила хотя бы 40-процентный аванс и двухмесячный окончательный расчет.
Кроме того, необходимо выровнять условия работы с госкорпорациями предприятий, входящих в их периметр, и независимых, но постоянных поставщиков, тем более вышедших из тех же отраслевых систем, что и государственные предприятия.
Один с сошкой
Экономическая ситуация для предприятий приборостроения и электронной промышленности не только не улучшается — она ухудшается. Прибыль по проектам в этих отраслях — 8–10%. При этом добавились дополнительные категории затрат, которых не было еще полтора года назад.
Во-первых, выросло налоговое бремя: для предприятий, выпускающих высокотехнологичную конечную продукцию, увеличение НДС до 20% означает рост затрат не менее чем на 20% — за счет того, что НДС «накапливается» в сложных комплектующих и включается поставщиками в цену.
Во-вторых, резко возросли затраты на кредиты, а проценты по ним не упали. Мы зачастую вынуждены брать кредиты минимум на 20% стоимости заказа, под процент, зачастую превышающий нашу прибыль по заказу.
В-третьих, появилась еще плата за банковскую гарантию на конкурсах в размере 5%.
«Тензор» в прошлом году при выручке 1,2 миллиарда рублей получил прибыль всего десять миллионов. То есть для того, чтобы работать с прибылью, предприятиям высокотехнологических отраслей приходится прилагать все больше и больше усилий.
Экономическая система, к сожалению, не способствует развитию перерабатывающей промышленности. Львиная доля прибыли достается тем, кто ничего не производит: банковскому сектору и посредникам. Да, мы и другие предприятия развиваемся, но условия для развития системно не улучшаются.
Для реализации программы импортозамещения и развития российской высокотехнологической промышленности требуется системная промышленная политика. Она позволит использовать потенциал роста, который есть в высокотехнологических отраслях российской экономики.
Завод «Тензор» производит системы пожарной защиты и средств охраны, различных приборов для промышленных, транспортных, социальных объектов, а также специализированные жидкости для очистки металлических поверхностей сложных изделий в атомной энергетике и ВПК. Выручка предприятия в 2018 году составила 1,2 млрд рублей. Численность персонала — около 600 человек.
*Генеральный директор Приборного завода «Тензор» (г. Дубна, Московская область).
Фотографии предоставлены заводом «Тензор»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl