Не хотят рисковать
Несмотря на то что в октябре ключевая ставка вряд ли вырастет, банки подняли ставки по кредитам, опасаясь последствий кредитных каникул, частичной мобилизации и падения цен на жилье
В преддверии заседания Банка России по ключевой ставке, которое пройдет 28 октября, банки неожиданно повысили ставки по ипотеке и потребкредитам в среднем на 0,5 процентного пункта (п. п.). Общее объяснение: так банковский сектор старается защититься от разнообразных рисков.
Российские банки начали увеличивать ставки по потребительским кредитам, как только была объявлена частичная мобилизация. В период с 29 сентября по 6 октября средняя ставка по потребкредитам выросла на 1,3 п. п., до 19,3% годовых, о чем говорят данные платформы «Финуслуги». А за сентябрь средняя ставка по кредитам выросла до 17,94% против 12,26% в августе (см. график). И это несмотря на то, что ключевая ставка как раз в этот момент впервые за два месяца снизилась на 0,5 п. п.
Растут и ставки по депозитам. Например, ВТБ повысил в октябре ставки по четырем основным рублевым вкладам до 8,3% годовых. В конце сентября ставки повысила «ФК Открытие» на всю линейку рублевых вкладов сроком от одного года. Альфа-банк поднял ставку для премиальных клиентов на депозиты от 1 млн рублей до 8%. В целом средняя максимальная ставка топ-10 российских банков по депозитам физических лиц в рублях выросла за первую декаду октября до 6,67% годовых после 6,54% по итогам третьей декады сентября.
Недвижимость пришла в движение
Растут и базовые ставки по ипотеке. Так, Сбер поднял ставку с 9,9 до 10,4%, ВТБ — на 0,5 п. п., до 10,4%. Ставки также выросли у Альфа-банка, «Уралсиба», Райффайзенбанка, Газпромбанка и др.
Важно отметить, что речь идет о рыночной ипотеке. Условия льготных программ в большинстве своем остаются прежними. Но доля льготной ипотеки в общей выдаче постепенно снижается: похоже, все, кто мог купить новостройку, уже сделали это. А значит, падение цен на недвижимость становится все более реальным. К этому и готовятся банки.
«Повышение ставок по ипотеке в сентябре–октябре отражает желание банков компенсировать потенциальные потери по уже имеющимся ссудам, а также повышение рисков по новым кредитам ввиду частичной мобилизации», — полагает Ксения Якушкина, директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
«Если брать ипотеку, тут речь идет о рисках, которые связаны с ценами на недвижимость, — соглашается Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства “БизнесДром”. — Произошла некоторая корректировка после того, как часть квартир сбрасывалась на фоне паники. Сейчас мы, скорее всего, выходим на плато, я думаю, что пока нас ожидает стагнация цен. Но как дальше застройщики будут держать предложение, не продавая значительную часть тех объектов, которые надо было бы уже выставлять на продажу, неясно».
Самиев напоминает: среди объектов, которые презентованы и все декларации опубликованы, очень низкая доля квартир выставлена на продажу. «Сколько это продлится, непонятно, но именно риски того, что цены пойдут вниз, банки должны закладывать в ипотеку», — уверен он.
После каникул
В совокупности нынешний рост ставок — это отражение роста кредитного риска.
«Речь идет не только о потенциальных потерях от кредитных каникул и о проблемах с исполнением обязательств (даже если человек не использует кредитные каникулы и не подпал под мобилизацию), но и об ожиданиях ухудшения общей экономической конъюнктуры в целом, росте безработицы и прочих катаклизмов на рынке труда», — объясняет Самиев.
Может обнаружиться и дефицит кадров в отдельных сферах. Несмотря на то что 300 тыс. мобилизованных — это 0,5% экономически активного населения, есть сегменты, где мобилизованных в процентном отношении гораздо больше. Кадровый голод может ожидать IT-сферу, что связано с оттоком специалистов за границу. В других сферах, наоборот, возможен рост безработицы — например, в сфере услуг, общепите, которые пострадают от снижения масштабов потребления.
Возможно, банки пытаются защититься и от последствий кредитных каникул. Напомним, что с 8 марта до 30 сентября 2022 года у россиян была возможность уйти на кредитные каникулы, то есть получить отсрочку по кредитным платежам на определенный период; теперь действуют каникулы для мобилизованных и участников СВО. Два года назад такой механизм действовал во время пандемии коронавируса. В принципе, влияние каникул довольно ограниченно: с марта по август банки реструктурировали всего 694,3 тыс. кредитных договоров граждан на 333,8 млрд рублей (менее 0,5% всего кредитного портфеля физлиц). Спрос на каникулы от мобилизованных пока и того меньше.
Но факторы здесь не экономические, полагает Павел Самиев. «В пандемию подавляющее большинство заемщиков, которые пользовались кредитными каникулами, — и физики, и ИП — вернулись в тот же режим работы. На это также положительно повлиял отложенный спрос, плюс было множество положительных факторов, отсрочек и льгот. Это позволило с минимальными потерями пройти острую фазу приостановки бизнеса и закрытия компаний, того же общепита и сферы услуг. А сейчас дело не в мобилизации, а в неопределенности дальнейшей судьбы доходов мобилизованных. Насколько будут соблюдаться принципы гарантированных рабочих мест? Будет ли возможность вернуться на прежнюю работу или к прежней предпринимательской деятельности, если это МСП? Мы никогда подобное не проходили в новейшей истории, сравнить не с чем», — заключает Самиев.
Следим за ставками
Впрочем, есть эксперты, которые полагают, что причина повышения ставок кроется не в рисках, а в чисто финансовых механизмах. Алексей Скородумов, председатель правления АКБ «Держава», считает, что основной фактор, влияющий и на кредитные, и на депозитные ставки, — это рост доходности госдолга (ОФЗ), ставки по которому за последний месяц выросли более чем на 1 п. п. «Любой банк сравнивает выдачу кредита с вложением в ОФЗ, ведь там гарантирована и доходность, и возможность мгновенно привлечь ликвидность в ЦБ, и давление на нормативы банка минимально. А в росте доходности ОФЗ уже заложены и ожидания действий ЦБ, и в целом рост опасений инвесторов насчет российских активов», — говорит Скородумов.
Консенсус насчет ближайшего решения по ключевой ставке — сохранение ее на уровне 7,5%. Но вот дальнейшая ее судьба под большим вопросом: инфляция прекратила замедляться.
«В сентябре индекс потребительских цен опустился до 13,78 процента в годовом выражении после 14,3 процента в августе, поэтому повышения ключевой ставки рефинансирования на текущем заседании мы точно не ожидаем, — говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. — А что касается снижения для стимулирования экономического роста, чтобы экономика РФ не вошла в рецессию, то оно вполне может последовать — на 50 базисных пунктов. Полагаю, что именно этот вариант будут обсуждать в ЦБ в первую очередь перед принятием решения по ставке».
Но не факт, что даже в таком случае банки опустят ставки. «Важно, что тренд на снижение ключевой ставки остановился. Не следует и от ипотечных ставок ждать падения — разве что в рамках новых госпрограмм», — подчеркивает Алексей Скородумов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl