Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности

ЭкспертСобытия

«Мулан»: отвергнутый дар Голливуда

Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности

Вячеслав Суриков

Главную роль в фильме «Мулан» исполнила китайская актриса Лю Ифэй. Disney

«Мулан» — голливудский проект, который вынужденно должен был преодолевать сразу несколько препятствий, и ни одно из них не смог пройти без потерь. Самая большая из них — то, что фильму не удалось выйти на экраны Северной Америки. Его премьера состоялась в марте, но в широкий прокат «Мулан» так и не вышел — помешал карантин. После нескольких переносов Disney предпочел выложить «Мулан» на стриминговый сервис Disney+. В китайский прокат фильм попал, но вместо восторгов по поводу того, с каким трепетом Disney относится к китайской культуре, компания получила упреки в низком художественном уровне ленты и исторических неточностях. И это при том, что фильм в первую очередь воспроизводит китайскую легенду, уже интерпретированную Disney в одноименном анимационном фильме, который стоит в ряду таких сверхуспешных проектов компании последнего десятилетия прошлого века, как «Король Лев», «Аладдин», «Красавица и чудовище», последовательно переводимых из анимационного формата в кинематографический.

«Мулан» угодил еще и в набирающее обороты экономическое и идеологическое противостояние США и Китая. Это придает совершенно новые смысловые оттенки содержанию фильма: главная героиня, имя которой вынесено в название, переодевается мужчиной, чтобы попасть в китайскую армию вместо отца, и там наравне со всеми остальными проходит воинскую подготовку. Когда же наступает час решительной битвы, ради того чтобы проявить свою силу в полной мере, Мулан открывает истинное лицо. Только благодаря ее и в самом деле необыкновенным способностям китайцы одерживают победу. Женщина сражается не просто как мужчины, она намного их превосходит. Мулан — обладательница очень сильной внутренней энергии ци, проявиться которой до сих пор мешало только то, что приходилось выдавать себе за мужчину. И только когда Мулан позволила себе стать самой собой, ее ци раскрылась и сделала ее непобедимой. В сюжете заключен очевидный обращенный к мировой аудитории феминистский посыл.

С другой стороны, ради чего главная героиня использует ци и когда она получает признание? В тот момент, когда применяет ее для спасения императора. Это становится высшей точкой воинской карьеры Мулан. При этом героиня совершает сверхъестественные усилия, на которые способна только она, и спасает жизнь верховного правителя, который и сам мужчина не промах, даром что его играет мастер боевых искусств Джет Ли, но все же без помощи женщины с необыкновенными способностями он не справляется. В знак благодарности император провозглашает Мулан носительницей одной из высших добродетелей — «преданность семье», что искупает все ее прегрешения, прежде всего попытки выдать себя за мужчину. Видимо, китайцы должны были в этот момент сконцентрироваться и пережить гордость за родную страну с тысячелетней историей. Финал фильма обращен к китайской аудитории, на кошельки которой Disney явно рассчитывал ничуть не в меньшей степени, чем на кошельки американцев.

Но в итоге оба идеологических посыла, вместо того чтобы сработать на разные аудитории, вошли в противоречие друг с другом. Одной аудиторией фильм был воспринят как китайский. Тем более что в нем нет ни одного актера неазиатского происхождения, что для Голливуда даже в его совместных с Китаем проектах не характерно. Disney настолько глубоко погрузился в китайский культурный контекст, что все остальные контексты были естественным образом вытеснены. Сказался и перевод фильма в другой формат: то, что в анимации воспринималось как элемент древней легенды с ее условной реальностью, в формате игрового кино стало слишком нарочитым. И китайцы, по всей видимости, восприняли его как чужеродный элемент. Тем самым они отвергли немыслимый по своей роскоши дар Голливуда, который тот не преподносил еще ни одной стране, что можно в зависимости от обстоятельств расценивать и как дань китайскому рынку, и как запущенного в него троянского коня.

Судьба фильма «Мулан» во многом объясняет и трудную прокатную судьбу самого дорогого в истории новейшего отечественного кинематографа проекта — фильма «Тайна печати дракона». Он тоже делался в расчете на китайский прокат, и продюсеры фильма, чтобы попасть туда, совершали немыслимые усилия, чтобы вписаться в тиски китайской цензуры. Мало того, в отличие от «Мулан», где кастинг ограничен только одной мировой знаменитостью китайского происхождения — Джетом Ли, продюсерам «Тайны печати дракона» помимо Джеки Чана, которого чтят как в самом Китае, так и во всем мире, удалось заполучить в свой фильм еще и Арнольда Шварценеггера. Но феноменальный дуэт не сработал и не произвел ожидаемого эффекта на аудиторию. Фильм вышел как совместная продукция с государственной кинокомпанией China Film Group, что позволило ему попасть в китайский прокат помимо квоты на иностранные фильмы, однако не избавило от недовольства отдела пропаганды ЦК КПК, который в случае «Тайны печати дракона» не позволил состояться полноценному прокату.

Нельзя назвать благополучным прокат «Тайны печати дракона» и на родной территории, что тоже роднит его с фильмом Disney. На «Мулан» посыпались обвинения в съемках на территории Синьцзяна, где, по сведениям правозащитников, находятся лагеря, в которых содержатся представители коренного населения этих территорий — уйгуров. А еще раньше попала под удар исполнительница главной роли Лю Ифэй, которая в разгар антиправительственных протестов высказалась в поддержку полиции Гонконга. Все это не могло не сказаться на кассовых сборах. Возможно, из-за этого Disney и ограничился онлайн-показами этого фильма. На создателей «Тайны печати дракона» обрушились обвинения в неисполнении долговых обязательств. В результате фильм остался без поддержки главных звезд — и Джеки Чана, и Арнольда Шварценеггера: ни тот ни другой не приехали на российскую премьеру фильма, что резко уменьшило масштаб кампании по его продвижению и значительно снизило прокатный потенциал.

В России оба фильма пока находятся примерно на одном и том же уровне кассовых сборов: «Тайна печати дракона» остановилась на уровне 5,7 млн долларов, «Мулан» же за первые три недели проката успел собрать 4,2 млн долларов, и его прокатный потенциал далеко не исчерпан. У фильма есть шанс догнать по сборам российско-китайский проект. Но сборы по всему миру неизмеримо выше, чем у «Тайны печати дракона», что обусловлено в первую очередь теми возможностями, которыми обладает Disney по продвижению и дистрибуции своих фильмов. В интервью «Эксперту» продюсер «Тайны печати дракона» Алексей А. Петрухин накануне проката фильма говорил: он очень надеется, что успех фильма позволит и дальше развивать совместное с Китаем кинопроизводство, которое могло бы оказаться и в самом деле очень перспективным с учетом потенциала местного кинорынка, который Китай смог создать в очень короткие сроки и который может, по прогнозам специалистов, в обозримом будущем обойти по объему американский прокат.

Китай, который на протяжении нескольких десятилетий впитывал голливудские технологии кинопроизводства и смог заметно поднять художественный уровень собственных фильмов, отказал как русским, так и американским кинематографистам в принятии даже самой дружественной и максимально контролируемой интерпретации собственных культурных реалий. В случае с «Мулан» этот отказ был менее показательным, чем по отношению к «Тайне печати дракона», но от этого не менее чувствительным. Китайцы создали собственный рынок и возвели вокруг него «китайскую стену», создав для иностранных фильмов максимальное количество барьеров. Опыт совместного с Китаем кинопроизводства показывает, что в результате зрители в любом случае получают фильм, в котором превозносятся ценности китайской культуры. Продюсеры, желающие проникнуть на кинорынок Китая, если и попадают на него, не получают ожидаемых сборов, одновременно по собственной воле превращаясь в проводников китайской культуры на Западе.

Китай со всей очевидностью готов вступить в схватку с Голливудом не только на собственной территории, но и по всему миру. Единственное, чего по-прежнему не хватает китайскому кинематографу, так это звезд международного уровня — главного сокровища Голливуда. Китайские кинематографисты это отчетливо понимают, но вместо того, чтобы идти на компромисс и выпускать проекты с участием голливудских звезд и продюсировать голливудские проекты с участием китайских актеров, они идут к цели самым сложным и самым амбициозным путем: без чьей-либо помощи. Благо внутренний рынок им это позволяет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Метод антижир Метод антижир

Как построить питание, чтобы наедаться, но не перебирать калорий?

Худеем правильно
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
10 фильмов, над которыми работали модные дизайнеры 10 фильмов, над которыми работали модные дизайнеры

Самые выдающиеся примеры сотрудничества кино и моды

Esquire
Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Как оставить офис и начать работать на себя: 7 шагов Как оставить офис и начать работать на себя: 7 шагов

Как начать собственное дело и пройти адаптацию к новой роли?

Psychologies
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
(Не) жить за семерых (Не) жить за семерых

Нерожденные или умершие дети остаются незримо с нами

Psychologies
Простые карточные фокусы: 9 трюков для начинающих волшебников Простые карточные фокусы: 9 трюков для начинающих волшебников

Подборка самых легких для освоения карточных трюков

Playboy
Subaru Forester — хищник средней полосы Subaru Forester — хищник средней полосы

Самый японский из всех кроссоверов

Maxim
От Волги до Енисея: как раскрыть кинематографичность российских регионов От Волги до Енисея: как раскрыть кинематографичность российских регионов

Как привлечь в российскую глубинку отечественные и зарубежные съемочные группы

Forbes
«От порога к порогу»: 5 стихов одного из важнейших поэтов XX века Пауля Целана «От порога к порогу»: 5 стихов одного из важнейших поэтов XX века Пауля Целана

На русском языке выходит новый сборник поэзии Пауля Целана

Esquire
Игорь Дуардович: Поэзия как этап взросления. Можно ли вырасти из стихов, как из пеленок, игрушек и субкультур Игорь Дуардович: Поэзия как этап взросления. Можно ли вырасти из стихов, как из пеленок, игрушек и субкультур

Почему, говоря о поэзии, мы так или иначе затрагиваем тему возраста?

СНОБ
Как требовать прибавку к зарплате Как требовать прибавку к зарплате

Как попросить прибавку к зарплате, не прибегая к угрозам!

Maxim
Бетховен умер. Часть I Бетховен умер. Часть I

Cудьба наследия Бетховена в современном мире

Школа Masters
Наступление электронных базаров Наступление электронных базаров

Маркетплейсы — наиболее динамично развивающийся формат торговли в России

Эксперт
Откуда на самом деле появилось выражение «прекрасное далёко» Откуда на самом деле появилось выражение «прекрасное далёко»

Пришла пора узнать, куда в действительности улетела Алиса Селезнева

Maxim
Найден материал, сверхчувствительный к свету: техника будущего Найден материал, сверхчувствительный к свету: техника будущего

Ученые Университета ИТМО обнаружили сверхчувствительный к свету материал

Популярная механика
От строительства аэропланов до разработки гидромассажных ванн: история семьи Джакузи От строительства аэропланов до разработки гидромассажных ванн: история семьи Джакузи

Страстью братьев были самолёты, но семейные трагедии привели их к идее джакузи

VC.RU
Miyagi Miyagi

Что рэпер Miyagi думает о русском хип-хопе, дорогих студиях и лейблах

ЖАРА Magazine
Потребителей бесит, когда им навязывают осознанное потребление. Перестаньте это делать, если хотите изменить их привычки Потребителей бесит, когда им навязывают осознанное потребление. Перестаньте это делать, если хотите изменить их привычки

Какая стратегия поможет сформировать экологические привычки более эффективно?

Inc.
Не требуйте совершенства: почему не стоит искать виноватых Не требуйте совершенства: почему не стоит искать виноватых

Как перестать обвинять себя и других?

Psychologies
Дустом их: что, если бы тараканов не было Дустом их: что, если бы тараканов не было

Мы зависим от тараканов

Популярная механика
«Город встанет до XXII века». Как мегаполисам избавиться от пробок «Город встанет до XXII века». Как мегаполисам избавиться от пробок

Проблемы, с которыми транспортная система не справляется

РБК
Как бывшие топ-менеджеры Delivery Club и «Газпрома» зарабатывают на переездах и хранении вещей московских хипстеров Как бывшие топ-менеджеры Delivery Club и «Газпрома» зарабатывают на переездах и хранении вещей московских хипстеров

«Облачный» склад выручил на «умных» переездах и хранении вещей 112 млн рублей

Forbes
Пуха не будет? Что нужно знать о кератиновом выпрямлении волос: плюсы и минусы Пуха не будет? Что нужно знать о кератиновом выпрямлении волос: плюсы и минусы

Что нужно знать тем, кто решил пойти «прямой дорогой» к красивым волосам?

Cosmopolitan
Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист

Ждет ли человечество счастливый конец?

GQ
Акселерация и децелерация: как меняется наш рост от эпохи к эпохе Акселерация и децелерация: как меняется наш рост от эпохи к эпохе

Во все времена существовали волны изменения длины тела

Популярная механика
Эдит Хэд. Доктор по одежде Эдит Хэд. Доктор по одежде

Единственная в истории обладательница восьми "Оскаров" не была актрисой

Караван историй
10 необычных Lamborghini 10 необычных Lamborghini

Марка Lamborghini породила целый ряд очень необычных концептов

Популярная механика
Открыть в приложении