Майкл Макфол — о том, как остановить раскол в американских элитах

ЭкспертОбщество

Майкл Макфол: «Сейчас самое важное — борьба за душу Республиканской партии»

Бывший посол США в России Майкл Макфол — о том, как остановить раскол в американских элитах, почему демократы не видят «двойных стандартов» и станет ли Россия главным врагом Байдена

Петр Скоробогатый. Перевела с английского Лиза Смирнова

Бывший посол США в России Майкл Макфол считает, что американская демократия нуждается в сильной консервативной партии

Слово победителям. В эксклюзивном интервью журналу «Эксперт» мы попросили прокомментировать политический кризис в США Майкла Макфола. Он известный сторонник Демократической партии, ученый-политолог, дипломат, профессор Стэнфордского университета. При президенте Бараке Обаме с 2009 по 2011 год занимал пост специального помощника по вопросам национальной безопасности, на котором прославился как архитектор так называемой политики перезагрузки отношений с Россией. А позже, с 2012-го по 2014-й, работал в России в ранге посла и претворял эту политику в жизнь.

— Демократы, безусловно, победили. Байден — новый президент США. Как вам кажется, не стоит ли в связи с этим остановить нарастающий раскол в обществе и радикализацию, прекратив давление на Трампа? Остановить процедуру импичмента, прервать все судопроизводства?

— К сожалению, Трамп так и не сказал «демократы безусловно победили». В частности, он никогда не говорил, что избранный президент Байден победил на свободных и честных выборах. Напротив, Трамп уже более двух месяцев лжет о результатах выборов. За это время он смог убедить в этом и большую часть своих избирателей. Пропаганда работает. Затем он убедил кучку сенаторов и представителей действовать в соответствии с его ложью и 6 января пойти против воли американского народа. В этот же день Трамп спровоцировал бунт. Преступники и бунтовщики ворвались в Капитолий, убив полицейского. И они должны быть наказаны за это. Защитники Трампа утверждают, что, если мы попытаемся наказать тех, кто подстрекает к насилию, мы спровоцируем еще большее насилие. Но это то же самое, как если бы мы считали, что аресты воров провоцируют воровство. А аресты убийц будут провоцировать новые убийства. Это нелогично. Вы думаете, если процедура импичмента будет приостановлена, Трамп и сторонники бунтов неожиданно изменят свое мнение о Байдене и объединятся с ним? Этого не произойдет.

Я хочу, чтобы вы поняли: линия водораздела проходит не между либералами и консерваторами или между республиканцами и демократами. Противостояние идет между демократами и автократами, между теми, кто верит в демократию и верховенство закона, и теми, кто в это не верит. В стремлении свергнуть демократическое правительство и уничтожить вековые американские традиции нет ничего «консервативного». Сторонники автократических сил в США представляют меньшинство. Большинство за демократическими силами.

— Но возможно ли сейчас объединить американскую нацию перед лицом этого кризиса? Или точка невозврата уже пройдена?

— Шестое января этого года — один из самых мрачных дней в истории Америки. Чтобы вспомнить более трагические эпизоды для американской демократии и американского общества, нужно вернуться во времена Гражданской войны. И самое неутешительное, на мой взгляд, то, что в отличие от других трагических дат в Америке, таких как 7 декабря 1941-го или 11 сентября 2001 года, объединивших наше общество, 6 января 2021 года не сделало этого. Произошедшее поддержало достаточно много республиканцев. Это вызывает серьезное беспокойство. Очень много республиканцев в Конгрессе поддержали попытку антидемократическим способом опровергнуть победу Байдена на выборах. Это очень тревожно.

В то же время я надеюсь, что 6 января стало переломным моментом для Республиканской партии. Долгие годы традиционные консервативные лидеры-республиканцы объединялись с Трампом не потому, что он им нравился или они разделяли его идеологию: многие из них рассказывают, как он им неприятен, — но потому, что он помог добиться снижения налогов и продвинуть консерватора на пост судьи. Но сейчас многие испытывают отвращение к его поведению. Некоторые даже заявили об этом публично, включая Лиз Чейни, члена палаты представителей США. Другие тоже согласны с Чейни, но боятся говорить об этом публично. Даже вице-президент отказался разговаривать с ним.

Таким образом, внутри самой Республиканской партии существуют противоречия и может начаться борьба, в результате которой экстремисты, националисты и популисты, включая самого Трампа, станут маргиналами. Я очень надеюсь на это. Несмотря на то что сам я являюсь демократом, я считаю, что наша демократия нуждается в сильной консервативной партии. Я знаю, что некоторые лидеры Республиканской партии хотят отвоевать ее у трампистов. Но я не знаю, удастся ли им это сделать. Борьба за душу Республиканской партии — самое важное событие в американской политике, за которым мы будем наблюдать в ближайшие годы. Помимо этого для уменьшения поляризации мы должны принять и другие меры, включая демократические реформы финансирования избирательных кампаний, изменение электоральных округов, избирательную реформу, реформу, касающуюся расовой справедливости, и реформы по установлению государственного регулирования социальных сетей.

— То есть в американских элитах есть сильные противоречия?

— Внутри элит поляризация гораздо сильнее, чем в целом в обществе. Большинство американцев не «красные» или «синие», они «фиолетовые». Я из «красного» штата Монтана. У меня есть члены семьи и друзья, которые голосовали за Трампа. Но они не поддерживают революцию. Я думаю, что многие американцы хотят, чтобы наши политики сфокусировались на борьбе с пандемией и на том, чтобы наша экономика начала развиваться в правильном направлении. Если Байдену удастся добиться успехов в этих областях, а я думаю, что ему удастся, то у нашего общества есть шанс снова обрести единство. Заметьте, что сейчас Байден сосредоточен на пандемии и экономике и почти ничего не говорит об импичменте. Это правильно.

Кстати, 6 января также навредило международному имиджу, стало кульминацией четырехлетнего падения нашей репутации лидера свободного мира. Я надеюсь, что президенту Байдену удастся избавиться от этого тренда. В серии из трех статей о задачах, стоящих перед Америкой, я предложил несколько идей, которые помогут это сделать. Необходимо провести реформы в дипломатии и внешней политике, реформы для поддержки развития демократии, и, наконец, необходимо активно продвигать месседж о достоинствах демократии.

— Не видите ли вы двойных стандартов в том, что, например, сторонников BLM, обвиняемых в вандализме и грабежах, освобождают из тюрем, в то время как сторонников Трампа сажают в тюрьму, а их аккаунты в соцсетях удаляются?

— Будучи демократической страной, США поддерживают свободу слова и свободу собраний. Но американцы, которые злоупотребляют этими правами, чтобы бросить вызов демократическим ценностям и уничтожить демократические институты, не имеют оправдания. Почти все демонстрации BLM были мирными. Те, кто нарушил закон, должны быть привлечены к ответственности. И со многими это уже произошло. Я не поддерживаю насильственный протест. И я не верю в двойные стандарты.

— Что вы думаете о перспективах отношений Байдена с Россией? Нет ли опасности, что Россию снова используют как образ «внешнего врага» для консолидации общества?

— Президент Байден имеет огромный опыт работы в сфере внешней политики. Он не только хорошо знает Россию и президента Владимира Путина, но и хорошо ориентируется в политике региона. Когда я работал в Совете национальной безопасности при администрации Барака Обамы, я часто бывал вместе с бывшим тогда вице-президентом Байденом в Украине, Грузии, Молдове и России. У него уже есть замечательная команда, которая будет заниматься внешней политикой. Я их хорошо знаю. Они отличные профессионалы.

Я думаю, что администрация Байдена будет стремиться сдерживать агрессивную внешнюю политику Путина, включая санкции; президент будет также стремиться к укреплению позиций НАТО в регионе и к развитию партнерских отношений с Украиной, Грузией, Молдовой и другими странами региона. Байден и его команда, в отличие от Трампа, будут поддерживать общечеловеческие ценности во всем мире.

Однако у России и США есть общие приоритеты, поэтому по некоторым вопросам они будут сотрудничать. Я надеюсь, что Байден незамедлительно начнет работу с Путиным по продлению на пять лет нового договора об СНВ, срок действия которого истекает в начале этого года. Я также надеюсь, что администрация Байдена будет способствовать более тесному взаимодействию в общественной среде. С тех пор как я занимал должность посла США, связи в академической, творческой и бизнес-сфере, а также в сфере гражданского общества сильно сократились. Это печально.

Я думаю, что Байден будет стараться вести более предсказуемую политику в отношениях с российским правительством. Годы правления Трампа были очень нестабильными. Трамп хотел дружить с Путиным. Но остальная часть его правительства этого желания не разделяла. В команде Байдена таких разногласий не будет. Все они будут на одной волне.

Наши правительства нуждаются в диалоге. У нас все еще существуют разногласия по фундаментальным вопросам, но мы никогда не сможем допустить разногласий или конфликтов, которые будут основаны на неверной информации или заблуждениях.

И нет, американцам не нужен общий враг для того, чтобы снова объединиться. (Так обычно поступает Путин, но не Байден.) Некоторые американцы могут представлять в качестве врага Китай. Но никто не видит врагом Россию. Как показало 6 января, наш враг сейчас находится внутри страны, а не за ее пределами. Сейчас мы должны сосредоточиться на внутреннем расколе общества, разрушении демократии и маргиналах, которые хотят бунтовать. Это должно быть приоритетом. Америка, расколотая внутри, только поможет своим внешним врагам.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
7 способов максимально ускорить восстановление мышц 7 способов максимально ускорить восстановление мышц

Сделай свои тренировки еще эффективнее

Playboy
Им не хватало воздуха на горных перевалах Им не хватало воздуха на горных перевалах

Карабах рискует превратиться в новый рассадник мирового терроризма

Эксперт
В Москве приступили к испытанию летающих такси В Москве приступили к испытанию летающих такси

На территории Лужников приступили к испытаниям дронов-такси Hover

Популярная механика
Утопия по-американски: чем обернется политический кризис в США Утопия по-американски: чем обернется политический кризис в США

Политический кризис в США — следствие разрушения американского общества

Эксперт
Эпоха великого порицания: как незнакомцы из соцсетей превращаются в палачей Эпоха великого порицания: как незнакомцы из соцсетей превращаются в палачей

Отрывок из книги «Итак, вас публично унизили» Джона Ронсона

Forbes
Спектакль позднего капитализма Спектакль позднего капитализма

Партийная дисциплина, цензура — настоящее «социализации» американской жизни

Эксперт
Красота и жертвы: почему то, как одевается твой мужчина, важно Красота и жертвы: почему то, как одевается твой мужчина, важно

Ты одета стильно, а твой мужчина нет?

Cosmopolitan
Когда наши поезда ездили быстро Когда наши поезда ездили быстро

История скоростного поезда ЭР200

Эксперт
«Взгляни в глаза своему страху»: терапия для тех, кого мучает тревога «Взгляни в глаза своему страху»: терапия для тех, кого мучает тревога

Экспозиционная психотерапия — эффективный способ лечения тревожности

Psychologies
«Шанс понять, как развивалась Земля» «Шанс понять, как развивалась Земля»

Чего ждут ученые от новой порции лунного грунта

Огонёк
Анне Катрине Боман: Агата Анне Катрине Боман: Агата

Глава из книги Анне Катрине Боман о жизни уставшего от работы психотерапевта

СНОБ
Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера» Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера»

Самая яркая актриса нового поколения — о психологических основах своей профессии

Эксперт
Что такое мода по-мусульмански? 3 невероятно стильных первых леди Востока Что такое мода по-мусульмански? 3 невероятно стильных первых леди Востока

Рената Ибрагимова рассказывает о самых стильных первых леди Востока

Cosmopolitan
Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги

Чтобы серое вещество не превратилось в серую массу, ему нужны нагрузки

GQ
Язык добра: зачем Forbes новый рейтинг социального предпринимательства Язык добра: зачем Forbes новый рейтинг социального предпринимательства

«Валюты добра» отразит три глобальных движения мировых лидеров бизнеса

Forbes
Мой белый. Отрывок из новой книги Ксении Буржской Мой белый. Отрывок из новой книги Ксении Буржской

Фрагмент из волшебной книги Ксении Буржской о необычайных чувствах

СНОБ
Мстительница эпохи #MeToo: какой получилась черная комедия Мстительница эпохи #MeToo: какой получилась черная комедия

«Девушка, подающая надежды» — радикальный микс триллера и черной комедии

Esquire
«Меня жестко прижали к обочине». Как ошибка ГИБДД привела к проблемам «Меня жестко прижали к обочине». Как ошибка ГИБДД привела к проблемам

В ГИБДД внезапно аннулировали регистрацию машины якобы из-за смерти владелицы

РБК
20 вещей, которые каждый мужчина должен научиться делать до 30 лет 20 вещей, которые каждый мужчина должен научиться делать до 30 лет

Эти вещи просто необходимо сделать до того, как тебе исполнилось 30 лет

Maxim
Когда цели вредят и как формулировать их правильно Когда цели вредят и как формулировать их правильно

Когда отказаться от цели лучше, чем идти напролом

Reminder
Звезды сериала Звезды сериала

Рассказываем, как изменилась жизнь актеров культового "Клана Сопрано"

Cosmopolitan
Время собирать камни Время собирать камни

Фрэнсис Макдорманд — о роли в венецианском триумфаторе «Земля кочевников»

Vogue
Немного того: как правильно написать хорошо продающуюся книгу про Африку Немного того: как правильно написать хорошо продающуюся книгу про Африку

Биньяванга Вайнайна объясняет, как написать хорошо продающуюся книгу про Африку

Esquire
С легкой руки С легкой руки

В дирижерской номинации на «Золотую маску» из четырех имен половина — женские

Vogue
«Крушение»: эссе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда из одноименного сборника сочинений, написанного для Esquire «Крушение»: эссе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда из одноименного сборника сочинений, написанного для Esquire

Ни один из рассказов Фицджеральда не вызвал столько споров, как «Крушение»

Esquire
Биотопливо из сахарного тростника обвинили в выбросах закиси азота Биотопливо из сахарного тростника обвинили в выбросах закиси азота

Сахарный тростник может негативно влиять на экологию — исследование

N+1
Дочь вместо матери: чем занялась солистка «Винтажа» Анна Плетнева? Дочь вместо матери: чем занялась солистка «Винтажа» Анна Плетнева?

Дочь Анны Плетневой Мария выросла невероятной красоткой

Cosmopolitan
Если не он, то кто? Если не он, то кто?

Косметические бренды бьются над созданием аналогов ретинола

Vogue
Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры

Почему дискриминация по возрасту опасна в первую очередь для женщин

Forbes
Открыть в приложении