Александр Буклов: «Все сразу представляют мужчин в купальниках, которые выполняют женские элементы, но это не так»
24 января в России была представлена мужская сборная по художественной гимнастике. GQ поговорил с ее руководителем.
Вы чемпион мира по мужской ритмической гимнастике...
Я бы хотел вас поправить сразу, потому что с английского rhythmic gymnastic переводится как «художественная гимнастика». А назвали мы вид ритмическим только лишь для того, чтобы избавиться от предрассудков, это была наша договоренность с Ириной Александровной (Винер-Усманова. – Прим. GQ) – чтобы сразу не пугать людей. Но документально мы относимся к художественной гимнастике: также как и во Всероссийской федерации спортивной гимнастики есть мужское отделение и женское. В общем, пусть народ привыкает к этому названию – мужская художественная гимнастика.
Почему вы решили, что напугаете этим названием людей?
Потому что ассоциативный ряд у публики очень интересно работает: все сразу представляют мужчин в купальниках, которые выполняют женские элементы. Этим тоже занимаются – испанская школа. Мне уже даже писали оттуда: «Знаете, это мы занимаемся художественной гимнастикой, а вы делаете что-то другое». Я считаю, что с точки зрения физиологии мужчинам нельзя выступать в одном зачете с девушками. Это все равно, что смотреть за боксерским спаррингом между мужчиной и женщиной: понимаете, да, за кем может оказаться победа? Девушки пластичнее, а мужчины сильнее и выносливее. Не могут они соревноваться друг с другом, а судейство быть объективным. Но есть и другая школа – японская. Там мужская художественная гимнастика и появилась впервые.
Как произошел раскол на испанскую и японскую школы?
В 2005 году после чемпионата мира в Японии проходили международные соревнования среди мужчин, и турнир получил информационный резонанс. Там собрались спортсмены из разных стран, и это подтолкнуло испанцев заняться мужской художественной гимнастикой, придерживаясь при этом своего видения спорта. Они не стали придумывать новых правил или судейства, поэтому вид стал развиваться быстро. Ведь как получается? Для каждого нового вида спорта нужно придумать и расписать регламент, систему судейства, разрядную классификацию, федеральный стандарт, в котором прописано все, начиная от инвентаря и экипировки, заканчивая нормативами переводными из группы в группы – мы не от балды готовим детей. Чтобы они у нас развивались есть определенная система с количеством часов в год на каждую возрастную группу, категориями, учебной программой… Это целая научная работа – создать вид спорта. А испанцы просто взяли и повторили то же самое, что уже существовало у девочек. Не буду говорить по этому поводу ничего неполиткорректного, но после испанцев отношение к художественной гимнастике раскололось.
Кто-то говорит: «Действительно, как это прикольно, что мальчики делают то же самое, что и девочки и выглядят как девочки». А кто-то наоборот: «Фу, нас тошнит».
Вот так вот. И в нашей стране не многие понимали, что мы поддерживаем именно японское начинание, потому что именно оно отражает физиологические мужские качества: силу, выносливость, координацию, мощь.
С точки зрения эстетики испанский вариант гимнастики вас коробит?
Что за вопрос: коробит или нет? Вы же понимаете, что мы живем в XXI веке, и все что есть – оно имеет право на существование и юридически, и этически.
Я спрашиваю, потому что вы употребили слово «неполиткорректность», когда заговорили об испанской школе.
Понимаете, я вообще человек очень широких взглядов, я не узко мыслю, а наперед, чуть дальше собственного носа. Я понимаю: если человеку хочется чем-то заниматься, ему нельзя запретить это делать. Правильно? Если это в рамках закона. Как я могу что-то сказать [об испанцах]? То, что они делают – это тяжело. Но если судить объективно, их вариант художественной гимнастики противоречит физиологическим способностям мальчиков, мужчин.