Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

ЭкспертСобытия

«Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей

Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

Вячеслав Суриков

Спектакль «Тартюф» на сцене Театра драмы и комедии на Таганке (постановка Юрия Любимова). Алла Демидова в роли Эльмиры. Виктор Великжанин/фотохроника ТАСС

От фильма Любови Аркус не нужно ждать новых откровений о судьбе главной героини или открытий в жанре документального кино. Он выделяется на фоне потока биографических картин тщательностью подбора хроники — в нем есть и в самом деле редкие кадры нетривиального интервью с героиней: та разговаривает не с журналистом, неизбежно задающим вопросы, на которые уже много раз звучали ответы, а с близко знакомой женщиной, и стоит задача рассказать что-то такое, что еще не было никем рассказано. Однако зритель получает нечто большее: историю актрисы, не сыгравшей многие роли, какие могла бы сыграть. Сделано немало, но все это проявило лишь часть заложенного в ней потенциала. Что странно, ведь она играла на одной из самых заметных театральных сцен огромной страны с одним из лучших мировых режиссеров, став частью легенды, пусть и просуществовавшей недолго.

Но это та самая правда и о времени, и о жизни человека, какую не ждешь в фильме такого рода. Ожидания зрителя от картины о знаменитом человеке — увидеть жизнь, которую и сам хотел бы прожить, но по каким-то причинам не получилось. Однако фильм Аркус — это история о том, что даже у оказавшихся на авансцене в вихре исторических событий знаменитых людей, у которых есть и талант, и желание, и целеустремленность, чтобы на ней удержаться, сам механизм судьбы работает так, что удается реализовать только малую часть из того, что было возможным. У них тоже есть лишь очень короткий промежуток времени, когда они могут все, что захотят, когда они востребованы и лучи рампы направлены на них. И это время почти всегда заканчивается слишком быстро для того, чтобы успеть все, что было задумано, как бы ни был работоспособен. А яд, в который рано или поздно превращаются неосуществленные замыслы, может начать действовать еще сильнее.

Жизнь актрисы не единая дистанция, которую она бежит, пока хватает сил, это несколько дистанций. Ей суждено бежать их в разные периоды, и не все из них она пробегает одинаково хорошо. Мы видим в фильме, с каким количеством внешних факторов ей при этом приходится сталкиваться, и в первую очередь это стереотип восприятия героини: как та должна выглядеть в данный исторический период и каким темпераментом обладать. Любовь Аркус делает наблюдение: Алла Демидова не попадает в ряд героинь шестидесятых, наделенных очарованием юности, она становится востребованной у кинематографистов ближе к тридцати, когда возникла потребность в женщине со скрытым внутренним напряжением, готовым в любой момент вырваться наружу. Наиболее совершенным этот образ получился у Аллы Демидовой в «Зеркале» Андрея Тарковского — фильме режиссера, который, казалось, должен был увидеть в ней актрису, равную себе по масштабу таланта и глубине понимания происходящего на съемочной площадке.

Встреча режиссера и актрисы еще одна сюжетная линия фильма Любови Аркус. В какой-то момент они сближаются, начинают работать, но сближение и работа неизбежно оказываются слишком кратковременными: это только соприкосновение, и из него высекается всего лишь искра, пусть и ослепительно яркая. Либо, наоборот, перед нами история долгих взаимоотношений в театре, когда актриса ждет роль, в которой все должно совпасть: возраст, образ, партнеры по сцене, чтобы спектакль стал событием, иначе, как бы хорошо она ни сыграла, ее работа останется незамеченной. Юрий Любимов подарил ей такую роль. Алла Демидова попала в спектакль, подобный взрыву, в первую очередь благодаря Владимиру Высоцкому, сыгравшему в нем на пределе возможностей. Но и роль Гертруды в спектакле, который у стольких людей ассоциируется в первую очередь с пьесой «Гамлет», — это прыжок в вечность, и Алле Демидовой удалось его совершить.

Магия театра семидесятых пробивается сквозь экран при всей скудости советской хроники, упустившей так много исторических событий, в том числе тот самый «Гамлет». Но и того, что есть, достаточно, чтобы увидеть театр, ставший на несколько десятилетий островом свободы, куда стекались лучшие творческие и интеллектуальные силы своего времени. Мы видим людей, для которых театр был вершиной устремлений. Аркус подчеркивает особенность своей героини: она выбивается из общего ряда, театр важен, но не настолько, чтобы перестать быть собой. Отказывается от ролей, если те не соотносятся с ее внутренним миром. Сейчас кажется, что в каких-то случаях она ошибалась, но актриса продолжает настаивать: человек важнее искусства, он вправе не жертвовать ради него своими убеждениями.

Аркус проникает в суть времени, она делает его еще одним своим героем — антагонистом. Мы чувствуем его поток, очищенный от всевозможных наслоений. Алла Демидова на экране движется сквозь то время и меняется в этом потоке. Мы видим ее то в одном образе, то в другом. Она переходит от режиссера к режиссеру: ищет новую точку взлета над реальностью и то находит ее, то теряет. Она и синхронизируется с течением времени, и сопротивляется ему изо всех сил. И мы чувствуем, как велика мощь этого потока, как трудно ему сопротивляться. Но Демидова вступает в эту схватку, которая длится всю ее жизнь, и в конце концов проигрывает ее. Мы осознаем время как набор исторических событий, однако фильм дает нам понимание: это нечто большее, нечто выходящее за грань рационального представления о мире и жизни человека в нем. Река, истока которой мы не знаем. Она захватывает нас и несет помимо нашей воли в неизвестность.

Фильм длится больше двух часов, но этого так мало. Получился слишком беглый рассказ о слишком значимых событиях. Любовь Аркус пишет портрет героини штрихами. Всеми силами пытается уместиться в хронометраж, который уже давно не имеет значения. Ей удается взять интервью у Анатолия Васильева, крайне избирательного в общении с медиа. У великих Теодороса Терзопулуса и Роберта Уилсона. У бесценных свидетелей времени: Вадима Гаевского, Майи Туровский, Киры Муратовой. И надо быть Любовью Аркус, чтобы сделать это: для Гаевского, Туровской, Муратовой то были последние интервью. Как много они могли бы рассказать! Но в фильме мы видим лишь небольшие фрагменты: собеседники режиссера произносят очень важные фразы, раскрывающие характер героини и ее значимость для театра, но их недостаточно. Эти интервью тоже события, и, если бы были не так фрагментарны, они сделали бы фильм еще более сильным и концентрированным.

Странно не увидеть в фильме Вениамина Смехова, который, будучи одним из актеров спектакля «Гамлет» (исполнителем роли Клавдия), стал непосредственным свидетелем высшего взлета актрисы. Он полон воспоминаний, может столько всего рассказать, но если и попадает в кадр, то лишь на фотографиях или в хронике. Как такое может быть? Любовь Аркус ищет нетривиальных собеседников и находит их, но при этом упускает тех, кто был неотъемлемой частью и жизни героини, и ее легенды. Она ищет необычные художественные решения, избегает избитого формата говорящих голов, но история начинает от нее ускользать. Не только жизнь Аллы Демидовой — череда упущенных возможностей; увы, и фильм тоже упущенная возможность — возможность рассказать о времени и о его героине нечто большее, нежели история реализованных и нереализованных замыслов, из которых состоит жизнь каждого человека.

«Кто тебя победил никто» — еще одна встреча актрисы с режиссером, трепетным, хорошо знающим ее сильные и слабые стороны: удивительное совпадение, удачное стечение обстоятельств, своего рода чудо. Фильм Аркус — еще одна роль Аллы Демидовой. Она сама выбрала образ, в каком решила предстать перед публикой: женщины, вступившей в поединок со временем и проигравшей его — потерпев поражение, которое оказалось дороже многих побед.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Круговорот тепла в доме Круговорот тепла в доме

Челябинская компания нашла способ сделать рекуператоры более экономичными

Эксперт
Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными

Мы живем в эпоху цифровых двойников. У современных дорог они тоже есть

Популярная механика
Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая

Новый плацдарм для военных амбиций Вашингтона

Эксперт
На свою голову На свою голову

Уходовые процедуры преображают внешний вид волос и восстанавливают их изнутри

Добрые советы
Арендаторы хотят комфорта Арендаторы хотят комфорта

Всплеск цен на аренду жилья вызван отложенным спросом и сезонной активностью

Эксперт
Автор подкаста Автор подкаста

Мари Новосад только что вернулась с SNCTM в Нью-Йорке и рапортует нам

Playboy
Призвание: самозванец Призвание: самозванец

Люди выдают себя за других с целью выгоды, но он делал это ради искусства

Maxim
Черви-мусороеды, солнце в банке, съедобные бутылки: 5 значимых экоразработок последних 10 лет Черви-мусороеды, солнце в банке, съедобные бутылки: 5 значимых экоразработок последних 10 лет

5 экологических разработок, которые способны изменить жизнь на планете

Популярная механика
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
10 норм поведения в обществе, которые пора пересмотреть 10 норм поведения в обществе, которые пора пересмотреть

10 вещей, которые пора разрешить, потому что нам, интровертам, так удобнее

Maxim
Книги, которые изменят вас в лучшую сторону Книги, которые изменят вас в лучшую сторону

Эти книги заставляют посмотреть на жизнь иначе, заново понять, кто такой лидер

Популярная механика
Подточить клыки, установить камеру: странные запросы пациентов стоматолога Подточить клыки, установить камеру: странные запросы пациентов стоматолога

Странные пожелания пациентов стоматолога

Cosmopolitan
Внимание к деталям: 5 мужских поступков, которые должны насторожить Внимание к деталям: 5 мужских поступков, которые должны насторожить

Какие поступки – повод задуматься, даже если избранник необыкновенно хорош?

Cosmopolitan
«Это смерть за мной приходила»: как самопрограммирование сводит нас в могилу «Это смерть за мной приходила»: как самопрограммирование сводит нас в могилу

Отрывок из книги «Фокус на жизнь» — глава о самореализующихся пропрочествах

Forbes
Животные Животные

Далеко не все земные организмы ограничены чувствами, которые доступны человеку

Популярная механика
«Конкуренцию за желудок Советский Союз, конечно, проиграл» «Конкуренцию за желудок Советский Союз, конечно, проиграл»

Товарный дефицит сыграл свою роль в падении СССР

Эксперт
Здоровье ног. Как предотвратить и лечить варикоз Здоровье ног. Как предотвратить и лечить варикоз

Почему возникает варикоз, как его лечат и можно ли обойтись без операции?

Cosmopolitan
«День, когда я влюбилась в себя» «День, когда я влюбилась в себя»

Иногда самые близкие люди заставляют нас сомневаться в себе

Psychologies
Луи-Филипп: король баррикад и олигархов Луи-Филипп: король баррикад и олигархов

«Король-буржуа» оказался последним Бурбоном на троне Франции

Дилетант
Не мешай: что важно знать о совместимости продуктов и диете раздельного питания Не мешай: что важно знать о совместимости продуктов и диете раздельного питания

О диете раздельного питания, которая помогает сбросить вес.

Cosmopolitan
Исследование: 60% россиянок считают, что расходы на беременность — забота мужчины Исследование: 60% россиянок считают, что расходы на беременность — забота мужчины

Россиянки считают, что отец должен взять на себя расходы на беременность

Forbes
Не фитоняшки: как выглядят самые знаменитые женщины-бодибилдеры Не фитоняшки: как выглядят самые знаменитые женщины-бодибилдеры

Самые известные чемпионки по бодибилдингу

VOICE
Хочу сказать Хочу сказать

Татуировки – не просто красивые рисунки на теле

Домашний Очаг
До «метавселенных» ещё далеко: три причины, почему До «метавселенных» ещё далеко: три причины, почему

Специалисты объясняют, почему «метавселенная» не так близко, как кажется

VC.RU
Не врать, не прокрастинировать и не сдаваться: Пол Грэм о правилах усердного труда Не врать, не прокрастинировать и не сдаваться: Пол Грэм о правилах усердного труда

Пол Грэм: действительно ли успех невозможен без упорного труда?

Forbes
Вождь индейки Вождь индейки

Агрохолдинг Наума Бабаева «Дамате» вскоре может стать самым крупным

Esquire
Пять космических туристов, слетавших в космос веселья ради Пять космических туристов, слетавших в космос веселья ради

Пять космических туристов, проложивших тропу к космодромам

Maxim
От теплой ванны до гимнастики: как избавиться от боли во время месячных? От теплой ванны до гимнастики: как избавиться от боли во время месячных?

Почему во время месячных болит живот и можно ли избавиться от этой проблемы?

Psychologies
Раны планеты: метеоритные кратеры на Земле Раны планеты: метеоритные кратеры на Земле

Земля постоянно подвергается «космическому обстрелу» космическими снарядами

Популярная механика
Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм

Что такое автоматизированная реклама, или программатик?

VC.RU
Открыть в приложении