Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

ЭкспертСобытия

«Кто тебя победил никто»: история упущенных возможностей

Фильм Любови Аркус об Алле Демидовой — поток времени сквозь экран

Вячеслав Суриков

Спектакль «Тартюф» на сцене Театра драмы и комедии на Таганке (постановка Юрия Любимова). Алла Демидова в роли Эльмиры. Виктор Великжанин/фотохроника ТАСС

От фильма Любови Аркус не нужно ждать новых откровений о судьбе главной героини или открытий в жанре документального кино. Он выделяется на фоне потока биографических картин тщательностью подбора хроники — в нем есть и в самом деле редкие кадры нетривиального интервью с героиней: та разговаривает не с журналистом, неизбежно задающим вопросы, на которые уже много раз звучали ответы, а с близко знакомой женщиной, и стоит задача рассказать что-то такое, что еще не было никем рассказано. Однако зритель получает нечто большее: историю актрисы, не сыгравшей многие роли, какие могла бы сыграть. Сделано немало, но все это проявило лишь часть заложенного в ней потенциала. Что странно, ведь она играла на одной из самых заметных театральных сцен огромной страны с одним из лучших мировых режиссеров, став частью легенды, пусть и просуществовавшей недолго.

Но это та самая правда и о времени, и о жизни человека, какую не ждешь в фильме такого рода. Ожидания зрителя от картины о знаменитом человеке — увидеть жизнь, которую и сам хотел бы прожить, но по каким-то причинам не получилось. Однако фильм Аркус — это история о том, что даже у оказавшихся на авансцене в вихре исторических событий знаменитых людей, у которых есть и талант, и желание, и целеустремленность, чтобы на ней удержаться, сам механизм судьбы работает так, что удается реализовать только малую часть из того, что было возможным. У них тоже есть лишь очень короткий промежуток времени, когда они могут все, что захотят, когда они востребованы и лучи рампы направлены на них. И это время почти всегда заканчивается слишком быстро для того, чтобы успеть все, что было задумано, как бы ни был работоспособен. А яд, в который рано или поздно превращаются неосуществленные замыслы, может начать действовать еще сильнее.

Жизнь актрисы не единая дистанция, которую она бежит, пока хватает сил, это несколько дистанций. Ей суждено бежать их в разные периоды, и не все из них она пробегает одинаково хорошо. Мы видим в фильме, с каким количеством внешних факторов ей при этом приходится сталкиваться, и в первую очередь это стереотип восприятия героини: как та должна выглядеть в данный исторический период и каким темпераментом обладать. Любовь Аркус делает наблюдение: Алла Демидова не попадает в ряд героинь шестидесятых, наделенных очарованием юности, она становится востребованной у кинематографистов ближе к тридцати, когда возникла потребность в женщине со скрытым внутренним напряжением, готовым в любой момент вырваться наружу. Наиболее совершенным этот образ получился у Аллы Демидовой в «Зеркале» Андрея Тарковского — фильме режиссера, который, казалось, должен был увидеть в ней актрису, равную себе по масштабу таланта и глубине понимания происходящего на съемочной площадке.

Встреча режиссера и актрисы еще одна сюжетная линия фильма Любови Аркус. В какой-то момент они сближаются, начинают работать, но сближение и работа неизбежно оказываются слишком кратковременными: это только соприкосновение, и из него высекается всего лишь искра, пусть и ослепительно яркая. Либо, наоборот, перед нами история долгих взаимоотношений в театре, когда актриса ждет роль, в которой все должно совпасть: возраст, образ, партнеры по сцене, чтобы спектакль стал событием, иначе, как бы хорошо она ни сыграла, ее работа останется незамеченной. Юрий Любимов подарил ей такую роль. Алла Демидова попала в спектакль, подобный взрыву, в первую очередь благодаря Владимиру Высоцкому, сыгравшему в нем на пределе возможностей. Но и роль Гертруды в спектакле, который у стольких людей ассоциируется в первую очередь с пьесой «Гамлет», — это прыжок в вечность, и Алле Демидовой удалось его совершить.

Магия театра семидесятых пробивается сквозь экран при всей скудости советской хроники, упустившей так много исторических событий, в том числе тот самый «Гамлет». Но и того, что есть, достаточно, чтобы увидеть театр, ставший на несколько десятилетий островом свободы, куда стекались лучшие творческие и интеллектуальные силы своего времени. Мы видим людей, для которых театр был вершиной устремлений. Аркус подчеркивает особенность своей героини: она выбивается из общего ряда, театр важен, но не настолько, чтобы перестать быть собой. Отказывается от ролей, если те не соотносятся с ее внутренним миром. Сейчас кажется, что в каких-то случаях она ошибалась, но актриса продолжает настаивать: человек важнее искусства, он вправе не жертвовать ради него своими убеждениями.

Аркус проникает в суть времени, она делает его еще одним своим героем — антагонистом. Мы чувствуем его поток, очищенный от всевозможных наслоений. Алла Демидова на экране движется сквозь то время и меняется в этом потоке. Мы видим ее то в одном образе, то в другом. Она переходит от режиссера к режиссеру: ищет новую точку взлета над реальностью и то находит ее, то теряет. Она и синхронизируется с течением времени, и сопротивляется ему изо всех сил. И мы чувствуем, как велика мощь этого потока, как трудно ему сопротивляться. Но Демидова вступает в эту схватку, которая длится всю ее жизнь, и в конце концов проигрывает ее. Мы осознаем время как набор исторических событий, однако фильм дает нам понимание: это нечто большее, нечто выходящее за грань рационального представления о мире и жизни человека в нем. Река, истока которой мы не знаем. Она захватывает нас и несет помимо нашей воли в неизвестность.

Фильм длится больше двух часов, но этого так мало. Получился слишком беглый рассказ о слишком значимых событиях. Любовь Аркус пишет портрет героини штрихами. Всеми силами пытается уместиться в хронометраж, который уже давно не имеет значения. Ей удается взять интервью у Анатолия Васильева, крайне избирательного в общении с медиа. У великих Теодороса Терзопулуса и Роберта Уилсона. У бесценных свидетелей времени: Вадима Гаевского, Майи Туровский, Киры Муратовой. И надо быть Любовью Аркус, чтобы сделать это: для Гаевского, Туровской, Муратовой то были последние интервью. Как много они могли бы рассказать! Но в фильме мы видим лишь небольшие фрагменты: собеседники режиссера произносят очень важные фразы, раскрывающие характер героини и ее значимость для театра, но их недостаточно. Эти интервью тоже события, и, если бы были не так фрагментарны, они сделали бы фильм еще более сильным и концентрированным.

Странно не увидеть в фильме Вениамина Смехова, который, будучи одним из актеров спектакля «Гамлет» (исполнителем роли Клавдия), стал непосредственным свидетелем высшего взлета актрисы. Он полон воспоминаний, может столько всего рассказать, но если и попадает в кадр, то лишь на фотографиях или в хронике. Как такое может быть? Любовь Аркус ищет нетривиальных собеседников и находит их, но при этом упускает тех, кто был неотъемлемой частью и жизни героини, и ее легенды. Она ищет необычные художественные решения, избегает избитого формата говорящих голов, но история начинает от нее ускользать. Не только жизнь Аллы Демидовой — череда упущенных возможностей; увы, и фильм тоже упущенная возможность — возможность рассказать о времени и о его героине нечто большее, нежели история реализованных и нереализованных замыслов, из которых состоит жизнь каждого человека.

«Кто тебя победил никто» — еще одна встреча актрисы с режиссером, трепетным, хорошо знающим ее сильные и слабые стороны: удивительное совпадение, удачное стечение обстоятельств, своего рода чудо. Фильм Аркус — еще одна роль Аллы Демидовой. Она сама выбрала образ, в каком решила предстать перед публикой: женщины, вступившей в поединок со временем и проигравшей его — потерпев поражение, которое оказалось дороже многих побед.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Современная химия: где ждать прорывов Современная химия: где ждать прорывов

Фундаментальные разработки в российской химической науке

Эксперт
Телец - Сара Коннор, Рак - Баффи. Кем тебе нарядиться на хэллоуинскую вечеринку? Телец - Сара Коннор, Рак - Баффи. Кем тебе нарядиться на хэллоуинскую вечеринку?

Подборка идей для хэллоуинских нарядов

Cosmopolitan
Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая

Новый плацдарм для военных амбиций Вашингтона

Эксперт
Сильная и зависимая: как становятся жертвой абьюза благополучные женщины Сильная и зависимая: как становятся жертвой абьюза благополучные женщины

Как жертвами абьюза становятся женщины, которые, кажется, от этого застрахованы

Cosmopolitan
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
Безопасность вместо развития: какой капитализм построили в России за 30 лет Безопасность вместо развития: какой капитализм построили в России за 30 лет

30 лет назад Россия выбрала курс на строительство капитализма

Forbes
«Железо» против четвертой промышленной революции «Железо» против четвертой промышленной революции

Роботы и 3D-принтеры — техника, в которой футуристы увидели базу Индустрии 4.0

Эксперт
«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов

Исповедь Pranksy, NFT-коллекционера, чей точный возраст неизвестен

Esquire
Хуже алкоголя: 5 вещей, которые разрушают твою печень Хуже алкоголя: 5 вещей, которые разрушают твою печень

Иногда мы, сами того не подозревая, даем печени дополнительную нагрузку

Cosmopolitan
Как короли и королевы XIX века отличались от своих парадных портретов? (галерея) Как короли и королевы XIX века отличались от своих парадных портретов? (галерея)

Некоторые художники… привирали о внешности королей и королев

Maxim
Особенности национальной ловли СО2 Особенности национальной ловли СО2

Как произвести матрасы и диваны из углекислого газа

Эксперт
От теплой ванны до гимнастики: как избавиться от боли во время месячных? От теплой ванны до гимнастики: как избавиться от боли во время месячных?

Почему во время месячных болит живот и можно ли избавиться от этой проблемы?

Psychologies
4 странные попытки великих людей написать книги и что из этого вышло 4 странные попытки великих людей написать книги и что из этого вышло

Как исторические личности пробовали себя в писательском ремесле

Maxim
«Скажите мне, как вас растили, и я скажу, как вы любите других» «Скажите мне, как вас растили, и я скажу, как вы любите других»

Почему порой мы в точности повторяем сценарий родительских отношений?

Psychologies
Живые часы Живые часы

Разгадка тайны биологических часов

Вокруг света
Звезда сериала «Игра в кальмара» Чон Хо Ен: от модели с характером до мировой знаменитости Звезда сериала «Игра в кальмара» Чон Хо Ен: от модели с характером до мировой знаменитости

Актриса Чон Хо Ен стала настоящей звездой.

Maxim
Земля и небо Земля и небо

Интерьер в природных оттенках на тридцать шестом этаже московской новостройки

AD
В бирманском янтаре обнаружили миниатюрного краба В бирманском янтаре обнаружили миниатюрного краба

Это древнейший неморской краб, известный палеонтологам.

N+1
Умер легендарный лыжник Вячеслав Веденин, тот самый, кто придумал слово «дахусим» и не опустил флаг СССР перед императором Японии Умер легендарный лыжник Вячеслав Веденин, тот самый, кто придумал слово «дахусим» и не опустил флаг СССР перед императором Японии

Вячеслав Веденин. Легенда СССР, который показал характер на Олимпиаде 1972

Maxim
Записки путешественника: Образ Великобритании в русском искусстве Записки путешественника: Образ Великобритании в русском искусстве

Великобритания: вечный сплин, загадочная готика и байронические герои

Культура.РФ
Полезные советы и лайфхаки домашнего мастера Полезные советы и лайфхаки домашнего мастера

Нехитрые решения для хитрых задач

Популярная механика
Хозяйка Хозяина: как крестьянка Валя Истомина стала последней любовницей Сталина Хозяйка Хозяина: как крестьянка Валя Истомина стала последней любовницей Сталина

Кем же была для Иосифа Сталина молоденькая хохотушка из деревни?

Cosmopolitan
Екатерина Иванчикова. Улыбайся! Екатерина Иванчикова. Улыбайся!

Екатерина Иванчикова: «Чудеса случаются, когда ты этого действительно хочешь»

Коллекция. Караван историй
Искусственный интеллект и бионическое тело: как продлить жизнь человека с помощью технологий Искусственный интеллект и бионическое тело: как продлить жизнь человека с помощью технологий

Мечты о вечной жизни могут стать реальностью

Playboy
Сварить петуха и убежать от Лешего: славянские традиции октября Сварить петуха и убежать от Лешего: славянские традиции октября

Что же делало октябрь таким особенным для наших предков?

Psychologies
«Роскошные сапфиры с защитой»: раскрыта тайна любимых украшений принцессы Дианы «Роскошные сапфиры с защитой»: раскрыта тайна любимых украшений принцессы Дианы

Коллекцию принцессы Дианы с сапфирами оценивают в 20 миллионов фунтов стерлингов

Cosmopolitan
Фильмы о Джеймсе Бонде, которые нам не суждено увидеть Фильмы о Джеймсе Бонде, которые нам не суждено увидеть

Вспоминаем, какие части бондианы мир так и не увидел и почему

Esquire
Не из твоего романа: 13 литературных героев, с которыми отношений не построишь Не из твоего романа: 13 литературных героев, с которыми отношений не построишь

Среди персонажей известных книг есть как хорошие люди, так и мерзавцы

Cosmopolitan
Вызов разуму: Нобелевскую премию по физике присудили за изучение сложности Вызов разуму: Нобелевскую премию по физике присудили за изучение сложности

Нобелевская премия «за вклад в наше понимание сложных физических систем»

Forbes
Открыть в приложении