Проект «Калина-малина» объединил около двухсот мелких фермеров Сибири

ЭкспертБизнес

Кооперация по-сибирски

Проект «Калина-малина» кемеровских предпринимателей отца и сына Волковых объединил около двухсот мелких фермеров Сибири, создав не имеющий в России аналогов кооператив — под руководством крепко стоящего на ногах агрохолдинга

Виктория Безуглова

У фермера Матвея Шаповала в поселке Загорский Новокузнецкого района Кемеровской области девять детей, и все они, включая четырехлетнюю Машеньку, умеют чистить картошку, лук, свеклу и морковь. За день вся семья, а когда дети в школе — при участии рабочих-поденщиков и за счет определенной механизации процессов чистит, помещает в вакуумную упаковку по пять килограммов и отправляет в город от полутора до двух тонн овощей, а в месяц — около 45 тонн. Это их собственные овощи, выращенные на земельном участке в 200 гектаров. В сезон ухода за растениями и сбора урожая хозяйство привлекает дополнительных работников. Поставить дело на крепкую основу и за несколько лет нарастить годовую выручку с 5 млн до 30 млн рублей фермеру помог стабильный заказ на его продукцию со стороны известного в регионе агропромышленного холдинга «Крестьянское хозяйство Волкова» с выручкой 10 млрд рублей, который включает в себя птицефабрику «Кузбасский бройлер», Заринский мясоперерабатывающий завод, завод по производству комбикормов, цех по производству органических удобрений, грибную ферму и торговую сеть. Для Матвея Шаповала сотрудничество с КФХ Волкова стало катализатором больших перемен: наряду с увеличением объемов производства овощей он переосмыслил подход к качеству продукции, перешел на использование органических удобрений из помета птицы, подал заявку на сертификацию в Союз органического земледелия, а также реализовал свою давнюю мечту о молочном производстве и нарастил стадо с шести до двадцати шести коров. «Почти 90 процентов всех овощей мы поставляем для переработки в КФХ Волкова и гордимся тем, что разделяем их ценности в предоставлении людям качественных продуктов», — говорит Матвей и сразу обозначает очередную цель: приобрести пастеризатор молока, чтобы попасть на молочную полку в отделе фермерских продуктов торговой сети Волковых.

«Калина-малина» — так в 2014 году основатель бизнеса Анатолий Волков и его сын Артем назвали новый отдел в одном из своих магазинов в Кемерове, для которого разработали собственный дизайн, вывеску и, главное, пригласили к сотрудничеству пул фермеров, готовых поставлять качественную натуральную продукцию без консервантов. Свежее цельное молоко, вкусная сметана, пахучий мед, вариации чая на травах, полезный хлеб на закваске — все это сразу нашло своего покупателя, несмотря на то что фермерская продукция дороже рынка в среднем на 30%. Впрочем, в продуктовой матрице торговой сети Волковых фермерские продукты «Калины-малины» занимают лишь треть — около 300 позиций, а еще до 700 позиций поставляет продуктовый локомотив КФХ Волкова — мясоперерабатывающий завод, обеспечивая широкий ассортимент колбас и мясопродуктов, охлажденного мяса птицы, полуфабрикатов и готовой еды. Благодаря такому союзу сеть уверенно чувствует себя на рынке: за восемь лет она выросла с 20 магазинов до 108, из которых 28 работают по франшизе. Больше всего точек открыто в Кемеровской области и Алтайском крае, десять магазинов работают по франшизе в Томске и десять — в Новокузнецке, открыты точки в Барнауле и Красноярске.

Холдинг «КФХ Волкова» создан в 1991 году в Кемеровской области. Специализируется на мясопереработке, производстве мяса птицы, оптовой и розничной торговле. Производственные активы: Заринский мясоперерабатывающий завод в Алтайском крае, две птицефабрики «Кузбасский бройлер» — в Новокузнецке и Прокопьевском районе, 108 магазинов фирменной розничной сети в четырех регионах (Кузбасс, Новосибирская и Томская области, Красноярский край), в том числе 28 — по франшизе. Во всех магазинах представлена фермерская продукция местных производителей под брендом «Калина-малина».
Выручка — 10 млрд рублей.
Число сотрудников — 3000 человек.

Философия бренда

Идею «Калины-малины» Волковы подсмотрели у московского фермерского кооператива LavkaLavka, запущенного в 2009 году группой энтузиастов и за пять лет получившего широкую известность в столице благодаря умелому маркетингу и прямым поставкам свежей фермерской продукции в несколько торговых точек города, а также через интернет-магазин. «Мы съездили, поговорили с ребятами, поняли, что нам близка их идея, и они полностью отстраиваются от конкуренции с обычными сетями, — рассказывает Артем Волков. — Но при этом мы увидели, что проект LavkaLavka очень сложный, рисковый и, собственно, поэтому большим сетям это неинтересно». В отличие от LavkaLavka Волковым не надо было строить розницу с нуля. У компании уже были собственные магазины, технические условия и управленческие навыки для такого эксперимента: они умели торговать скоропортящимися продуктами, обладали компетенциями в оценке пищевого производства и имели развитые логистические плечи, то есть могли не только развозить свою продукцию по области, но и заезжать на обратном пути к фермерам и доставлять их товары на свой склад.

«Мы поняли, что можем быть конкурентными в связке с небольшими фермерами, притом что им работать с сетевым ретейлом тоже было проблематично — их там не ждали», — говорит Артем Волков. Сегодня отделы «Калины-малины» присутствуют по всех магазинах КФХ Волкова, их выручка в структуре продаж каждой торговой точки колеблется от 20 до 55%, в зависимости от площади магазина, ассортимента продукции, покупательского спроса. При этом общий объем фермерских продаж растет двузначными темпами. За три года, включая два пандемийных, закупки «Калины-малины» увеличились на 60% — с 468 млн до 747 млн рублей.

Источник: данные компании

Артем Волков разработал концепцию и принципы проекта, от которых предприниматели не отходят по сей день. «Во-первых, мы работаем только с сибиряками, чтобы поддерживать местный бизнес. Во-вторых, берем в проект только мелких производителей; даже если фермер вырастает в сотрудничестве с нами, мы радуемся за него и спокойно расстаемся, а на его место берем десять новых, — рассказывает Артем. — В-третьих, мы не регулируем цены фермеров, не выбиваем скидки, просто соглашаемся с их ценой и делаем свою наценку на товар». Кроме того, в концепции прописаны особые требования к поставкам в «Калину-малину»: это должны быть натуральные продукты без консервантов, соответственно, с коротким сроком годности; их качество периодически проверяется выборочным контролем с отправкой на экспертизу в лабораторию, так как ответственность за все, что появляется на прилавках фермерских отделов, несет бренд. Определены и сроки оплаты поставок — в течение семи дней, а поскольку фермеры периодически нуждаются в деньгах на закупку сырья, тары, то в отдельных случаях осуществляется предоплата.

Финансовая поддержка фермеров со стороны «Калины-малины» не ограничивается комфортными условиями закупки. В рамках проекта создан специальный фонд, куда отчисляется 3% с продаж, и за счет него осуществляется беспроцентное кредитование фермерских инвестиций. «Бывают такие стартаперы, у которых есть классный продукт, но они делают его только на кухне в кастрюле, так как нет денег на новое помещение и оборудование. Тогда мы инвестируем в них, даем беспроцентные займы», — поясняет Артем Волков. Размер займа может быть разным, в зависимости от потребности: от нескольких десятков тысяч на получение сертификата до десятков миллионов рублей на сельхозтехнику. А получив деньги и запустив производство, фермер может возвращать заем уже за счет поставок своего продукта в сеть, то есть со своей внутренней маржей.

Прописаны в задачах «Калинымалины» и такие цели, как информационная поддержка фермеров, рекомендации по участию в различных программах, помощь в формировании взаимовыгодных горизонтальных связей между фермерами — участниками проекта. «К примеру, нам нужен какой-то продукт и мы говорим фермеру, что знаем, где для него взять натуральные ингредиенты, так как уже работаем с проверенным поставщиком: вот его контакты. И если раньше этот товар мы катали через свой склад, то теперь ушли от этого — пожалуйста, торгуйте между собой и получайте прибыль минуя нас», — продолжает Волков. То есть «Калина-малина», по сути, выступает организатором кооперации между фермерами.

Такая фундаментальная организация проекта «Калина-малина» во многом объясняется генезисом всего бизнеса КФХ Волкова, которому более трех десятков лет. Начав в 1991 году с цеха мясопереработки, основатель компании Анатолий Волков, по образованию инженермеханик, все эти годы последовательно надстраивал бизнес-цепочку: к 2000-м годам был уже ведущим производителем мясопродуктов в регионе, в 2007 году принял решение о восстановлении птицефабрик в Новокузнецком и Прокопьевском районах и создал на их базе «Кузбасский бройлер», позже открыл сеть магазинов для реализации мясопродуктов собственного производства. Важным посылом к развитию бизнеса послужило его участие в международном проекте TACIS, посвященном крестьянской кооперации, менеджменту и выстраиванию цепочек взаимодействия от фермера к переработчику и продавцу. С тех пор Волков стал активно привлекать небольших фермеров как поставщиков сырья для производства колбас — закупать у них яйца, молоко, мясо. Тема сотрудничества с фермерами никогда не уходила из его повестки; кроме того, он изучал и внедрял в своем хозяйстве передовой управленческий опыт, например принципы бережливого производства кайдзен (они включают в себя аутсорсинг производственных процессов в сотрудничестве с небольшими компаниями, тесную кооперацию поставщиков, выбор партнеров из числа единомышленников, имеющих схожие жизненные ценности).

Источник: АККОР по данным Росстата

Один из секретов успеха «Калины-малины» заключается, похоже, в отказе от чисто фермерского формата сетевой розницы. «У нас нет полной продуктовой корзины для такого шага — а может, в этом и нет надобности: ведь если оставить просто фермерскую часть магазина, то интерес к нему может упасть. Там не будет нашей колбасы, не будет готовой еды, которую мы производим на своих заводах и которая является главным драйвером продаж последних лет», — рассуждает Артем Волков. Наличие собственного ассортимента позволяет сети держать разумный уровень цен в целом по магазину. К слову сказать, кооператив LavkaLavka угас несколько лет назад, по оценкам — вследствие неэффективного управления, слишком высоких цен и потери своей аудитории. Так, еще в 2013 году кулинарный интернет-блогер Сталик Ханкишиев, сравнивая цены на мясо в LavkaLavka с рыночными, удивлялся: разница была пяти-семикратной. В «Калине-малине» средняя наценка на фермерскую продукцию составляет 50% и цены весьма умеренные: скажем, на сыры — от 680 рублей (брынза) до 1500 рублей (твердый сыр качотта).

«Аналогов проекту “Калина-малина” в стране нет, это уникальный социально ориентированный бизнес, инициатива, которая без помощи государства получила значительное развитие и на деле показала, что такое настоящие фермерские проекты — без закупок на оптовых складах, во что скатываются многие “как бы фермерские” инициативы», — считает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

Легко ли побеждать качеством

По данным Росстата, число фермерских крестьянских хозяйств за период с 2013 по 2021 год сократилось с 223 тыс. до 162 тыс., и в Сибири динамика аналогичная общероссийской. И если на рынке розницы «Калине-малине» при отсутствии прямых конкурентов ничего серьезного не угрожает, то на рынке закупок приходится постоянно преодолевать серьезное препятствие в виде дефицита поставщиков.

Менеджеры-скау ты «Ка линымалины», объезжая сибирские просторы в поисках поставщиков для открытия новых точек, порой отбирают из ста потенциальных претендентов двух-трех, которые реально могут встать на фермерскую полку. Но и в дальнейшем торговой команде приходится напряженно работать с фермерским пулом, отбирая в свои ряды тех, кто готов развиваться, выполнять требования по качеству, обеспечивать регулярность поставок. «Калина-малина» стремится все время «подращивать» своих поставщиков, направлять их в русло повышения качества продукции, ведь качество — краеугольный камень бизнеса, построенного именно на различии с масс-ретейлом.

Так, в 2019 году по рекомендации Волковых семь сельхозпроизводителей прошли предаудит специалистов Союза органического земледелия, пять из них получили оценку «в высокой степени готовности», и в настоящее время один из фермеров уже имеет сертификат на руках. Среди высоко оцененных фермер Павел Башмаков из поселка Севск Прокопьевского района, который за шесть лет сотрудничества с холдингом нарастил свой оборот с 10 млн до 100 млн рублей. Начинал с небольших поставок соломы, а сегодня выращивает и поставляет в сеть зерно, картофель, планирует усилить овощной фронт морковью, свеклой и тыквой. «У меня была тысяча гектаров земли, столько же взял у холдинга в аренду, а техникой прирос — так и не перечислить: купил импортные минисеялки, шесть тракторов, три грузовые машины, два зерновых комбайна», — перечисляет фермер. Кстати, начав в свое время с пробных партий органических удобрений из куриного помета, которые выпускает холдинг, сегодня Башмаков вносит их в землю десятками тонн: оценил эффективность. Теперь его интересует тема получения статуса «органик» — выращивания экологически безопасной продукции. Ему повезло первому получить соответствующий сертификат, так как в его распоряжении оказалась часть брошенных полей, которые не обрабатывались более десяти лет и не было надобности ждать, пока почва отдохнет от химикатов. «Это эксперимент, его надо обкатывать, сертифицированы только несколько полей, но то, что мы начнем выращивать экологически чистую продукцию без пестицидов, гербицидов, — это здорово», — рассказывает фермер и в продолжение темы перечисляет, какие методы биологической борьбы с вредителями на полях планируется применять.

Заинтересовалась получением статуса органической продукции и предприниматель из Томска Марина Сизова, которая уже пять лет поставляет в «Калину-малину» натуральную пастилу с брусникой, малиной, облепихой и голубикой. «Для пастилы я использую яблочное пюре и сибирские ягоды, которые собирает вся моя семья. Не добавляю в продукт ни сахара, ни меда, так что у меня уже все натуральное и органическое», — говорит она. Ее история сотрудничества с «Калиной-малиной» тоже про рост объема поставок (со ста коробочек до шести тысяч в месяц), про переход из домашней кухни в производственный цех, про смену упаковки и большой ремонт помещения, чтобы принимать экскурсии и рассказывать покупателям о своем бренде. «Просто балдею от “Калины-малины” и горжусь тем, что как у них все четко организовано, как ответственно они подходят к качеству продукции, как относятся к поставщикам», — подытоживает она.

По рекомендации КФХ Волкова фермеры внедряют на производстве ХАССП — международную систему управления рисками при изготовлении пищевой продукции. В самом холдинге все пищевые подразделения давно работают по этой системе и знают, что она обеспечивает надлежащую гигиену и дисциплину производства. «Есть фермеры, которых мы направляли в региональные центры “Мой бизнес” для участия в семинарах по ХАССП, тем более что там есть программы, которые компенсируют затраты на сертификацию, — это выгодно предпринимателям, особенно когда они собираются выпускать не одну новинку на рынок, а несколько», — поясняет Артем Волков.

О внедрении ХАССП у себя на ферме рассказал поставщик сыра в «Калинумалину» Антон Цынерт: «С увеличением объема производства требуется и больше контроля за ним. Я начинал с ванны на сто литров, а теперь у меня ванна на тонну; требуются дополнительное оборудование в виде генератора ледяной воды, вакуумные упаковщики, насосы. В общем, внедрение ХАССП стало закономерным этапом в развитии». Для приобретения оборудования Антон брал беспроцентный заем в «Калинемалине» и благодарен, что ему дали возможность увеличить объемы выпуска и ассортимент. Его визитная карточка в сети — сыр халуми для жарки, также он выпускает несколько твердых и мягких сортов. Но увеличивать ассортимент не планирует: считает, что при обилии рецептур в сыроварне трудно уследить за их качеством, а вопрос качества у него на первом месте.

Между фермерами — участниками проекта существует конкуренция внутри товарных категорий; это работает на качество, но она тоже управляемая. «Мы понимаем, что конкуренция должна быть. Но иметь, к примеру, на полке молока больше чем от пяти фермеров нецелесообразно, а по прошествии времени замечаешь, что спрос есть только на трех производителей — вот их и стоит оставить», — поясняют в сети. При этом обилие торговых точек позволяет иметь много поставщиков в категориях: к примеру, на одной полке стоит мед от четырех пасечников, но чтобы обеспечить такое количество SKU во всей сети, «Калина-малина» сотрудничает с пятнадцатью пчеловодами. Бывает и наоборот: есть один эксклюзивный продукт от одного поставщика, допустим производителя соевых сыров. В любом случае последнее слово за покупателем, голосующим кошельком.

Нельзя забывать и о том, что от фермерского отдела люди в любом случае ожидают чего-нибудь вкусного и необычного. Например, больших вареников с квашеной капустой и шкварками от Елены Петроченко из села Пашково Яшкинского района Кемеровской области. Дружбу с «Калиной-малиной» она начинала с поставок маринованных вешенок с лимоном, укропом и красным перцем, но потом попробовала готовить вареники с картофелем и грибами. Покупателям понравилось. А дальше дело завертелось: Елена получила необходимую разрешительную документацию, организовала своеобразную деревенскую артель из пятнадцати человек. Сегодня она ежемесячно поставляет в фермерскую сеть три с половиной тонны вареников семи видов и пять-шесть тонн маринованной капусты. В планах — запуск перерабатывающего молочного цеха, так как в 2018 году предпринимательница взяла грант на коров молочного направления и в ее стаде уже пятьдесят голов.

Лишь бы не мешали

Перспективы развития «Калины-малины» Артем Волков не связывает жестко с количественными характеристиками, полагая, что процессы открытия новых магазинов или закрытия старых идут своим чередом; он предпочитает ставить цели содержательные. К примеру, сейчас актуально локализовать группы фермеров по территориальному признаку. Присутствуя в разных городах Сибири, сеть имеет перекрестные маршруты, то есть какую-то продукцию в Красноярск везут из Кемерова, потому что она там есть и на старте так проще настроить логистику. Но правильнее будет, если в Красноярске станут продавать продукцию местных фермеров: это не только выгоднее экономически, но и в большей степени соответствует идеологии фермерского проекта, поддерживающего не абстрактных, а конкретных производителей, которые живут здесь, рядом, и ими можно гордиться, а если что — напрямую высказать свое мнение об их продукции.

Что касается цифр, то в прошлом году сеть подверглась жесткому финансовому испытанию, которое прилетело не от пандемийной встряски, а от налогового законодательства. «Нас насильственным путем перевели с упрощенки на НДС, но никто не подумал о том, что мелкие фермеры — а мы на 95 процентов работаем с такими, — это ИП без уплаты НДС. Что получается: нам поставляется товар без входящего НДС, а налоговая обязывает его просто накинуть сверху», — сетует Артем Волков. Нестыковка в том, что фермеры — неплательщики НДС уплачивают его при закупе сырья, материалов, энергии, но применяемая ими упрощенная система налогообложения разрывает цепочку возмещения НДС, делая недоступным его возмещение при дальнейшей перепродаже продукта. В итоге страдает покупатель, который уплачивает НДС намного больше, чем принятые ставки; таким образом, продукт оказывается дороже для конечного потребителя, а для сети существенно снижается рентабельность розничного бизнеса.

По словам Артема Волкова, торговая сеть в прошлом году уплатила в бюджет НДС в размере 127 млн рублей, то есть, по сути, потеряла соответствующие доходы. На экономике магазинов это сказалось плачевным образом: 18 точек оказались убыточными, часть из них пришлось закрыть. Арифметика тут простая. Поскольку продукция фермеров — неплательщиков НДС составляет треть в общем объеме продаж розничного магазина, уплата НДС с этой продукции снижает рентабельность магазина в среднем на 3,5%. А учитывая, что рентабельность у магазинов в среднем менее 10%, те из них, у кого этот показатель составляет 5%, в новых условиях снизили его до 1,5%, и такой бизнес перестал быть привлекательным для инвестирования. «В налоговой говорят: проверяй своих контрагентов, работай с теми, кто давно на рынке, с крупными, кто платит нам налоги. Но эта идеология несопоставима с новыми стартапами и новыми мелкими фермерами — так быть не должно», — уверен Волков.

Стартапы между тем появляются, и им нужен опыт «Калины-малины». Глава КФХ из Тамбовской области Вячеслав Вишняков рассказал о своем проекте «Деревенькино», объединившем 25 тамбовских фермеров: они запустили в работу пять магазинов, об открытии каждого из которых подробно рассказывали газеты, описывая натуральную и вкусную продукцию. Однако в настоящее время четыре из пяти магазинов закрыты. «Розница шла тяжело: оставили один магазин офлайн и открыли магазин онлайн, перешли на оптовую торговлю с сетями. Трудно одному вести все дела: у меня ведь еще хозяйство, птицеводством занимаюсь», — заключает Вячеслав. Еще в прошлом году он собирался в Кемерово — изучать опыт «Калины-малины», но помешала пандемия. Возможно, в этом году к его приезду в КФХ Волкова обогатят свой кейс новыми знаниями: как жить с НДС в фермерской торговле и оставаться на плаву.

Фотографии предоставлены компанией «КФХ Волкова»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
От физики до психики От физики до психики

Как на самом деле влияет на наше здоровье кишечник (и чем мы можем ему помочь)

Лиза
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Разница в возрасте: может ли она помешать отношениям? Разница в возрасте: может ли она помешать отношениям?

Идеальная разница в возрасте партнеров — какая она?

Psychologies
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Может ли цвет настроения стать зелёным? Может ли цвет настроения стать зелёным?

К вопросу о развитии цветообозначений в разных языках

Наука и жизнь
План товарища Жукова План товарища Жукова

Дизайнер Евгений Жуков — о возвращении на родину и о работе в BMW Motorrad

Эксперт
Как понять женщину: 5 книг, которые помогут разобраться в устройстве женской психологии Как понять женщину: 5 книг, которые помогут разобраться в устройстве женской психологии

Книги, которые помогут погрузиться во внутренний мир женщины и лучше понять его

Популярная механика
Цех начинается в студии Цех начинается в студии

В российских дизайн-центрах наблюдается приток заказчиков

Эксперт
Искусство ниоткуда Искусство ниоткуда

Анна Толстова о том, как послевоенные художники отменили предыдущую культуру

Weekend
Лучше есть свежими: 10 продуктов, которые не стоит замораживать Лучше есть свежими: 10 продуктов, которые не стоит замораживать

Не всякую еду можно подвергать воздействию низких температур

Популярная механика
Метеорологи научились предсказывать аномальную жару на море в течение сезона Метеорологи научились предсказывать аномальную жару на море в течение сезона

Морскими волнами тепла называют периоды экстремально высокой температуры воды

N+1
Надин Голубинофф. Анжелика — дочь моих родителей Надин Голубинофф. Анжелика — дочь моих родителей

Сегодня Надин Голубинофф управляет компанией "Анжелика"

Коллекция. Караван историй
В ловушке саморазрушения: как разобраться в причинах самосаботажа и справиться с ним В ловушке саморазрушения: как разобраться в причинах самосаботажа и справиться с ним

Какие существуют формы самосаботажа, как их отслеживать и пресекать

Forbes
Дольше держит заряд и не виснет: рассказываем, как прокачать iPhone в домашних условиях Дольше держит заряд и не виснет: рассказываем, как прокачать iPhone в домашних условиях

С нашими советами твой гаджет обретет новую жизнь

Maxim
Самые мощные реактивные двигатели в мире: сравниваем тягу Самые мощные реактивные двигатели в мире: сравниваем тягу

Как сравнить ракетные двигатели и найти лучший?

Популярная механика
Сати Казанова: «Жизнь рядом со Стефано стала легкой и радостной» Сати Казанова: «Жизнь рядом со Стефано стала легкой и радостной»

Сати Казанова – одна из самых ярких бывших участниц группы «Фабрика»

Лиза
Астрономы нашли аномально долгопериодического экзогиганта у близкой к Солнцу звезды Астрономы нашли аномально долгопериодического экзогиганта у близкой к Солнцу звезды

Новый экзогигант у Солнца обладает необычным орбитальным периодом в 22,6 лет

N+1
Долгое эхо рокового рейса: трагическая история парохода «Челюскин» Долгое эхо рокового рейса: трагическая история парохода «Челюскин»

Эпопея парохода «Челюскин»

Вокруг света
Оперная певица Хибла Герзмава: Я хочу быть счастливой тихо Оперная певица Хибла Герзмава: Я хочу быть счастливой тихо

Оперная певица Хибла Герзмава о любви, работе и личной жизни

СНОБ
Боргхильд: как эротическая кукла, созданная Третьим рейхом, превратилась в Барби Боргхильд: как эротическая кукла, созданная Третьим рейхом, превратилась в Барби

Власти Третьего рейха разрабатывали куклу, которая будет красивее француженок

Cosmopolitan
Почему советские квартиры такие маленькие: раскрыта горькая причина Почему советские квартиры такие маленькие: раскрыта горькая причина

Почему СССР был такой большой страной, а квартиры в нем — такими маленькими

Cosmopolitan
Никто не хотел защищать Никто не хотел защищать

Дело о похищении и уничтожении Казанской иконы Божией Матери

Дилетант
Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни» Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни»

Никогда больше не сыграю Веника из «Папиных дочек»

Караван историй
Гай Фокс и Пороховой заговор: как появился самый узнаваемый символ протестов Гай Фокс и Пороховой заговор: как появился самый узнаваемый символ протестов

Вспоминаем, как образ Гая Фокса был увековечен в поп-культуре

Esquire
Как я рассталась с тираном: план побега из абьюза Как я рассталась с тираном: план побега из абьюза

Сколько нужно времени, чтобы осознать, что вы стали жертвой абьюзивных отношений

Psychologies
Вот как навсегда избавиться от сорняков, не навредив растениям: советы, которые мало кто знает Вот как навсегда избавиться от сорняков, не навредив растениям: советы, которые мало кто знает

Справиться с сорняками нелегко, но эти советы сильно облегчат вашу работу

Популярная механика
Физики оценили роль квантовой когерентности в работе птичьего компаса Физики оценили роль квантовой когерентности в работе птичьего компаса

Как устроена чувствительность к магнитому полю у перелетных птиц?

N+1
Как правильно использовать гермоснаряжение: лайфхаки для туристов Как правильно использовать гермоснаряжение: лайфхаки для туристов

При многообразии видов отдыха есть универсальная вещь, которая пригодится везде

Популярная механика
Огородная революция Элис Уотерс: как простой шеф-повар привела США на грядки Огородная революция Элис Уотерс: как простой шеф-повар привела США на грядки

Элис Уотерс заставила американцев задуматься над тем, что они едят

Вокруг света
Открыть в приложении