Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

ЭкспертБизнес

Конец эры больших бюджетов

Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

Вячеслав Суриков

Чтобы вернуться к объемам 2019 года, мировому кинематографу потребуется не меньше пяти лет. Фото: Aleksandr Mamaev кредит- ura.ru/ТАСС

Киноиндустрия находится в двойственном положении: с одной стороны, онлайн-сервисы жаждут все больше контента, спрос на него велик как никогда, с другой — кинотеатры, приносящие студиям львиную долю дохода, закрыты на неопределенный срок. Из заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что Германия к привычной жизни вернется только в августе, основные игроки отечественного кинорынка сделали вывод: если голливудские студии смогут заполучить немецкого зрителя только в конце лета, вряд ли они выпустят в мировой прокат потенциальные суперхиты раньше этого срока. Это не означает, что если отечественные кинотеатры откроются раньше, то российские картины окажутся вне конкуренции и соберут на свои показы всю аудиторию, изголодавшуюся по кинематографическим зрелищам. Вместо этого им придется иметь дело со зрителем, который успел позабыть, что такое просмотр фильма в кинотеатре и зачем это ему нужно. Очевидно, что к тому времени личный бюджет большинства из них значительно сократится.

Если кинопоказы начнутся только в августе, никто не берется предсказать, на каком проценте экранов, которые работали в марте, зритель сможет увидеть кино этим летом. При этом, как показывает опыт Китая, зритель, отпущенный с карантина, спешит в кино едва ли не в последнюю очередь. Отечественные продюсеры предпочли бы, чтобы за тяжелую работу по возвращению зрителя в кинотеатры первыми взялись мейджоры — во всяком случае, она им по силам. Они будут вынуждены выпустить в прокат отложенные проекты, которые раскачают аудиторию, а уже вслед за ними зрителя, вновь ощутившего вкус к коллективным просмотрам, подхватят отечественные кинокомпании. Ведущий аналитик в сфере креативных индустрий Олег Иванов считает, что ситуация с прокатом «ухудшится в два раза». По его оценкам, зрители пойдут в кино не раньше четвертого квартала 2020-го. Все, что происходит сейчас в кинопрокате и кинопроизводстве, говорит о том, что история кино разделится на периоды «до и после пандемии».

Потери, которые при этом придется пережить всему отечественному рынку визуального контента, глава студии СТВ Сергей Сельянов оценивает в 73 млрд рублей до конца года и в 150 млрд в течение ближайших трех лет. Для возвращения индустрии в стабильный режим работы и вовсе понадобится не меньше пяти лет. В четвертом квартале зрителей с оскудевшим кошельком ждет наплыв отечественных и голливудских картин. Уже сейчас продюсеры понимают, что им предстоят очень сложные переговоры друг с другом по поводу дат выпуска фильмов в прокат. Особенно это важно для фильмов, которые уже начали кампанию по продвижению: ленты нужно показать, пока эмоциональный импульс, уже спровоцированный в умах зрителей, окончательно не угас. Зато в следующем году кинотеатры столкнутся с дефицитом премьер. Сергей Сельянов в этой ситуации сравнивает кинотеатры с театрами, основную долю бюджета которых составляет государственная субсидия, утверждая, что кино вправе рассчитывать на аналогичное отношение к нему со стороны государственных структур.

Студия «ТриТэ» перенесла показ фильма «Серебряные коньки» с февраля на декабрь. Она до последнего оттягивала перенос премьеры «Стрельцова», который зритель должен был увидеть в феврале, теперь у этого фильма нет даты начала кинопоказов. Остановлен проект Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Остановлена подготовка к съемкам фильма Алексея Сидорова «Чемпион». «Профит» успел до карантина завершить работу над фильмом «Сердце Пармы» и очень рассчитывает на подходящую дату релиза. Работа над проектом «Мастер и Маргарита», который решил поставить один из основных хитмейкеров отечественного кино Николай Лебедев, остановлена. По оценке главы студии «Профит» Игоря Толстунова, за время карантина из производственного процесса могут выпасть шестьсот творческих групп, которые до сих пор выпускали сто пятьдесят художественных фильмов и около полутысячи фильмов телевизионных. В наиболее уязвимом положении оказались творческие единицы, не занятые в постоянном штате студии, а переходящие с проекта на проект.

Анимационные студии не нуждаются в съемочных площадках, поэтому продолжают свою работу в прежних темпах в дистанционном режиме. У производителей телевизионных сериалов нет проблем с доставкой контента до зрителя. Они обеспокоены в первую очередь падением рекламного рынка, что неизбежно скажется на платежеспособности телеканалов — основных заказчиков их продукции. Соучредитель компании Cosmos Studio Александр Акопов на пресс-конференции в ТАСС дал оптимистический прогноз: рынок упадет на 10–15%, и это не катастрофа. Из этой ситуации можно будет выбраться. Он считает, что рано или поздно индустрия вернется к своим прежним показателям. Ничто не заменит эмоциональный эффект, который получает зритель от коллективного просмотра. Та картинка, которую зритель видит на своем айпаде или айфоне, несопоставима по качеству с той, что на большом экране. Продюсеры не собираются менять свои планы по премьерам фильмов, в первую очередь на больших экранах. Единственное, что они допускают, — сокращение окна между началом кинопроката и онлайн-показами.

Режиссер и продюсер Борис Гуц, автор первого в России фильма, снятого от начала и до конца на мобильный телефон, обладатель Гран-при фестиваля «Окно в Европу», готовился к съемкам большого исторического проекта с сентября прошлого года: он проводил кастинг, искал источники финансирования. Съемки были запланированы на ближайшую осень. Сейчас пробы и выбор локаций для съемок приостановлены. Борис Гуц говорит, что ему повезло, что они не успели начать съемки. Потери были бы намного больше, если бы пришлось сейчас останавливать съемочный процесс. Он прогнозирует, что после завершения пандемии ему будет намного труднее договариваться о привлечении партнеров к финансированию проекта. Даже в том случае, если инвесторы, с которыми он уже успел предварительно договориться, вдруг пойдут на попятную, он отнесется к ним с пониманием. В самой незащищенной ситуации, с его точки зрения, оказались те актеры, которые еще не успели выбиться в категорию звезд и для которых съемки в кино — основной источник заработка. Сейчас он сконцентрирован на подготовке камерного проекта без больших затрат, предполагая, что с ним после пандемии запуститься будет намного проще.

Режиссер Алена Олейник в прошлом году закончила работу над первым полнометражным фильмом «Экспонат», который был сделан на деньги Министерства культуры РФ производственными силами новосибирской студии «Картина мира». У фильма, ориентированного на семейную аудиторию, состоялось только несколько предварительных показов — до широкой премьеры дело так и не дошло. Пандемия застала создателей фильма в стадии поиска прокатчиков — на устраивающих их условиях. Создатели фильма готовы подождать с выходом фильма до того момента, когда прокатчики смогут им их предложить. Возможно, этому будет способствовать прогнозируемый в не столь отдаленном будущем дефицит контента. Но Алена Олейник понимает, что ее «Приключения экспоната» если и выйдет в прокат, то произойдет это в ситуации, далекой от идеальной: «Пока никто не хочет брать нас в прокат, но мы не собираемся сдаваться. Потому что наше кино нравится и родителям, и детям. Наши два закрытых показа и показы для фокус-групп это подтвердили». Сейчас все проекты, которые студия «Картина мира» должна была запустить в производство в феврале, остановлены.

Одним из последствий кризиса в киноиндустрии, вызванного пандемией, неизбежно станет перераспределение сил на кинорынке. Даже мейджорам вряд ли удастся на сто процентов сохранить свои позиции. В этой ситуации, по мнению Сергея Сельянова, для отечественных кинематографистов открываются новые возможности. Вплоть до захода на те территории, как творческие, так и географические, на которые им до сих пор вход был закрыт, — при условии, что в новой ситуации они окажутся менее консервативными, чем их конкуренты. Еще одна возможность открывается для российских регионов, которые хотели бы, чтобы на их территориях снималось кино. Если они смогут создать для сьемок подходящие экономические условия, им легко удастся привлечь к себе кинематографические группы, которые уже сейчас находятся в поисках вариантов сокращения бюджетов. Не исключен всплеск регионального кино, уровень которого по сравнению с проектами больших студий с сокращенным бюджетом уже не будет вызывающе контрастным.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прибрать к рукам добавленную стоимость Прибрать к рукам добавленную стоимость

Мы вполне можем получить намного более сильную и сложную промышленность

Эксперт
Предлагали секс и делали грязные намеки: актрисы о домогательствах режиссеров Предлагали секс и делали грязные намеки: актрисы о домогательствах режиссеров

Нашумевшая история с Харви Вайнштейном никого не оставила равнодушным

Cosmopolitan
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
«Дер дойче пятерка» — как немцы сделали из «Лады» внедорожник «Дер дойче пятерка» — как немцы сделали из «Лады» внедорожник

В модернизации обошлись без полного привода

Maxim
Цифровизация под давлением Цифровизация под давлением

Удаленная работа не спасет ИТ-индустрию

Эксперт
Вам шашечки или ехать? Размышления на фоне последнего финансового отчета госкорпорации «Роснано» Вам шашечки или ехать? Размышления на фоне последнего финансового отчета госкорпорации «Роснано»

Наши подходы к оценке эффективности экономических субъектов несколько устарели

СНОБ
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Что из себя представляет современная космическая мода Что из себя представляет современная космическая мода

Об отличных «космических» вещах, которые можно носить хоть каждый день

GQ
Идол как сенсация Идол как сенсация

О чем может рассказать древнейший Шигирский идол

Эксперт
Переходный период Переходный период

Философ Александр Нечаев: как получилось, что миропорядок пришел в беспорядок

Esquire
Знакомая мелодия Знакомая мелодия

О духовом оркестре, электропроигрывателе «Юбилейный» и Джоне Кейдже

GQ
«Мы кормим врачей, а заказы для них кормят нас»: как еда для медиков в Коммунарке спасает пекарню от разорения «Мы кормим врачей, а заказы для них кормят нас»: как еда для медиков в Коммунарке спасает пекарню от разорения

Фьючерсы на пирожки, антикризисное меню, поставки еды в Коммунарку

Forbes
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Дневники патологоанатома об особенностях работы Дневники патологоанатома об особенностях работы

Отрывок из книги Джуди Мелинека «Ты труп, приятель»

Maxim
Лучшие песни про апокалипсис и конец света (плейлист) Лучшие песни про апокалипсис и конец света (плейлист)

Написание песен про окончательный конец всегда было особенным видом искусства

Maxim
7 завораживающих мест на Земле, которые могут стоить вам жизни 7 завораживающих мест на Земле, которые могут стоить вам жизни

В этих популярных местах вероятность расстаться с жизнью крайне высока

Популярная механика
Ешь, делись, береги Ешь, делись, береги

Как сделать питание полезным не только для желудка, но и для окружающей среды

Psychologies
«Мы тренируемся на улицах. Олимпийские чемпионы соревнуются с соседскими детьми» «Мы тренируемся на улицах. Олимпийские чемпионы соревнуются с соседскими детьми»

Монологи спортсменов, чью мечту об Олимпиаде в Токио разрушила пандемия

GQ
«Соседский капитализм» «Соседский капитализм»

Отрывок из монографии знаменитого историка и писателя Льва Лурье

N+1
6 способов защиты от болезни Альцгеймера 6 способов защиты от болезни Альцгеймера

Есть полезные привычки, которые помогут сохранить ясность ума

Psychologies
В изоляции растет уровень угрозы домашнего насилия: что делать и куда обращаться за помощью В изоляции растет уровень угрозы домашнего насилия: что делать и куда обращаться за помощью

Изоляция страшна длят тех, кто заперт в квартире с партнером, склонным к насилию

Forbes
Татьяна Колганова: «Я — персонаж мультфильма «Пластилиновая ворона» Татьяна Колганова: «Я — персонаж мультфильма «Пластилиновая ворона»

Интервью с актрисой Татьяной Колгановой

Караван историй
Русью пахнет Русью пахнет

Усадебные пейзажи художника Сергея Виноградова послужили прообразом для дома

AD
Прикоснёмся к феерии Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Наука и жизнь
Как построить современный банк: правила бизнеса Олега Тинькова Как построить современный банк: правила бизнеса Олега Тинькова

Принципы создания эффективного банка, описанные Олегом Тиньковым

Forbes
Илана: «Волшебных пилюль для похудения не бывает!» Илана: «Волшебных пилюль для похудения не бывает!»

Глядя на красавиц «из телевизора», мы думаем, что им всё дано от рождения

Худеем правильно
Моя крепость: как создать уют дома — 9 простых советов Моя крепость: как создать уют дома — 9 простых советов

Как превратить дом в оплот безопасности и комфорта посреди нестабильного мира

Esquire
«Математические трюки для быстрого счета» «Математические трюки для быстрого счета»

Метод скоростного счета в уме, придуманный математиком Яковом Трахтенбергом

N+1
Российский процессор оказался мощнее чипов Intel в реальных тестах Российский процессор оказался мощнее чипов Intel в реальных тестах

Чип Baikal-M превзошел самые оптимистичные ожидания

Популярная механика
Прокладка от пота, дезодорант от мозолей и другие лайфхаки по уходу за обувью Прокладка от пота, дезодорант от мозолей и другие лайфхаки по уходу за обувью

Не нужно страдать от мозолей или пытаться вывести пот чудо-средствами

Cosmopolitan
Открыть в приложении