Как подняться в условиях санкций
В России не производят скоростные лифты. Значит, после ухода западных компаний эту нишу займут не отечественные, а китайские и турецкие поставщики
В 2023 году в нашей стране планируется ввести в эксплуатацию не менее 100 млн квадратных метров жилья — это не считая строительства новых административных зданий, бизнес- и торговых центров и реновации старого жилфонда. В большинстве объектов предусмотрены лифты — их требуется более 40 тыс. штук ежегодно. Как сообщили «Эксперту» в Минпромторге, по итогам 2022 года доля установленных лифтов российского производства составила 66%. Стандартные лифты локализованы на 70–75%, однако скоростные, движущиеся со скоростью более двух метров в секунду, в основном закупались за границей. Сейчас этот канал перекрыт санкциями, и в один прекрасный день жители высотных домов и офисные сотрудники рискуют не попасть в свои квартиры и на рабочие места.
Быстрее, выше
Объемы производства скоростных лифтов в среднем составляют 300–400 единиц в год, что не так много, считают в Минпромторге. Поэтому большинство компаний в выпуске такого оборудования не заинтересовано: оно экономически невыгодно. В плане мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения РФ на период до 2024 года указано, что в категории пассажирских лифтов, обеспечивающих скорость движения кабины два метра в секунду и более, отечественная продукция пока не представлена, но к 2024 году ее долю планируется нарастить до 15%.
Некоторые российские компании уже делают первые шаги в этом направлении. Так, завод «Витчел» из Челябинской области представил собственную модель в 2018 году, с тех пор удалось произвести порядка 15 штук. По словам гендиректора компании Игоря Иванова, для скоростного лифта нужны те же компоненты, что и для обычного, но усовершенствованные: высокая нагрузка требует деталей лучшего качества. Комплектующих, необходимых для скоростных лифтов, в России не найти. Например, нет подходящих узлов безопасности, в том числе механических ограничителей скорости и ловителей, предназначенных для остановки кабины в случае превышения скорости сверх номинальной на 15%, обрыва тросов или возникновения иных нештатных ситуаций.
«На стандартные лифты мы можем установить узлы безопасности российского производства. Но для скоростных вынуждены покупать аналогичные иностранные комплектующие», — говорит Игорь Иванов.
Сейчас завод использует китайские детали и собственные металлоконструкции. В стоимостном выражении локализация скоростного лифта составляет примерно 40–50%. Гендиректор предприятия уверен, что основная задача сегодня не достать комплектующие, а создать лифт, который будет идти плавно, не дребезжать, не трястись. К испытаниям своего первого лифта, идущего со скоростью четыре метра в секунду, на «Витчеле» готовились два года. Специалисты изучали наработки зарубежных компаний, общались с производителями разных компонентов, подбирали комплектующие.
Сейчас на предприятие из Челябинской области обратили внимание московские девелоперы. В условиях, когда западные производители покинули Россию, продукция «Витчела» стала особенно актуальной. Завод не стоит на месте и в конце весны — начале лета собирается испытать новый лифт, проходящий шесть метров в секунду. И все же до действительно скоростных моделей россиянам далеко: современные импортные лифты могут перемещаться почти втрое быстрее, до 17 метров в секунду.
О производстве скоростных лифтов задумался и московский завод МЭЛ. Предприятие запустило в серийное производство модели, способные развивать скорость до 2,5 метра в секунду. Сейчас компания разрабатывает оборудование с увеличенной скоростью (до четырех метров в секунду) для проектов бизнес-класса.
Был бы спрос
Что касается стандартных лифтов, то российские предприятия готовы обеспечить все потребности внутреннего рынка. В России сегодня работают 38 лифтовых заводов. По данным Минпромторга, на текущий момент их средняя загрузка составляет около 35%, а общие производственные мощности позволяют выпускать более 60 тыс. единиц продукции в год.
Степень локализации здесь достигает почти 85%, при этом зависимость от импортных поставок наблюдается только в части электронных компонентов. В компании «Евролифтмаш» рассказывают, что с каждым годом доля российских комплектующих в готовых изделиях растет. Так, в период с 2017 по 2022 год завод увеличил уровень локализации с 60 до 90%. За рубежом сейчас закупаются лебедки и частотные преобразователи, которые обеспечивают плавный старт, торможение и точность остановки кабины лифта. В России есть свои предприятия, производящие лебедки, например Сарапульский электрогенераторный завод в Удмуртии и «Европейские подъемные машины» в Ярославской области. Но мощностей этих заводов не хватает, приходится использовать итальянские и китайские устройства, говорят в компании.
А вот частотные преобразователи у нас не делают. Гендиректор компании «Тверьлифтмаш» Михаил Шухрин считает, что вряд ли стоит ждать их локализации в ближайшие пять–десять лет: российские предприятия не горят желанием запускать такое производство из-за недостаточного объема рынка. К тому же в стоимости лифта эти узлы занимают не более 5%.
В «Тверьлифтмаше» поясняют, что могут выпустить модель как в максимально отечественной, так и в максимально импортной комплектации — в зависимости от пожеланий заказчика. С одной стороны, российская продукция дешевле и ее легче ремонтировать: нужные детали не придется долго ждать из-за границы. С другой стороны, зарубежные компании предоставляют больший ассортимент комплектующих, в том числе высокого качества.
Лифты отечественного производства широко используются в рамках госпрограмм, связанных с заменой старого оборудования в многоквартирных домах. Сейчас Щербинский лифтостроительный завод, входящий в группу «Дом.РФ», прорабатывает вопрос о поставке продукции регионам в рассрочку. Такую схему уже опробовали в рамках проекта по замене устаревших моделей в многоквартирном фонде Нижегородской области: завод заключил договор о поставке порядка 2,4 тыс. лифтов с беспроцентной рассрочкой платежа на пять лет. Теперь программу могут расширить еще на 10 регионов.
В компании «Евролифтмаш», основанной в 2011 году, отмечают, что за свою историю завод произвел порядка 14 тыс. подъемников, из них примерно 7 тыс. — для замены устаревшего оборудования. «Наши лифты востребованы и в программах капремонта, и в жилищном строительстве, эксплуатируются в больших торгово-развлекательных центрах, отелях, солидных банках. Особая гордость — проекты для знаковых объектов, например для станции метро Большой кольцевой линии в Москве или стадиона “Волгоград Арена”, построенного к мировому футбольному первенству 2018 года», — говорят сотрудники компании. Пока мощности «Евролифтмаша» не загружены полностью. В 2022 году завод изготовил порядка 2 тыс. лифтов при потенциале в 3–3,5 тыс. «И эти объемы мы можем легко нарастить, был бы спрос, — комментируют на производстве. — Западные компании выступали нашими основными конкурентами в сегменте лифтов премиум-класса, предназначенных для торгово-развлекательных и бизнес-центров, элитных высоток. Их уход для нас означает новые перспективы». В компании также приветствуют намерение властей закупать лифты напрямую у заводов-производителей в рамках программ капремонта.
На некоторые лифтовые заводы уход зарубежных конкурентов уже оказал положительное влияние. Загруженность МЭЛ, входящего в группу компаний ПИК, сейчас достигает 100%: 40% продукции предназначено для ПИК, остальное поставляется крупным девелоперам по всей России. В 2023 году МЭЛ запустил строительство нового цеха, что позволит увеличить объем предложения и обеспечить лифтовым оборудованием большее число проектов. Застройщики активно ищут замену западным поставщикам — это видно по растущему спросу на отечественную продукцию, отмечают на заводе.
Таким образом, в наиболее выигрышном положении оказываются производители, входящие в группы компаний. Объединение с крупными застройщиками обеспечивает гарантированный сбыт продукции. Но есть у такой ситуации и оборотная сторона: в условиях ограниченной конкуренции может пропасть стимул к повышению качества. Впрочем, при массовом использовании отечественных лифтов на их качество наверняка будут обращать больше внимания. Однако не все девелоперы готовы устанавливать российские модели, особенно в жилых комплексах бизнес-класса. Например, ГК «Инград» в 2022 году заменила недоступное европейское оборудование KONE на лифты немецкого бренда, произведенные на турецком заводе. «Донстрой» на некоторых своих объектах также использует иностранную продукцию. Специалисты указывают, что российские лифты уступают западным аналогам в части плавности хода, шумоизоляции и бесперебойности работы.
По словам производителей, определенный толчок развитию отрасли могли бы дать «контракты жизненного цикла», помогающие в процессе эксплуатации выявлять слабые места и устранять их при разработке новых изделий. Кроме того, отечественным компаниям необходимо следить за мировыми трендами: на рынке уже появились умные лифты, сберегающие электроэнергию, уменьшающие износ оборудования, позволяющие управлять кабиной при помощи мобильного приложения и даже распознающие лица. Пока такое оборудование представлено в основном на отраслевых выставках, а не в реальных зданиях, но важно не упустить момент, когда эти технологии начнут входить в повседневную жизнь людей. И работать не только на замещение, но и на опережение.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl