Что мотивирует людей посвящать искусству предельно много времени

ЭкспертКультура

Искусство, которое не требует жертв: почему все больше людей занимаются творчеством

Что мотивирует их посвящать этому предельно много времени

Вячеслав Суриков

Катманду, Непал: ребенок пишет на стене храма богини мудрости Сарасвати во время фестиваля посвященного дню ее явления. Фото: TASS

На XX век пришелся пик профессионального творчества: именно в тот период произошло становление индустрии развлечений, открывшее писателям, художникам, музыкантам, кинематографистам путь для превращения в миллионеров. Тогда же возникла граница между творчеством на профессиональном уровне, которое требует долгой подготовки, прохождения через суровое сито отбора, прежде чем создатель того или иного произведения обретает шанс получить доступ к широкой публике, и творчеством любительским — в XIX веке этой границы в большинстве видов искусства не существовало, как не существовало и самой индустрии. XX век кристаллизовал возникший в веке предыдущем миф о художнике: тот должен или предаваться самоограничениям, или, наоборот, пускаться во все тяжкие, но все ради того, чтобы пробудить в себе творческую энергию и создать гениальное произведение. Художник уподоблялся жрецу, пророчествующему своей пастве о высшей истине. Отношение к художественным произведениям возвышалось до религиозного: им поклонялись.

Искусство как религия

Наиболее ярко это проявилось в Советском Союзе, в государстве, где религия была насильственно вытеснена на периферию общественного сознания. При этом свойство человека проявлять чувства сродни религиозным никуда не делось, и они были обращены к людям, занятым творческими профессиями. Театры и музеи не просто выглядели как религиозные храмы — они и были храмами, но только поклонялись там произведениям искусства. Искусство заменило религию: из него было принято черпать представления о том, как устроена жизнь, и искать в нем нравственные ориентиры. В сложившейся системе ценностей концерты и спектакли стали аналогами религиозных служб. Не случайно до сих пор сотрудники театров настаивают на том, что они не работают в них, а служат. И эта традиция обладает колоссальной инерцией: вариант более рационального использования помещений театров (устроить в них кафе или магазины, дав туда доступ широкой публике и в дневное время) в России не приживается. Театр здесь по-прежнему храм, где вести себя нужно особым образом.

Этим объясняется в том числе однообразный репертуар отечественных театров: он основывается на нескольких десятках проверенных временем пьес, сюжет которых общеизвестен. Театры раз за разом рассказывают одни и те же истории. Но то же самое происходит и в концертных залах, где играют академическую музыку: там исполняется один и тот же набор музыкальных произведений; их авторов уже давно нет с нами, и это отчасти оправдывается тем, что за авторские права на сочинения не нужно платить. Жизнь музеев тоже нельзя назвать слишком разнообразной: основу их деятельности составляют выставочные проекты, представляющие творчество художников, чьи произведения созданы не меньше ста лет назад. И это несмотря на то, что их изображения многократно растиражированы и широкая публика предпочитает любоваться уже хорошо известными ей произведениями. И здесь ее перемалывает культурный механизм, при котором важно не извлечь из произведения новый опыт, а соприкоснуться с ним как с объектом культа.

Революция «Черного квадрата»

Но как раз в изобразительном искусстве процесс эволюции от искусства в формате возвышенного откровения к искусству, создание которого доступно всем желающим, протекал наиболее интенсивно. Переломной точкой стал написанный Казимиром Малевичем еще в начале прошлого века «Черный квадрат»: воспроизвести его и в самом деле способен каждый. Это одно из ключевых произведений, когда искусство прекратило быть искусством в общепринятом до того смысле слова: оно перестало требовать искусства в процессе своего создания. Современное искусство, где интеллектуальный простор для интерпретации куда важнее техники исполнения, пожинает плоды революции, совершенной русскими авангардистами. И не случайно именно их имена ассоциируются с русской живописью, а не таких классиков, как Василий Суриков, Михаил Врубель или Валентин Серов, которые, несмотря на свое безоговорочное мастерство, и после смерти вынуждены довольствоваться по преимуществу локальной известностью.

Проблема «Черного квадрата» в его взаимоотношениях с публикой в том, что он холоден, максимально рационален, это идея в чистом виде, она не вызывает эмоций, тогда как именно эмоции связывают искусство и человека, и поэтому «Джоконда» Леонардо да Винчи всегда будет приковывать внимание публики, тогда как «Черный квадрат» обречен на вечное одиночество и скептическое к себе отношение. Другое дело — творчество французского художника Анри Руссо, который в повседневной жизни работал налоговым инспектором, а живописью занялся, когда ему было уже под сорок. Ему удалось особенности стиля собственного живописного письма, определявшиеся в том числе отсутствием академической выучки, сделать своими достоинствами. Как и его современнику Нико Пиросмани. Оба успели дожить до признания своего таланта, но Пиросмани, в отличие от Руссо, так и не сумел превратить живопись в источник собственного благосостояния. Их искусство относится к наивному, но его можно любить. Эмоции, в нем содержащиеся, легко считываются.

Писать или не писать

Два самых популярных литературных произведения начала XXI века, «Гарри Поттер и философский камень», положивший начало семикнижию, повествующему о судьбе юного волшебника, и «Пятьдесят оттенков серого», первой книги из трех, посвященных непростым отношениям Кристиана Грея и Анастэйши Стил, созданы англичанками Джоан Роулинг и Э. Л. Джеймс, пребывающими на момент их написания в статусе домохозяек. И ту и другую эти тексты сделали состоятельными женщинами. Роулинг удалось стать еще и первым писателем, чье состояние превысило миллиард долларов. Но если Роулинг делала первые шаги в литературе еще в веке двадцатом, взаимодействуя с издательствами традиционным способом: посылая им рукописи почтой, — то Э. Л. Джеймс дебютировала на сайте фанфиков — текстов, интерпретирующих сюжет популярных литературных произведений. Издатели пришли к ней сами. Что, если бы и та, и другая последовали рекомендации, аналогичной той, основой для которой послужила запись в дневнике Льва Толстого: «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать»?

Эту расхожую цитату, упрощенную до «если можешь не писать, не пиши», творчески переработал шеф-редактор Storytel Константин Мильчин, написавший на своей страничке в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) скетч по поводу получающих все более широкое распространение скоротечных литературных курсов: «Не каждый может написать книгу. Даже если вы журналист. Особенно если вы журналист. Не все книги должны быть написаны. Не все книги должны быть напечатаны. Не все книги должны быть прочитаны. Книгу нужно писать, если жар, поедающий вас изнутри, вырывается наружу и, если книга не выйдет, священный огонь Самадхи сожжет все живое на многие мили вокруг. Книгу нужно писать, если от этого зависит ваша или чья-то жизнь. Книгу нужно писать, если это можете сделать вы и только вы. Книгу нужно писать, если вы уверены: она выйдет и остановит Землю. Книгу нужно писать, если ваша вербализированная боль способна растопить ледник или хотя бы лéдник. Поэтому конкретно вам не нужно писать книгу. И тем более ходить на курсы креативного врайтинга. Там вам объяснят, что вы можете. Нет, вы не можете».

Текст спровоцировал широкую сетевую дискуссию, в которую включилась и Майя Кучерская, руководитель Школы литературного мастерства CWS, написав там же, в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), на своей странице, следующее: «Писательские курсы а) помогают людям заняться творчеством, а значит, ощутить свое достоинство, у нас так часто затаптываемое, убиваемое всю человеческую жизнь; б) повышают общий уровень литературной грамотности, а значит, качество и профессионализм современной русской литературы; в) задают шкалу эстетических ценностей, так как объясняют, что такое хорошо и плохо в художественном тексте; г) постоянно открывают новых сильных авторов; д) устанавливают горизонтальные связи между единомышленниками, создают социум людей, любящих друг друга и слово (не войну, не водку и проч.). А теперь по пунктам. “Не каждый может написать книгу. <…> Там вам объяснят, что вы можете. Нет, вы не можете”. Это совсем просто. Кто не может, тот и не пишет, дорогой Костя. Не пишет. Ибо не может. Сквозь ласковые руки преподавателей CWS прошли — ты сидишь? — 15 000 человек за семь лет. Сколько из этих тысяч написали книги? Восемь, десять? Пятнадцать? Заклинаниями “можешь!”, “пиши, если хочешь!” мы отпускаем на свободу только тех, кто может полететь. Но почему-то боялся».

Пишут все. История редактора

Елизавета Панченко литературным редактором стала случайно. У нее художественное образование, и какое-то время она работала исключительно по специальности. Работа над корректурой текста для нее была чем-то вроде хобби. Но однажды близкий ей человек с некоторыми проблемами в области орфографии и пунктуации увлекся литературным творчеством, написал книгу и попросил ее поработать над корректурой. За одной книгой последовала вторая, а затем еще несколько, и тогда она взялась и за редактирование тоже: «Конечно, кто-то может сказать, что без образования заниматься этим не вариант. Но учитывая, насколько в наше время доступна информация, достаточно желания, некоторого базиса знаний, доступа в интернет и постоянной практики, чтобы обучиться самостоятельно. Постепенно ко мне начали обращаться и другие люди. Так я даже не заметила, как из хобби это плавно перетекло в работу». Сейчас у нее сформировался костяк авторов, с которыми она работает постоянно, и это приносит такой доход, что нет необходимости заниматься чем-то еще.

Кто же эти авторы и где они публикуются? По словам Елизаветы, «это абсолютно разные люди. Они различаются возрастом, социальным статусом, у всех свои вкусы и интересы. Среди них медики, программисты, студенты, учителя, таксисты, домохозяйки… Кто-то только начинает свой творческий путь, кто-то идет по нему давно. Кто-то скрывается за псевдонимом, кто-то пишет от своего лица. Но всех объединяет писательство, ставшее из обычного хобби частью жизни, без которой они себя уже просто не представляют. Бóльшую часть текстов авторы размещают на литературных интернет-площадках: Author. Today, “Литнет”, “ЛитРес”. Какие-то из книг находятся в свободном доступе, другие — продаются. Некоторые авторы выкладывают работы также на “Фикбуке”. Там вопреки стереотипам можно найти много хороших произведений в категории ориджиналов. Одну из моих “подопечных” недавно пригласило к сотрудничеству издательство, и в ближайшее время первая часть ее серии должна выйти в печать».

Писатель, сценарист и переводчик Василий Павлович Аксенов за работой. Фото: Александр Коньков, Валентин Мастюков/ТАСС

Способ существования. Истории писателей

«ЛитРес. Самиздат» — одно из мест, где авторы, чьи тексты редактирует Елизавета Панченко, находят своих читателей. Но здесь можно встретить не только любителей, но и тех, кто позиционирует себя как профессиональный писатель. Среди них Анастасия Шерр. Впервые она опубликовала свой текст семь лет назад. Сейчас у нее в общей сложности написано и опубликовано около 30 произведений: «Я пишу в самых разных жанрах. Но публикую в основном любовные романы. Есть в планах серьезная книга без всякой художественной “ванили” и романтического напыления — о домашнем насилии. Скорее всего, это будет социальная драма. Творчеству я уделяю все свое свободное время, иногда даже в убыток реальной жизни. Поэтому стараюсь все же периодически выныривать, правда, чаще всего родным приходится мне об этом напоминать… Что послужило мотивацией впервые, я уже не вспомню. Но могу сказать с уверенностью, что вдохновили меня прекраснейшие произведения Н. В. Гоголя — писателя, чьи труды остаются для меня самыми сильными и по сей день. Мне просто нужно писать. Иногда в моей голове появляются сюжеты и новые герои, которые требуют, чтобы о них написали».

Макс Глебов входит в число топовых авторов «ЛитРеса: Самиздат». Уже первая опубликованная им на сервисе книга через полгода вошла в топ-5 самых продаваемых произведений. По итогам прошлого года он вошел в топ-5 авторов в сервисе «ЛитРес» (по выручке). По первому образованию он инженер — химик-технолог. «Отличная профессия, но, увы, в девяностые она оказалась никому не нужна, — рассказывает в интервью “Эксперту” писатель. — Пришлось переквалифицироваться в финансисты. Даже защитил диссертацию по экономике и потом довольно долго работал в сфере финансов в строительстве.

Первая моя книга вышла в 2002 году в жанре нон-фикшен — о рекламе и бизнесе в интернете. Ну а фантастику хотел писать с детства, начитавшись великих. Пробовал, конечно, но результат самому не нравился. Бросал это дело, потом к нему возвращался. Окончательно решил попробовать написать законченное произведение, только когда в интернете появились сервисы самиздата, позволяющие автору выставить свою книгу на суд читателей, минуя традиционные издательства. Первая моя художественная книга “Звезд не хватит на всех” вышла в “ЛитРесе: Самиздат”. Тогда я не думал, что это станет для меня основным занятием, но отклик читателей подтолкнул к написанию новых произведений. Сейчас их уже более двадцати. Желание было всегда, а решение созрело, когда совпали два фактора: мне стало нравиться то, что у меня получается, и появился инструмент прямого доступа к читателям — сервисы самиздата в интернете. В литературном творчестве мне нравится сам процесс. Ну и, конечно, мотивируют отзывы читателей. Финансовая сторона вопроса тоже играет немалую роль, но здесь необходим баланс между творчеством и коммерцией, и я стараюсь его соблюдать».

Еще один автор «ЛитРеса: Самиздат» Елена Саулите до середины прошлого года работала преподавателем английского языка в Казанском федеральном университете. Ее стаж в статусе доцента — около 30 лет. Пишет в жанре остросюжетного детектива. В последнее время уделяет литературным занятиям все свое время. За год написала два романа: «Швейцарский счет» и «Здравствуй, труп». «Писать всерьез начала в 36 лет, начинала с небольших рассказов, с ними и попала на Форум молодых писателей России в мастерскую Леонида Юзефовича. Отбирала участников комиссия из нескольких известных писателей, мои работы понравились Татьяне Бек, так я впервые оказалась в литературной среде на Форуме 2004 года. На следующий год вновь была приглашена. Леонид Абрамович оказал серьезное влияние на мое творчество, именно по его совету я решилась написать первый детектив, который был опубликован в издательстве “Астрель-СПб” в 2006 году, но особого успеха не имел. Разочаровавшись в себе как в писателе, я углубилась в науку, написала и защитила диссертацию. Но желание писать неистребимо, и я опять вернулась к книгам. Узнав в интернете об издательской платформе “ЛитРес: Самиздат”, решилась опубликовать роман “Швейцарский счет”. Писать — это внутренняя потребность, движение души, ее способ существования. Мне это просто необходимо», — рассказывает Елена Саулите.

Не человек для искусства, а искусство для человека

Технологическая революция и появление сервисов: для писателей — «ЛитРес: Самиздат», Author.Today, «Литнет», для музыкантов — Spotify, для художников и фотографов — Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), для кинематографистов — YouTube — радикально изменили не только механизмы взаимодействия с аудиторией, но и сам подход к творчеству. Оно не должно занимать все время, может быть, только какуюто его часть, но это в любом случае уже не мучительная жертва, оно не требует «полной гибели всерьез», это может быть формой досуга, формой диалога с миром, с обществом, в конце концов, формой счастья. В каких-то случаях приносит существенный доход, и тогда автор может по желанию посвятить этому все свое время или оставить все как прежде. Но бывает, и не приносит. В любом случае у автора, которого распирает творческая энергия, нет необходимости ее подавлять, из-за того что у него нет специальной подготовки или он не вписывается еще в какие-то рамки. Он может попробовать: вдруг получится.

Первое, что он может получить, — состояние вдохновения. Иногда почти экстатическое — состояние потока. Именно потоковые переживания, по версии американского психолога Михая Чиксентмихайи, «заставляют нас идти дальше, достигать новых уровней сложности, искать новые знания, совершенствовать свои умения. Во многом это именно тот двигатель, благодаря которому произошел переход от гоминид, озабоченных лишь своим выживанием, к Homo sapiens, который не боится рисковать и, чтобы чувствовать себя лучше, должен больше уметь». В этот момент в соответствии с системой Абрахама Маслоу человек эволюционирует до седьмой — высшей — ступени развития. И тогда реализует заложенные в нем способности и одновременно развивает их. И общество должно стремиться к экономическому устройству, в рамках которого у любого человека будет время для подобного рода переживаний, в том числе благодаря занятиям искусством. Жизнь под постоянным экономическим давлением отбрасывает его в состояние общественного животного, живущего в режиме выживания. Современный человек заслуживает большего.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Как почтовые марки защищают от подделок? Как почтовые марки защищают от подделок?

Как подделывают почтовые марки и как с этим борются?

Популярная механика
Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
Африка Африка

Каково будущее Африканского континента?

Esquire
Второе отречение Второе отречение

Наполеон умудрился отречься от власти дважды

Дилетант
Работа мечты Работа мечты

10 самых популярных мифов о фрилансе

Лиза
Тело на шотландском пляже: пугающая история шведки Анни Боржессон, гибель которой запретили расследовать Тело на шотландском пляже: пугающая история шведки Анни Боржессон, гибель которой запретили расследовать

История этой женщины могла бы стать сюжетом для скандинавского детектива

VOICE
Синдром отложенной жизни: что это и как начать жить прямо сейчас Синдром отложенной жизни: что это и как начать жить прямо сейчас

Что делать, если вы будто не живете, а лишь готовитесь к жизни

РБК
Филолог назвала 4 сложности в изучении иностранных языков и 4 способа их преодолеть Филолог назвала 4 сложности в изучении иностранных языков и 4 способа их преодолеть

Как облегчить процесс изучения иностранного языка?

Inc.
Козерог: сильные и слабые стороны, совместимость с другими знаками Козерог: сильные и слабые стороны, совместимость с другими знаками

Козероги — самые трудолюбивые представители зодиака

Cosmopolitan
К 120-летию Любови Орловой К 120-летию Любови Орловой

Воспоминания о Любови Орловой и не публиковавшиеся ранее фотографии

СНОБ
Чума на оба ваших домена, или история большого взлома Чума на оба ваших домена, или история большого взлома

Мир – во власти хакеров?

GQ
Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Как Роман Абрамович влияет на художественную политику театров?

Forbes
Трава у дома Трава у дома

Всплески насыщенного изумрудного в отделке стен и мебели

Идеи Вашего Дома
Семь удивительных надгробий великих людей и животных Семь удивительных надгробий великих людей и животных

Смерть и юмор всегда идут рука об руку

Maxim
Веди себя по-человечески: разбираемся в вопросах этичности искусственного интеллекта Веди себя по-человечески: разбираемся в вопросах этичности искусственного интеллекта

Разбираемся в искусственном интеллекте на примере романа «Клара и Солнце»

Esquire
Ближайшая планета у ближайшей звезды: есть ли жизнь на Проксиме Центавра b Ближайшая планета у ближайшей звезды: есть ли жизнь на Проксиме Центавра b

Направление первого межзвездного перелета — Альфа Центавра

Популярная механика
Откуда в утопии свобода Откуда в утопии свобода

Утопия, помещенная Франсуа Рабле в его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Weekend
Смотри у меня: как рынок стриминга борется с пиратством Смотри у меня: как рынок стриминга борется с пиратством

Удастся ли легальным онлайн-платформам перетянуть аудиторию на свою сторону

РБК
Как первый сотрудник Coinbase зарабатывает сотни миллионов на буме блокчейна Как первый сотрудник Coinbase зарабатывает сотни миллионов на буме блокчейна

Олаф Карлсон-Ви — как он воспользовался лихорадкой вокруг первых токенов?

Forbes
Последние камикадзе: подводные самолеты Второй Мировой Последние камикадзе: подводные самолеты Второй Мировой

Только представь: маленькие самолеты взлетают с подводного авианосца

Maxim
Вся наша жизнь игра: топ самых интересных настольных игр для маленькой и большой компании Вся наша жизнь игра: топ самых интересных настольных игр для маленькой и большой компании

Самые интересные и популярные настольные игры для веселых компаний последних лет

Популярная механика

Семь книг, которые помогут лучше узнать Хармса и Введенского

Esquire
Ядовитое вулканическое озеро как пример жизни на Марсе Ядовитое вулканическое озеро как пример жизни на Марсе

Поиск жизни на Марсе — дело непростое

Популярная механика
Спрос из подворотни: как за счет ретейлеров растет аренда неликвидных помещений Спрос из подворотни: как за счет ретейлеров растет аренда неликвидных помещений

Как пункты выдачи заказов влияют на рынок аренды?

Forbes
Разрабатывала атомную бомбу, распространила ГМО и возместила сотни миллионов долларов за вред здоровью: история Monsanto Разрабатывала атомную бомбу, распространила ГМО и возместила сотни миллионов долларов за вред здоровью: история Monsanto

Monsanto зарабатывала миллиарды на ГМО и гербицидах

VC.RU
Химики научились получать первичные галогениды из изомерных алкенов Химики научились получать первичные галогениды из изомерных алкенов

Разработан метод получения хлоридов и бромидов из алкенов разного строения

N+1
Турция Турция

Турция сегодня – это друг или враг?

Esquire
13 способов не уснуть за рулем 13 способов не уснуть за рулем

Как сохранить бодрость за рулем во время долгой дороги?

Maxim
Как заснуть за 10, 60 и 120 секунд — самые эффективные способы Как заснуть за 10, 60 и 120 секунд — самые эффективные способы

Рассказываем, как погрузиться в сон всего за 1–2 минуты

Cosmopolitan
Открыть в приложении