Евгений Дятлов — о превратностях актерской судьбы и плохих сценариях

ЭкспертЗнаменитости

Евгений Дятлов: «Дар голоса — возможность обрести невыразимую легкость бытия»

Актер театра и кино, один из лучших исполнителей романсов за всю историю этого жанра — о превратностях актерской судьбы, плохих сценариях, об отрицательных персонажах и даре голоса

Вячеслав Суриков

Одним из музыкальных наставников Евгения Дятлова (на фото) был Эдуард Хиль. ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

В отечественный прокат выходит фильм «Подольские курсанты» с Евгением Дятловым в одной из главных ролей. Еще одна премьера — показ на Первом канале сериала «Тобол» (по одноименному роману Алексея Иванова), где актер появляется в роли первого сибирского губернатора Матвея Гагарина. Евгений Дятлов — обладатель не только дара перевоплощения, но и яркой и выразительной манеры исполнения, в которой соединились его музыкальный и актерский таланты. Отечественная аудитория могла оценить его благодаря телевизионным проектам «Две звезды» и «Точь-в-точь». «Эксперт» поговорил с актером и певцом о том, как складывается его актерская карьера и как сочетается с карьерой музыкальной.

— По какому алгоритму вы попадаете в тот или иной кинопроект?

— В большинстве случаев я оказываюсь в широком круге претендентов на ту или иную роль благодаря соответствию типажу, необходимому съемочной группе. Это общепринятый путь. Мы можем пересчитать по пальцам актеров, на которых сразу пишут сценарии: когда сценарист и режиссер примерно понимают, кого имеют в виду, еще только усаживаясь за сценарный стол. Я не отношусь к числу таких актеров.

— Самая продолжительная по экранному времени ваша роль — капитан Дымов в «Улицах разбитых фонарей». Чем вас так привлек этот персонаж?

— До этого сериала я работал в разовых проектах в режиме «где-то пришелся ко двору, где-то не пришелся, и до свидания». Так живут почти девяносто процентов актеров в нашей стране. Они попадают на кастинг, и им везет или не везет. Тогда мне предложили работу в проекте «Улицы разбитых фонарей», потому что его покинули сразу четыре ведущих актера: Юрий Кузнецов, Анастасия Мельникова, Сергей Селин и Алексей Нилов, а еще раньше Саша Лыков. Это произошло неожиданно для создателей сериала, и им надо было быстро набрать актеров. И моя кандидатура подошла. Когда актер преследует цель повысить профессиональный уровень, научиться вести себя спокойно перед камерой, приобрести навыки, которыми он еще недостаточно владеет, и у него появляется возможность ежедневно работать в кадре, такая роль — счастливый случай. Обратная сторона медали — ты играешь образ на протяжении такого длительного времени, что его начинают с тобой ассоциировать. Это очень трудно преодолеть. Он поселяется в головах зрителей. И режиссеры потом неохотно предлагают тебе что-то выходящее за рамки закрепившегося за тобой образа.

— Если вам попадается недостаточно подробно прописанный сценарий, что вы предпринимаете? Есть ли у актера шанс вытянуть сценарий своей игрой?

— Поначалу, если видел, что сценарий не проработан, я так и думал: смогу дотянуть. Но это была иллюзия, из разряда очень печальных. Зачастую тебе кажется, что если сценарист поленился, то режиссер должен это понять. Ты понимаешь: образ не доработан, он ходульный, поверхностный, штампованный. Все думают, что только у актеров есть штампы, но на самом деле у сценаристов они тоже есть. Строчат тексты километрами, потому что хотят заработать деньги. Смотришь в эти тексты и не видишь ничего общего с реальностью. В одиночку актер с этим справиться не может. Самообман думать: «Я буду держать фигу в кармане и сыграю это как-то по-другому». Если сценарист и режиссер считают, что в тексте все нормально, актер ничего не сможет сделать. Только рассчитывать, что сумеет органично просуществовать в кадре, но как и почему, останется внутри актера. Последнее время, если мне что-то кажется недотянутым, я стараюсь прийти к режиссеру или сценаристу и сказать им об этом. Дальше у меня есть право выбора: оставаться в проекте или нет. Согласятся с моим мнением режиссер и сценарист или не согласятся, это их личный выбор и их понимание задуманного проекта, за который отвечают именно они вместе с продюсером. Актер — последний на линии. Если он приходит и говорит, что ему чего-то не хватает, не факт, что так и есть и что ради него надо что-то менять в общей концепции проекта. Это очень сложный процесс. Но право выбора есть всегда.

— Был ли у вас период, когда вам предлагала роли, работа над которыми у вас не вызывала сомнений?

— Нет, такого периода у меня не было. Такие периоды бывают у других актеров, которые по каким-то причинам становятся любимыми у тех или иных успешных режиссеров. Режиссер выбирает одного актера из всех, делает его своим альтер эго в экранном мире и идет с ним из картины в картину. Такое бывает и в театре: режиссер Юрий Бутусов в самом начале своей карьеры постоянно работал с актерами, которых сейчас знает вся страна: Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным, Андреем Зибровым. Но такое случается не часто и не со всеми. У меня этого не было и нет. Мне просто иногда везет сняться у таких мэтров, как Сергей Снежкин, Дмитрий Месхиев, Сергей Урсуляк, Владимир Бортко. Это счастливые эпизоды в моей актерской жизни.

— Как вы сочетаете кинематографическую и музыкальную карьеру: не мешает ли одна другой?

— Они никак не мешают друг другу, но никак и не помогают. Мне повезло, что у меня сложилась продолжительная актерская карьера. Она никогда не прерывалась: я не психовал, не бросал ее, не уходил в грузчики или таксисты. С какого-то момента началась моя музыкальная карьера, и она тоже длится и длится не прерываясь: у меня есть своя публика, я ее очень люблю и провожу для нее музыкальные вечера. Вот и все.

— Помимо съемок в фильмах и концертных выступлений на вашем счету череда телевизионных проектов. Позволили ли они вам расширить свою аудиторию?

— Конечно, это и было основной целью участия во всех проектах. Они напрямую влияют на популярность. Благодаря им повышаются шансы на то, что тебя позовут в какой-то новый проект, поскольку ты привлекаешь внимание широкой аудитории и становишься узнаваемым. Это важно для всех, кто работает в кино. Если ты музыкант и тебя начинают узнавать, значит, у тебя становится больше возможностей выступать с концертами. И телевизионные проекты позволяют в очередной раз испытать свои силы. Когда включаешься в проект всем своим организмом, тогда и происходит расширение внутренних горизонтов. Узнаешь для себя что-то новое, начинаешь тщательно работать с тем, что до сих пор упускал из виду. Телевизионные проекты расширяют не только аудиторию, но и кругозор.

— Как часто вам приходится жертвовать развитием в каком-то из направлений ради того, чтобы раскрыться в другом?

— Да, мне приходится жертвовать стремлением к профессиональным достижениям в какой-то одной области в угоду тому, что мне просто нравится. Мне нравится петь, нравится боксировать, нравится быть актером, читать со сцены, вести программы, содержание которых считаю важным, например «Век кавалергардов», где мне по душе и сама тема, и авторское отношение к ней. Я делаю то, что мне нравится, и то, что позволяет увидеть и себя, и других с какой-то новой точки зрения.

— Есть ли сейчас место театру в вашей жизни, такой насыщенной самыми разнообразными проектами?

— Театр — социальная ячейка, куда попадаешь, получив профессию, и она, естественно, устроена по тому же принципу, что и общество. Это государственное учреждение. Театр обеспечивает тебя зарплатой, но и накладывает ограничения. Их нужно придерживаться, как и в любом государственном учреждении. Часто они не дают тебе градус свободы, необходимый, чтобы чувствовать себя комфортно. Иногда эти ограничения просто бессмысленны, и не всегда время, которое проводишь в театре, ты чувствуешь как органично прожитое. А однажды начинаешь понимать, что все усилия уходят в песок. Время идет, а ты ничего не делаешь. Ты всего лишь социально защищен. Ходишь в театр, как на завод, и порой появляешься на сцене просто для движения сюжета. В какой-то момент я понял: моя работа в театре возможна, только если я буду испытывать радость от работы на сцене и если это действительно значимая история для режиссера, драматурга, для зрителя и для меня, в конце концов. И при этом нет никаких побочных эффектов и никаких потерь по ходу движения к цели. Тогда я соглашаюсь. Сейчас играю в спектакле LA’театра «Остров заблудших душ» по пьесе Вуди Аллена в постановке Вадима Дубровицкого. Там у меня замечательные партнеры: Андрей Ильин, Юлия Меньшова, Ольга Прокофьева, Ольга Богомазова.

— Но вы ведь еще и пишете песни плюс ко всему. Как обстоят дела с реализацией этого таланта?

— Есть желание повернуться лицом к этой теме. У меня много набросков мелодий. Нужно просто сесть и начать облекать их в слова. Необходимо создать объем, чтобы из написанного получился альбом, и найти музыкантов. Я еще тешу себя надеждой, что у меня получится.

— Как вы нашли свою манеру исполнения романсов, которая производит на всех столь сильное впечатление?

— Это произошло благодаря театральному институту и работе в театре. Можно петь, опираясь на какие-то вокальные образцы, шаблоны, а можно рассказывать историю, понимая, от какого конкретно лица поется романс, и представлять все предлагаемые обстоятельства. И чем подробнее их себе представишь, чем глубже внутри себя присвоишь, тем выразительнее будет твое исполнение. Вот и вся небольшая загадка особенностей моего исполнения романсов.

— Как вы оцениваете востребованность этого жанра? Что такое романс сегодня?

— То же, что и раньше. Это песня от лица лирического героя. Сейчас они даже больше востребованы, чем прежде, потому что уже нет жесткого отбора, когда все, что коммерчески оправданно, подается в первую очередь и только потом — романсы. Мы живем в эру коммерциализации всего, а суть коммерциализации в упрощении, в усреднении, когда имеет значение только коммерческий выхлоп, а то, что его не дает, выбрасывается за борт. Люди устали от беготни ради коммерческого успеха. Им хочется услышать что-то живое и непосредственное, и, когда честно делаешь свою работу, это всегда находит отклик.

— Судя по вашим выступлениям в телевизионных проектах, вы чувствуете себя очень уверенно и в других музыкальных жанрах, в том числе в рок-музыке, и, мало того, звучите в них убедительно. Это только для проектов и для себя или здесь и профессиональный интерес тоже?

— Эти песни сделаны профессионально, выдержали проверку временем и любовью слушателей, и моя душа откликается на них. Я словно окунаюсь в состояние, когда они были для меня актуальны, и хочу еще и еще раз его пережить, чтобы наполниться новой кровью, новым дыханием, новой энергией. Все эти песни мне очень дороги. Есть песни, которые находятся у меня в разработке. Если что-то получится, выйду и с этой программой. Меня ничто не смущает.

— Вы сыграли главного злодея в одном из самых успешных отечественных фильмов — «Последний богатырь». Когда к вам поступают такие предложения, как вы договариваетесь с собой на этот счет?

— Когда хотим говорить о каких-то важных смыслах в нашей жизни, мы не сможем обойтись без сопоставления понятий «свет» и «тень», «добро» и «зло», «созидание» и «разрушение». Если отрицательные персонажи не вовлекают в себя, а позволяют увидеть истину, я не отказываюсь от таких ролей. «Последний богатырь» сделал невероятные сборы — больше полутора миллиардов рублей, и я считаю, что снялся в очень качественном проекте, полюбившемся зрителям. Значит, я свою работу сделал. Я ничего не ставил на этот фильм. Мне хотелось добиться эффекта, ради которого меня и пригласили в проект на роль Добрыни: всеми любимый персонаж вдруг резко меняется. Создатели фильма показали через Добрыню две проблемы: гордыня, когда мой герой решил, что он всего лишь второй и тот, кто первый, мешает ему жить. Вторая — эгоцентризм: он захотел быть бессмертным в одиночку. Через Добрыню такие проблемы воспринимаешь острее, нежели чем через Кащея Бессмертного: тот априори сила зла и мало ли что он там хочет.

— Как вас нашла роль в фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», которая едва ли не более всего из сыгранных вами ролей соответствует вашим внешним данным и темпераменту?

— Для меня стало великим счастьем получить роль, в которой я смог воплотить все мои представления о Великой Отечественной войне и о людях, окружавших меня с детства. Я вырос среди ветеранов, в ту пору взрослых мужчин пятидесяти с лишним лет, знавших о войне не понаслышке. Моя жизнь была наполнена такими людьми. Для меня это были не те, кто раз в год приходит в школу на уроки мужества, а те, кого я ежедневно видел. Такое ощущение правды, памяти, уважения находится в каких-то глубинных отделах моей души и двигает мою жизнь. Сергей Владимирович Урсуляк очень ответственно подошел к работе над фильмом «Жизнь и судьба», настолько все там было для меня узнаваемым и понятным. Мы говорили с ним на одном языке. Для меня эти съемки стали абсолютным счастьем творчества. Иногда пересматриваю фильм, снова погружаюсь в обстановку съемок и еще раз осознаю, насколько все было по-настоящему.

В фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» Евгений Дятлов сыграл роль командарма Новикова. «Россия-1»

— В какой момент вы поняли, что у вас есть голос, выделяющий вас среди всех прочих артистов? Как вы осознаете этот дар?

— У меня бабушка была регентом в церкви, и у нее был очень красивый голос. Восприятие голоса — удивительное переживание. Когда вы слышите голос, который вам нравится, вам тоже хочется в нем пребывать. И если вдруг в своей детской жизни обнаруживаешь, что можешь так же, это дает ощущение необыкновенного восторга. Окрыляющее чувство, которое приподнимает над землей. Но ты не возвышаешься над всеми, а обретаешь невыразимую легкость бытия. Тебя наполняет до сих пор неведомое тебе чувство. Дальше я хотел только добраться до небес, где уже находились мои кумиры. Я пел, пел, стремился к новым высотам и чувствовал, как я, гадкий утенок, приближаюсь к прекрасным лебедям — тем, кого выбрал себе за образец. И однажды это стало делом всей моей жизни.

— Есть ли что-то важное, что вы хотели бы непременно выразить в своих будущих проектах?

— Мне важно, чтобы вопросы, которые я задаю самому себе и слышу от людей, достойных уважения, проявились в моих работах. Мне важно рассказать о человеческой природе, человеческом характере, человеческих взаимоотношениях так, чтобы мы могли увидеть хоть какой-то просвет в тумане, который нас всех окружает. Вот моя цель, моя мечта, моя надежда.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юриспруденция как чудо Юриспруденция как чудо

Мини-сериал «Перри Мейсон» умело маскируется под натуралистичный нуар

Эксперт
За спиной отца: чем занимаются дочери первых лиц мира – Путина, Алиева и других За спиной отца: чем занимаются дочери первых лиц мира – Путина, Алиева и других

Чем занимаются наследницы политических лидеров?

Cosmopolitan
​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений» ​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений»

Виктор Мураховский — о том, почему Армения проиграла войну за Карабах

Эксперт
Самец складчатомордого листоноса приспустил маску на время спаривания Самец складчатомордого листоноса приспустил маску на время спаривания

Зоологи впервые описали брачное поведение складчатомордых листоносов

N+1
Сладость обиды Сладость обиды

Социальные сети как фабрика показных переживаний

Огонёк
Цифровой минимализм Цифровой минимализм

Фокус и осознанность в шумном мире

kiozk originals
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
От лампочки до «Огонька» От лампочки до «Огонька»

Рассказываем, как зажигали огоньки в сельской России, и как они светят теперь

Огонёк
Протезы будут вести себя по-человечески Протезы будут вести себя по-человечески

Сибирские ученые разработали имплантаты со свойствами «живой» ткани

Эксперт
«Зачем делать длинную песню — можно сделать две коротких и заработать больше»: как современные технологии меняют музыку «Зачем делать длинную песню — можно сделать две коротких и заработать больше»: как современные технологии меняют музыку

Как меняется современная музыка и медиарынок в целом

VC.RU
Как разнообразить интимную жизнь: 11 интригующих идей для пар, готовых к экспериментам Как разнообразить интимную жизнь: 11 интригующих идей для пар, готовых к экспериментам

Подборка способов, которые помогут добавить новизны в сексуальные отношения

Playboy
5 неочевидных книг Стивена Кинга, которые вам стоит прочесть 5 неочевидных книг Стивена Кинга, которые вам стоит прочесть

Наслаждайтесь удивительным миром Стивена Кинга!

Популярная механика
Почему стандартные ванны обычно короче человеческого роста Почему стандартные ванны обычно короче человеческого роста

Рассказываем, кто и зачем придумал делать ванны короткими

Популярная механика
Гедимин и его потомки Гедимин и его потомки

Все правители Москвы со времён Василия I были потомками литовских князей

Дилетант
7 брендов General Motors, которых больше не существует 7 брендов General Motors, которых больше не существует

Вспоминаем, какими марками владела GM раньше: часть 1

Популярная механика
Андрей Евдокимов, глава «Байкал Электроникс»: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой» Андрей Евдокимов, глава «Байкал Электроникс»: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой»

Глава «Байкал Электроникс» о том, почему микроэлектроника сложнее космоса

Inc.
7 секретов счастливой жизни от автора «Секс в большом городе» 7 секретов счастливой жизни от автора «Секс в большом городе»

Кэндес Бушнелл делится правилами своего успеха

Cosmopolitan
Оглянись с любовью. К 60-летию Олега Меньшикова Оглянись с любовью. К 60-летию Олега Меньшикова

Блистательная и драматичная судьба Олега Меньшикова

СНОБ
Тепло севера Тепло севера

«Огонек» нашел в тундре молодую семью оленеводов

Огонёк
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Несчастливый 2013 год: что стало причиной гибели героя «Форсажа» Пола Уолкера Несчастливый 2013 год: что стало причиной гибели героя «Форсажа» Пола Уолкера

Смерть Пола Уолкера стала трагедией для всего кинематографа

Cosmopolitan
Дети трех войн Дети трех войн

Как испанским детям сломала жизнь секретная операция ЦРУ

Огонёк
Как улучшить качество сна? Как музыка влияет на мозг — и при чем тут искусственный интеллект Как улучшить качество сна? Как музыка влияет на мозг — и при чем тут искусственный интеллект

Музыка, искусственный интеллект и Grimes: как саунд-дизайн помогает лучше спать

Esquire
«40»: каким получился новый альбом Басты «40»: каким получился новый альбом Басты

Ярослав Забалуев рассказывает, чего стоит ждать от пластинки Басты «40»

РБК
7 привычек, которые делают тебя непривлекательным в глазах женщин 7 привычек, которые делают тебя непривлекательным в глазах женщин

Привычки, которых нужно избегать, чтобы быть привлекательным для женщин

Maxim
На глазок не верь, на весах проверь На глазок не верь, на весах проверь

Как наладить отношения с весами?

Худеем правильно
Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино

Как снимали блокбастеры на заре кинематографа

Maxim
Венский омут Венский омут

Чем Австрия и Германия привлекательны для исламских террористов

Огонёк
Котлета от Тимати: сколько можно заработать на франшизе Black Star Burger Котлета от Тимати: сколько можно заработать на франшизе Black Star Burger

Как сейчас работает Black Star Burger и можно ли заработать на этой франшизе?

Forbes
«Современное искусство вместо наркотиков для расширения сознания»: что и зачем покупают российские коллекционеры «Современное искусство вместо наркотиков для расширения сознания»: что и зачем покупают российские коллекционеры

Почему художник должен страдать и зачем покупать целую выставку

Forbes
Открыть в приложении