Лавинообразный рост спроса на транспорт для курьерской доставки

ЭкспертАвто

Доставь ее нежно

Пандемия породила лавинообразный рост спроса на транспорт для курьерской доставки. И здесь у наших разработчиков и производителей появляется возможность не только удовлетворить внутренний спрос, но и выйти на глобальные рынки

Александр Астапов

В результате пандемии рынок курьерской доставки, и без того росший как на дрожжах, в 2020 году подскочил как ошпаренный. Особенно сегмент доставки готовой еды: в России по итогам года он вырос на 47% и составил 19,7% общего оборота общепита (в 2019-м было 10,5%). Это в целом. А, например, у сервиса «Доставка Яндекс Go» с марта по ноябрь рост был 13-кратный. По словам Зои Австрийской, представителя сервиса, спрос на доставку самых разных товаров — продуктов, лекарств, хозяйственных товаров — продолжает стремительно расти. Сейчас через сервис «Доставка Яндекс Go» заказывают более миллиона доставок в неделю.

Онлайн-гипермаркету «Перекресток Впрок» (входит в Х5 Retail Group) из-за ажиотажного спроса в прошлом году пришлось временно привлекать аутсорсинговые службы доставки, а собственный автопарк был увеличен на 20%. В планах этого года его дальнейшее расширение.

Представители Delivery Club утверждают, что в мае 2020 года сервис впервые выполнил рекордные 5,5 млн заказов в месяц (за исключением заказов навынос и продуктов питания) и остается не ниже этого уровня. В компании с оптимизмом смотрят и на 2021 год, считая, что это будет «один из самых активных периодов развития как нашей компании, так и российского рынка доставки в принципе».

Схожего мнения придерживаются в «Тануки»: люди привыкли заказывать еду на дом, оценили удобство онлайнпокупок и не станут отказываться от них. При этом, как отмечает директор по e-commerce бренда TanukiFamily Александра Тиунова, «скорость доставки — одно из ключевых направлений, в рамках которого соревнуются компании на рынке e-commerce, и одна из главных составляющих качества сервиса. Люди больше не готовы подолгу ждать заказа, в особенности если речь идет о еде».

Так что предпосылок даже для корректировки, не говоря о падении, не предвидится, и причина тому не столько продолжение пандемии, сколько изменение потребительских привычек. А также слом традиционных производственных цепочек. Так, основа «скромного обаяния буржуазии», классические кафе, все чаще урезают кухни, прибегая к аутсорсинговым услугам dark kitchens (кухонь-фабрик, работающих только навынос). А рестораны более высокого сегмента, напротив, наращивают услуги продажи навынос своих блюд.

Как результат, спрос породил резкое расширение доставочного бизнеса — и крупных специализированных компаний, и относительно скромных структур, принадлежащих сетям супермаркетов и пиццерий, а трендом последних месяцев стал спрос со стороны небольших сетевых кафе (а то и ресторанов-одиночек) на создание собственных служб доставки.

Болезни роста? А как же без них! Нехватка курьеров вызвала падение качества, да и, как выяснилось, даже в случае надежной работы службы (например, в «низкие» часы) время доставки все меньше удовлетворяет клиентов. Добавило даже не масла, а керосина в огонь массовое появление dark kitchens (еще пару лет назад представленное только пиццериями да паназиатской кухней) — большие объемы увеличили плечо доставки. Одними IT-решениями в области логистики здесь не обойтись. Пешие курьеры столько уже не набегают, велосипеды тоже не решают проблемы.

По словам Андрея Павловича, операционного директора онлайнгипермаркета «Перекресток Впрок» (число заказов в 2020 году выросло более чем в два с половиной раза и составило свыше 3,6 млн), очень не хватает подходящего электрического транспорта, который мог бы использоваться на последней миле в доставке.

Но вот проблема: готовых решений, то есть подходящих для курьерской доставки транспортных средств, в продаже нет. Ни «на полке», ни под заказ. При том что потенциальная емкость рынка только по РФ — и это по очень осторожным, еще «доковидным», расчетам самих же разработчиков — по разным данным и сценариям оценивается в десятки тысяч в год.

Предсерийный SYM EF3 с передним (!) приводом — дешево и массово, но недостаточно быстро и безопасно

Третье колесо в тележке

Электромопеды и электроскутеры «из магазина» подходят для задач курьерской доставки еще меньше, чем даже очень хороший «гражданский» велосипед — для нужд велошеринга. Виной тому в первую очередь большие суточные пробеги (до 100 км) при жесткой, если не сказать варварской, эксплуатации. Плюс требования к минимальным затратам на содержание: бензин нынче в цене, а значит, да здравствует электропривод, и обслуживание желательно пореже и поменьше. И срок службы побольше: при значительных парках утилизация вышедшей из строя техники становится проблемой, так что года три, то есть 100–120 тыс. км технике хорошо бы отъездить. И грязезащита: вид замызганного курьера в мокрой грязной робе не добавляет клиенту желания расставаться со своими кровными, то есть хочется если не крышу, то навес над головой водителя.

А еще Россия, в отличие от Китая или, скажем, Испании, — страна с умеренным климатом и не всегда очищенными ото льда дорогами. Поэтому два колеса не всегда уместны, и лучше бы трех-, а то и четырехколесная схема. При этом желательно остаться в мопедном (до 4 кВт мощность двигателя, до 45 км/ч скорость) «калибре» — и потому, что больше, в общем-то, не надо, и потому, что не требует от курьера ни мотоциклетных прав, ни специальных навыков, а в РФ — еще и номеров и страховки.

Все эти требования предполагают создание новой, специализированной техники «под ключ» (или, как говорят конструкторы автомобилей, «от пятки», имея в виду расстояние от передней оси до пятки водителя как базовое при компоновке новой платформы). С мопедными характеристиками известного в разных странах в разные эпохи формфактора «кабиненроллер» (он же «лейкопластбомба»), но с принципиально иными задачами: служить не паллиативной заменой автомобилю, а протискиваться в стесненных условиях городов для скорейшей доставки мелких грузов потребителю. Круглосуточно, в любую погоду.

Казалось бы, наиболее логичный (особенно для нашего предпринимателя, убежденного, что «в Китае есть всё») путь — взять за основу что-либо, приемлемое на китайском рынке, но неприемлемое на нашем, куда более требовательном, и, доработав совместно с производителем, выпустить на рынок.

Сначала чисто китайское, затем крупноузловая сборка здесь, а там потихоньку и к локализации прийти. Именно таким путем пошел петербургский предприниматель Дмитрий Макеев, создавая свой проект «Трискутер»: «Изначально это было средство передвижения для людей пожилого возраста, которым взрослые дети могли приобрести его, чтобы те могли забрать внуков из школы, съездить в магазин или в парк, на небольшие расстояния. Трицикл с кабиной не должен был обладать выдающимся характеристиками, качеством сборки, техническими данными, обусловленными эксплуатацией в более суровых климатических условиях».

Под работу в доставке китайский трицикл пришлось дорабатывать. Была улучшена ходовая часть, усилена передняя вилка, ось, установлены более мощные амортизаторы, обновлена тормозная система. Рама тоже претерпела некоторые изменения: она была усилена, расширена на десять сантиметров, длина тоже была увеличена. Появилась гальваническая антикоррозийная отработка.

Так как мотомобиль должен был соответствовать стандартам сертификации, появилась педаль тормоза, а также ручной тормоз автомобильного типа. Установлен поясной ремень безопасности водителя. Внутри кузова появилась обшивка, а под ней — шумо- и теплоизоляционные панели для улучшения звуконепроницаемости и уменьшения теплопотерь.

За счет доустановки второго комплекта батарей был увеличен запас хода электрического трискутера. В кабину, в ноги водителя и пассажира, доустановлены дефлекторы воздуха печки. В подкапотном пространстве сейчас устанавливается печь — обогреватель салона типа Webasto, потребляющая всего 7 Вт.

Таким образом, взяв за основу типичную китайскую «лейкопластбомбу» о трех колесах, путем усиления конструкции и исправления второстепенных конструкторских ошибок Дмитрий получил от китайцев интересную, но, увы, слишком нишевую доставочную машину. Имеющую, тем не менее, определенный спрос уже сейчас и еще лучшие перспективы после локализации на одном из российских оборонных предприятий.

Наличие дверей, безусловно, плюс в холодном климате, но добавляет времени на посадку-высадку (казалось бы, мелочь, но влияет на время доставки «от двери до двери»), а хуже того — ширину. Здесь она составляет 1,2 метра, что затрудняет передвижение не только в жилых зонах, но и на дорогах вдоль припаркованных автомобилей (а уходить во вторую полосу, напомню, мопедам запрещено согласно ПДД).

Весит такой аппарат под три центнера (усиление конструкции, и без того нелегкой из-за дверей и прочей «кузовщины», даром не обошлось), он неустойчив при резких маневрах (например, при объезде препятствий) и очень медлителен (больше 4 кВт мощности, напомню, запрещено законом).

Кроме того, изначально «гражданское» назначение машины (формула «один взрослый плюс один ребенок») сделало неудобным размещение курьерской поклажи: на изначально детское место даже пресловутую термосумку приходится втискивать.

И хотя концепция машины имеет определенные преимущества (курьер всегда в чистом — хоть лаковые туфли от него требуй, — а большая поверхность кузова способствует брендированию, что ценно для небольших ресторанных мини-сетей доставки), особенно в городах с климатом посуровее, а трафиком помягче московского, но для эксплуатации большинством служб доставки не подходит.

«Лейкопластбомба» от triscooter.ru хороша для резко континентального климата… и умеренного трафика

Своим умом

Необходимы, как уже было сказано выше, решения «от пятки».

И они появляются. Сначала были проекты доставочных электровелосипедов: еще в 2019 году наблюдался бум разработок в этой сфере — и чисто российских, и «доработанных китайских», особо преуспели на этом поприще в КБ имени Теслы. Затем, поняв недостатки «микромобильности» электровелосипедов в части ресурса и грязезащиты, взялись за электромопеды.

Например, по словам директора по развитию бизнеса компании «Соллерс Инжиниринг» Андрея Селезнева, «для применения в сфере курьерской доставки игрокам рынка будут предложены два типа электрических трициклов с максимальным пробегом от 100 до 150 километров, скоростью до 40–45 километров в час и возможностью быстрой (30–40 минут) зарядки батарей. ТС могут оснащаться багажником объемом 100 или 400 литров».

В компании отмечают, что сегмент электрических транспортных средств для курьерской доставки в РФ не сформирован: едва ли сегодня есть транспортное средство, которое в полной мере отвечало бы запросам профессиональных потребителей не только в России, но и в других странах.

В конструкцию разрабатываемых в «Соллерс Инжиниринг» трициклов заложена многофункциональность для расширения рынка, говорит Андрей Селезнев, предпочитающий осторожность в оценках: «Если рассматривать исключительно курьерскую доставку, то потенциал рынка, по нашим оценкам, выглядит не слишком привлекательным для крупных производителей — всего несколько тысяч единиц в год, причем машины будут востребованы в основном в крупных городах, и то при условии развитой сети зарядных станций. По этой причине нецелесообразно создавать технически сложное изделие с уникальными потребительскими свойствами на уровне импортных аналогов. Разумнее разработать платформенное решение для различных применений, например для логистических операторов, патрульно-постовых служб, городских коммунальных, почтовых служб: потенциал рынка в этом случае может быть в два-три раза больше».

Что касается локализации производства, то в компании считают, что с учетом объема рынка не приходится говорить о локализации батарей, инвертора или электромотора. И в первую очередь рассматривают возможность собственного производства кузова и шасси. Однако рассчитывают на более высокий уровень локализации по мере роста объемов производства. А рост связывают с выходом за пределы российского рынка.

«Мы проектируем наши продукты с учетом требований к сертификации и качеству, в том числе для крупнейших европейских рынков, что, впрочем, не исключает некоторой адаптации для конкретных заказчиков, — говорит Андрей Селезнев. — И хотя на данный момент экспорт не рассматривается в качестве основной производственно-сбытовой стратегии, он возможен при условии наличия спроса и готовности потребителей на целевом рынке».

На разных стадиях — от первичного маркетинга до постройки прототипов — находятся и другие проекты подобного рода. Их немного, а уровень разработок, мягко говоря, смущает. Причиной тому не низкая инженерная культура в стране (как раз по части легких транспортных средств и промдизайна это совсем не так) и, как ни странно, не бизнес-климат.

Если политкорректно — это бизнесфауна, то есть сами средние и очень средние бизнесмены. Актуальность темы еще не дошла до традиционных «индустриальных» инвесторов в силу их профессиональной осторожности и неумения сканировать нарождающиеся рынки. А венчурные предприниматели, наоборот, держат нос по ветру, но не имеют опыта в машиностроении, а потому всякий раз неприятно удивляются ответам профессионалов: «от ста миллионов рублей инвестиций» и «от двух лет на запуск». А иначе никак: здесь не IT, бета-версию на рынок не запустишь и в процессе производства за просто так не доведешь до ума. В результате одни разочарованно уходят, другие, как в той присказке, «ищут волшебника, нарываются на сказочников» с их неизменным «Да мы вот щщяс!»

Впрочем, не стану претендовать на абсолютное знание картины мира — при всей своей погруженности в мототему, — а потому не исключаю, что кто-то сейчас рождает действительно жизнеспособную машину с перспективой массовых, десятки тысяч в год, продаж по всему миру. Точнее, той его части, где климат умеренный и не засушливый.

Догнать и перегнать

А что же «мировой уровень»? Если коротко — у них попытка номер N. В последние годы на рынке царило затишье, во многом вызванное неудачными попытками десяти-пятнадцатилетней давности создать доставочный (и одноплатформенный с ним шеринговый) электротранспорт. Неудачными они были по банальной причине: те машины опередили время ввиду неготовности ни технологий электропривода, ни IT-решений по логистике, ни собственно рынка доставки, способного поглощать такие машины не малыми сериями, а в индустриальных количествах.

Пришло время наверстывать. Что и делают десятки компаний по всему миру — теперь уже не полулюбители, а профессионалы, как относительные новички моторынка, так и крупные мотопроизводители. Включая таких грандов, как Honda и Kymco, периодически дозирующих утечки в прессу своих разработок, а ближе к началу производства показывающих прототипы уже официально. Так, в ноябре прототип (как подчеркивается, уже готовый к производству) такого транспорта — трехколесного, с крышей, выносливого и дешевого — представил один из топ-10 мировых мотопроизводителей, тайваньский SYM.

«Кабиненроллер» EF3 — трехколесный скутер с интегрированным в кузов грузовым отсеком — поразил предельной функциональностью и простотой конструкции. Ведущим у него сделано переднее, управляемое, колесо со встроенным электромотором, вместо мешающих в плотном потоке зеркал — камеры заднего вида, а аккумулятор — перспективный алюминий-ионный (он позволяет сверхбыструю зарядку без потери ресурса); впрочем, на случай неготовности технологии предусмотрен и вариант с быстросменными традиционными литий-ионными. Ширина 729 мм позволяет протискиваться в любом трафике, стоимость при массовом производстве должна оказаться не выше, чем у электровелосипеда, при несравнимых грузовместимости и ресурсе, — вот только и реальная скорость ввиду трехколесной схемы будет не выше электровелосипедной. Что, в общем, несущественно для азиатских стран и Северной Америки, но может сказаться на перспективах сбыта машины в Европе.

В самой же Европе новинка — и уже почти серийная — у испанской Silense. Ее S03 — это, по сути, трехколесная и маломощная (а значит, переразмеренная, то есть с большим запасом прочности) версия «семейного» электроскутера S02, благодаря прочности и выносливости внезапно ставшего популярным в доставочных службах Италии. Крыши здесь нет, зато грузовместимость впечатляет: емкость задней сумки-бокса — 350 литров, передней — 200 литров. На месте и фирменная черта скутеров Silence — уникальная система смены батареи со встроенной складной тележкой. Таким образом, из уже имевшихся «кубиков»-модулей получилась самостоятельная модель узкоспециального назначения.

Еще одна интересная новинка по «матчасти» — от шведской Dometic, известной, среди прочего, автохолодильниками и оборудованием для яхт и кемперов, — универсальный кофр для доставки продуктов. Предназначенный для монтажа на мототранспортные средства с электроприводом, он запитывается от бортовой электросети «носителя» и обеспечивает охлаждение или подогрев товара. Вроде бы деталь, но и она показывает, насколько серьезно совершенно разные игроки относятся к резко созревшему сегменту моторынка.

Но это, опять-таки, пока предсерия — полностью готового профессионального решения нет ни у кого. Ни в Азии, ни в Европе, ни в Штатах. Ни у нас. Так что сугубо экономически шанс пополнить список экспорта еще одной строчкой, пусть и не самой жирной, есть. Теоретически. А практика, как говорится, покажет.

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Донбасс против Украины: кто победит? Донбасс против Украины: кто победит?

Сравнение военного потенциала участников войны в Донбассе

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Продукт Навальный Продукт Навальный

Чем ответит власть на эволюцию оппозиционного бренда

Эксперт
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Узнайте, есть ли у ваших друзей Узнайте, есть ли у ваших друзей

На какие проблемы со здоровьем может указать нервный смех?

ТехИнсайдер
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории

Российские археологи продолжили раскопки района Фанагории

N+1
Правила выживания Правила выживания

Жесткая ДКП заставляет искать специфические инструменты для защиты денег

Монокль
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Открыть в приложении