«Эконива» планирует стать крупнейшим вертикально интегрированным агрохолдингом

ЭкспертБизнес

«Для инвестиций есть еще немало места на рынке»

«Эконива» планирует за десять лет стать крупнейшим вертикально интегрированным молочным агрохолдингом

Александр Лабыкин

Генеральный директор ГК «Эконива» Штефан Дюрр

Крупнейший российский производитель сырого молока ГК «Эконива» выделяется на фоне конкурентов масштабной инвестиционной активностью: в прошлом году компания построила восемь животноводческих комплексов, в этом году уже шесть, и еще девять находится в процессе строительства. Совокупно это позволит компании увеличить выпуск молока на 70%. Помимо этого «Эконива» еще в 2013 году начала осваивать переработку, уже действуют четыре перерабатывающих завода и еще два строятся. Выручка головной компании Ekosem-Agrar AG выросла в прошлом году на 40%, до 244,9 млн евро, а валовое производство — на 73,7%, до 377,6 млн евро. Как рассказал «Эксперту» генеральный директор ГК «Эконива» Штефан Дюрр, амбиции компании — уже к 2030 году стать крупнейшим в стране вертикально интегрированным агрохолдингом, представленным во всех регионах страны с полным циклом производства молока и дистрибуции готовой продукции.

— Штефан, мы поздравляем вас с тем, что в этом году вы стали президентом Национального союза производителей молока «Союзмолоко», и поскольку вы представляете теперь молочную отрасль страны, первый вопрос в целом по рынку. В прошлом году молочное животноводство оказалось на втором месте по инвестициям после производства овощей закрытого грунта. Какие факторы способствуют росту инвестиций, если потребление молока на душу населения остается низким, а доходы отрасли не растут?

— Рынок молока в России будет и дальше расти за счет выбытия старых, плохо оборудованных ферм, где производственный уклад напоминает советские колхозы: привязное содержание коров, ручное доение и еще много ручного низкооплачиваемого труда. Такие хозяйства балансируют на грани эффективности, пока есть люди, готовые работать за низкие зарплаты. На сегодня до 80 процентов молока производят в таких устаревших хозяйствах и лишь остальное — на высокотехнологичных животноводческих комплексах с передовым оборудованием, а также на небольших фермах. Периодически такие хозяйства либо уходят с рынка (закрываются либо выкупаются), освобождая нишу более успешным игрокам. Так что для инвестиций еще есть немало места на рынке. Это у нас статистически растет производство товарного молока, а как обстоят на самом деле дела, трудно сказать.

— Что вы имеете в виду?

— Приписки в регионах. У нас товарного молока из чуть более 30 миллионов тонн в прошлом году реально в переработку поступило лишь 15 миллионов, еще пять выпили в личных хозяйствах. Десяти миллионов, то есть трети, нет в природе. Дело в том, что у нас субсидии на литр молока привязаны к объему его производства. Поэтому власти на местах завышают показатели надоев, чтобы получить больше средств из федерального бюджета. И этими средствами они стимулируют те самые неэффективные хозяйства. Зачем на государственном уровне стимулировать морально устаревшие производства, если им на смену легко придут технологичные хозяйства, где ниже себестоимость и выше качество? Непонятно. Поэтому мы от «Союзмолока» выступили с инициативой учитывать при выделении субсидий только товарное молоко, то есть поступившее в переработку, — этот показатель легко проследить.

— Основными заделами для роста молочного рынка России вы считаете борьбу с контрафактом из пальмового масла и снижение экспорта дешевой молочной продукции из Белоруссии. Проблемы пятилетней давности, но что сейчас удалось сделать для снижения этих угроз «Союзмолоку» в переговорах с органами власти?

— Вообще, в Белоруссии себестоимость производства молока и переработки не ниже, чем в России. Просто их власти различными способами заставляют продавать на экспорт дешевле рынка, покрывая периодически их убытки либо из бюджета, либо за счет других компаний и хозяйств в добровольно-принудительном порядке. Но мы ведем диалог с коллегами из белорусского минсельхоза и видим, что они настроены конструктивно, понимают, что дальше так невозможно работать. Надеемся, что вскоре эта проблема будет решена. А вот пальмовое масло — угроза для отрасли. Потребителя обманывают, подмешивая вместо молока масло. Но и здесь есть подвижки: с этого года такая продукция должна стоять на отдельных полках с обязательным указанием источника сырья. Кроме того, мы добились повышения НДС до 20 процентов для тех, кто использует масло вместо молока. Заработала и система «Меркурий» (отслеживает движение сырья и готовой продукции на всех этапах передела. — «Эксперт»), которая помогла выявить фальсификат, и он теперь уходит с рынка. Но остаются нерешенными две задачи отрасли: массивная пропаганда того, что натуральное животное молоко вредно, а растительное — полезно. Это очень агрессивный маркетинг, вводящий граждан в заблуждение, с этим надо что-то делать на уровне изменений в закон «О рекламе». И еще у нас зачем-то вводят дополнительные требования к маркировке молочной продукции, которая никакой полезной функции для потребителя не несет и для регулятора тоже, а себестоимость каждой проданной коробки или бутылки повышается на 50 копеек, что очень чувствительно в больших объемах.

— «Эконива» последние три года была самым заметным инвестором в молочном животноводстве и переработке, достигнув рекордных объемов производства — 2,2 тонны молока в сутки. Мы уже не помним, когда в последний раз видели такие темпы роста активов. Скажите, вы куда-то торопитесь?

— Да, мы торопимся по двум причинам. Во-первых, у нас хорошо получается вести животноводческий бизнес, есть все передовые технологии, собственные ноу-хау для снижения себестоимости и повышения качества, есть много молодых квалифицированных кадров, нацеленных на карьерный рост, которые мы сами и обучили (а этим мало кто из коллег может похвастаться). Вторая причина: мы хотим максимально использовать меры господдержки, которая может завершиться внезапно, как это случилось с овощеводством закрытого грунта, их всего за несколько месяцев предупредили о прекращении выдачи компенсаций на капитальные затраты.

— Как говорится в отчетности вашей головной компании за прошлый год, при выручке в 244,9 миллиона евро объем господдержки составил 127 миллионов евро, или 9,1 миллиарда рублей. В основном это краткосрочные оборотные и долгосрочные инвестиционные льготные кредиты. По какой ставке вам их выдают?

— При субсидировании Минсельхозом до 90 процентов ставки нам кредит обходится в два с половиной — три процента годовых, что позволяет строить больше новых объектов.

— Вы не так давно начали развивать переработку. Насколько трудно было освоить новый вид бизнеса и почему не решались заняться этим раньше?

— Изначально стояла задача нарастить производство сырья, поскольку работать с малыми объемами все равно неэффективно. Но потом мы поняли, что нам очень важна стабильность на волатильном рынке. Например, в 2017 году цена молока была высокая, и мы как производители неплохо заработали, а переработка потеряла доход. В прошлом году цена упала, и проиграли уже мы как производители. Вот чтобы избежать этих качелей, мы организовали переработку. Сейчас уже «Эконива» имеет четыре молокоперерабатывающих завода в Воронежской, Калужской и Новосибирской областях, где мы выпускам широкую линейку исключительно натуральных молочных продуктов под брендом «Эконива». Что-то оказалось проще, чем мы думали, что-то сложнее. Например, я ожидал, что вход в торговые сети будет проблематичным, но оказалось все не так и страшно, как обычно рассказывают: мы представлены почти во всех крупных торговых сетях. Наверное, потому, что у нас оптимальное соотношение цены и качества: натуральная продукция, но в низкоценовом сегменте. Это нам удается за счет больших объемов производства. А вот с логистикой оказалось сложнее, ее пришлось долго выстраивать. Поначалу мы не успевали сбывать свою продукцию с коротким сроком годности, так что ее приходилось раздавать сотрудникам по себестоимости. Но теперь опыт накоплен.

— Каковы планы развития переработки?

— У нас спроектированы заводы в Московской области и Воронеже. Далее думаем строить в Поволжье. Ленобласть интересный емкий рынок, где растут доходы населения и много иностранцев. В ближайшие года два мы также будем строить заводы в действующих своих кластерах, в том числе в новых для нас Башкирии и Татарстане, чтобы все наши животноводческие комплексы были обеспечены переработкой.

— А как расширите регионы присутствия?

— Сейчас у нас предприятия в 12 регионах, а география присутствия нашей продукции будет расширена на все регионы России. Это будут кластеры полного цикла. Благо землю по сходной цене вполне можно сейчас купить, особенно в Сибири и на Алтае, в Поволжье.

— Штефан, а как у вас обстоят дела с экспортом? Например, с таким банком земли вы могли бы успешно продавать пшеницу, что сейчас перспективно.

— Нет, это не наш бизнес. В основном мы выращиваем сырье для своей кормовой базы и лишь излишки продаем сторонним компаниям, которые уже продают за рубеж, это небольшие объемы. Самостоятельный экспорт тоже пока невелик, мы в прошлом году экспортировали небольшие объемы чечевицы в Пакистан, а вот готовую продукцию не экспортировали пока.

— Недавно для молочной продукции из России открылся недоступный прежде из-за ветеринарных препятствий Китай. Вы этим воспользуетесь?

— Конечно, мы вошли в список сертифицированных поставщиков продукции в Китай. Мы уже сейчас готовим к отправке в Китай первую партию молока и сливок длительного срока хранения. Это очень емкий и перспективный рынок. Дело в том, что у них пашни в десять раз меньше, чем в России, а населения почти на столько же больше. Как следствие, у них почти вся пашня занята под зерновые для потребления людьми. Для кормовой базы земли не остается, поэтому собственного промышленного производства молока крайне мало. Но мы также понимаем, что там нам придется жестко конкурировать с США и Евросоюзом по соотношению цены и качества. Условия неравные. Например, немецкий фермер, получающий и без того больше господдержки, чем российская отрасль, имеет еще и доплату за экспортные объемы. А у нас экспортная пошлина только составляет 12 процентов. Если немецкому фермеру довезти морем до Китая тонну продукции стоит 400 евро, то нам сухопутная дорога обойдется в четыре тысячи евро за тонну. Но надеемся, что в дальнейшем наша себестоимость будет снижаться из-за роста объемов.

— Каковы стратегические планы компании на пять— десять лет?

— Сейчас есть два крупнейших игрока на этом рынке — Pepsico и Danone, мы хотим быть третьим федеральным игроком на рынке переработки. Тем более что возможность неплохая: сейчас из тройки крупнейших производителей молока никто, кроме нас, не имеет своей переработки. В то же время лидеры переработки не имеют своего сырья.

Предоставлено ГК «Эконива»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Вкусный гид по Венгрии Вкусный гид по Венгрии

С перчинкой и пикантными нотками – это как раз о местной кухне

Лиза
Таёжное проклятие Таёжное проклятие

В начале 1930-х в Кремль стали поступать тревожные сообщения с Дальнего Востока

Дилетант
Охотники за головами Охотники за головами

Все чаще у людей диагностируют расстройства, о которых раньше слышали единицы

Cosmopolitan
Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали

Cheryexeed TXL — кроссовер, о покупке которого стоит задуматься

4x4 Club
Что можно надеть с юбкой: 5 стильных образов Что можно надеть с юбкой: 5 стильных образов

Собрали необычные повседневные образы для любого случая

Cosmopolitan
Самба белого мотылька Самба белого мотылька

Яна Рудковская дебютирует в реалити-шоу на ТВ и на обложке «Татлера»

Tatler
Паровая гладильная система: какая лучше для дома? Паровая гладильная система: какая лучше для дома?

Какую гладильную систему выбрать для всех видов тканей

CHIP
Перезагрузка Перезагрузка

Анфиса Черных об отдыхе на Бали, премии ТЭФИ и дебюте на театральной сцене

OK!
Мындекс против Ониндекса. Как один закон может отбросить страну на 20 лет назад Мындекс против Ониндекса. Как один закон может отбросить страну на 20 лет назад

Закон о значимых информационных ресурсах может иметь серьезные последствия

СНОБ
Почему порноиндустрия – злейший враг феминизма? Почему порноиндустрия – злейший враг феминизма?

Порноиндустрия прекрасно доказывает отсутствие равных прав у мужчин и женщин

GQ
Cумка, квартира или безбедная старость: как заработать и на то, и на другое Cумка, квартира или безбедная старость: как заработать и на то, и на другое

Может ли женщина заработать на недвижимость самостоятельно?

Forbes
Забавные, но эффективные способы борьбы с тревогой Забавные, но эффективные способы борьбы с тревогой

Можно ли самому справиться с тревожным расстройством?

Psychologies
Имперские амбиции Имперские амбиции

Креативного директора Gucci Алессандро Микеле все дороги вели в Рим

Vogue
Мастер-класс: как сделать резинку для волос своими руками Мастер-класс: как сделать резинку для волос своими руками

Аксессуары для волос вот уже много сезонов подряд являются фаворитами стилистов

Cosmopolitan
8 фактов о работе современного декоратора 8 фактов о работе современного декоратора

Разберемся в основах профессии, делающей мир вокруг прекрасным

GQ
Ирина Понаровская: «Не продаю билеты в первый ряд своей спальни» Ирина Понаровская: «Не продаю билеты в первый ряд своей спальни»

Певица Ирина Понаровская о современных отношениях

StarHit
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Как расхожие выражения вредят нашему здоровью Как расхожие выражения вредят нашему здоровью

Нужно быть очень внимательными к тому, что мы говорим, чтобы не навредить

Psychologies
Выбираем циркуляционный насос для отопления: на что обратить внимание? Выбираем циркуляционный насос для отопления: на что обратить внимание?

Как выбрать циркуляционный насос?

CHIP
PRO Сушка PRO Сушка

Сохранить полезные свойства овощей и фруктов можно, засушив их

Худеем правильно
Как супруги знаменитостей реагируют на секс-сцены с участием любимых Как супруги знаменитостей реагируют на секс-сцены с участием любимых

Эти люди регулярно наблюдают, как их бойфренды занимаются сексом с кем-то другим

Cosmopolitan
Что делать, если у вас с девушкой огромная разница в возрасте Что делать, если у вас с девушкой огромная разница в возрасте

Обнадежим вас: это всего лишь цифры в паспорте

GQ
Как прошла ярмарка viennacontemporary Как прошла ярмарка viennacontemporary

С 26 по 29 сентября Вена принимала ярмарку viennacontemporary

РБК
«Они меняют мир»: Ким Кардашьян заступилась за Меган Маркл и принца Гарри «Они меняют мир»: Ким Кардашьян заступилась за Меган Маркл и принца Гарри

38-летняя звезда реалити-шоу сравнила себя с герцогами Сассекскими

Cosmopolitan
А был ли мальчик? Почему женщины не любят хороших парней А был ли мальчик? Почему женщины не любят хороших парней

Почему нелюбовь женщин к хорошим парням — миф и кого женщины терпеть не могут

Cosmopolitan
Нобелевская премия по литературе-2019: за что получили награду Ольга Токарчук и Петер Хандке Нобелевская премия по литературе-2019: за что получили награду Ольга Токарчук и Петер Хандке

Почему победили Ольга Токарчук и Петер Хандке — и почему это хорошие новости

Esquire
Калькулятор счастья для миллениалов: как почувствовать радость от жизни Калькулятор счастья для миллениалов: как почувствовать радость от жизни

Калькулятор счастья для миллениалов

Forbes
В России не могут потратить деньги, собранные благодаря непопулярным реформам 2018 года В России не могут потратить деньги, собранные благодаря непопулярным реформам 2018 года

Российские власти расходуют бюджет с максимальной за 7 лет задержкой

Forbes
Как писать мужчине, чтобы у него снесло крышу Как писать мужчине, чтобы у него снесло крышу

Переписка в мессенджерах - основной способ начать общение с мужчиной

Cosmopolitan
Открыть в приложении