Сериал «Чернобыль», поражающий проработанностью деталей воссоздания аварии

ЭкспертСобытия

«Чернобыль»: черновик апокалипсиса

Сериал, который поражает проработанностью деталей воссоздания как самой аварии, так и советской реальности середины восьмидесятых. 

Вячеслав Суриков

Создатель сериала Крейг Мейзин, до этого проекта специализировавшийся на комедиях, утверждает, что на его продумывание и написание сценария у него ушло пять лет. При этом он опирался на самый широкий круг источников. Наиболее сильное эмоциональное впечатление на него произвела книга Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», опубликованная еще в 1997 году и почти сразу переведенная на несколько языков. Помимо свидетельств очевидцев событий она запечатлела в ней собственное апокалиптическое восприятие событий: «Я смотрю на Чернобыль как на начало новой истории, он не только знание, а и предзнание, потому что человек вступил в спор с прежними представлениями о себе и о мире. […] Имя моей маленькой, затерянной в Европе страны, о которой мир раньше почти ничего не слышал, зазвучало на всех языках, она превратилась в дьявольскую чернобыльскую лабораторию. […] Чернобыль — это тайна, которую нам еще предстоит разгадать. Непрочтенный знак. Может быть, загадка на двадцать первый век».

Швед Йохан Ренк, работавший на таких сериалах, как «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы» и «Викинги», в качестве режиссера «Чернобыля» — труднообъяснимый выбор. Тем не менее он сделал все пять серий, сумев воспроизвести на экране советскую действительность в общепринятой для западной сериальной и киноиндустрии манере ее изображения. Она почти лишена ярких красок. Их отсутствие усугубляется невзрачностью интерьеров и неброскими одеяниями действующих лиц. Проработана внешность не только исполнителей главных ролей (а это мировые звезды, пусть и не первой десятки, но по крайней мере первой сотни: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгорд, Эмили Уотсон), но и второстепенных персонажей. Массовка подобрана самым тщательным образом. Одно только это производит сильнейшее впечатление. Это еще не советская реальность, такая, какой ее удалось воссоздать Алексею Герману-младшему в фильме «Довлатов», но уже максимальное приближение к ее воссозданию из всех, что Голливуд пытался совершить в последние десятилетия.

В сериале несколько сюжетных линий. Одна из них, самая эмоциональная, — история Людмилы Игнатенко, жены пожарного Василия Игнатенко, взята из «Чернобыльской молитвы». Эту историю Светлана Алексиевич рассказывает на первых страницах своей книги. Крейг Мейзин передает ее, почти ничего не добавляя: молодая женщина, будучи беременной, сначала теряет мужа (тот отправляется на тушение пожара одним из первых, получает большую дозу радиации и умирает от лучевой болезни), а потом и ребенка: сразу после рождения обнаруживается, что у него поражены радиацией внутренние органы. История позволяет кинематографистам задать ракурс восприятия происходящих в фильме событий с точки зрения обычного человека, поневоле ставшего участником катастрофы, оказавшись в самом ее пекле. Мы видим пожарного, по попустительству начальства в зоне повышенной радиационной активности не принимающего никаких специальных мер защиты, и одновременно мужчину, возвращения которого ждет обеспокоенная жена. Но с этого пожара он попадает в больницу, а из нее ему вернуться уже не суждено.

Вторая сюжетная линия — судьба академика Легасова (Джаред Харрис), который с первых дней был на месте аварии, занимался расследованием ее причин, а спустя два года повесился у себя в квартире. Перед смертью он записал на диктофон то, что считал нужным рассказать по поводу аварии на Чернобыльской АЭС. Крейг Мейзин сделал из Валерия Легасова узнаваемый персонаж: ученого, жертвующего собой во имя человечества и одновременно противостоящего государственной машине. Перед персонажем стоит дилемма — что следует назвать причиной произошедшего: только операторов, управлявших реактором и допустивших ошибку, или конструкторов и производителей, которые его создали. В первом случае это всего лишь случайность и ее можно без труда предотвратить, во втором — под ударом целая отрасль, которая обеспечивает людей энергией, но в любой момент может их уничтожить. Легасов действует не один, с ним в паре работает Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) — ее Крейг Мейзин придумал, для того чтобы воплотить коллективный образ советских ученых, отстаивавших истину.

Сериал Крейга Мейзина — первый масштабный кинематографический проект, так подробно рефлексирующий на тему крупнейшей техногенной катастрофы XX века. В России по этому поводу восемь лет назад высказался Александр Миндадзе. В фильме «В субботу» он фокусируется на жизни обычных людей, которые оказались в зоне радиоактивного поражения, не подозревая об этом, — подробностей катастрофы в фильме нет, она присутствует в нем лишь фоном. В кадре идет своим чередом обычная жизнь, напряжение возникает только потому, что зритель знает, что произошло, а его герои — нет. Для Крейга Мейзина отсутствие информации тоже сквозная тема. Ее скрывают на всех уровнях. Даже первое лицо страны, Михаил Горбачев, не обладает всей ее полнотой. В сериале он показан аппаратчиком, который вынужден посылать людей на смерть. Экранный Легасов формулирует свою просьбу к генсеку так: «Можно мы убьем трех человек?» — речь идет о том, чтобы отправить трех спасателей в зону, где они могут получить смертельную дозу облучения. Горбачев нехотя соглашается.

Главную роль в сериале «Чернобыль» исполнил британский актер Джаред Харрис

Возможно, чернобыльская авария оказалась слишком травматичным опытом для жителей постсоветского пространства, чтобы реконструировать ее кинематографическими средствами. В художественном пространстве она поместилась в уже созданную братьями Стругацкими образную систему повести «Пикник на обочине», которую с необычайной художественной силой интерпретировал Андрей Тарковский в фильме «Сталкер» за семь лет до аварии. В 2007 году по мотивам этих двух произведений вышла игра S.T.A.L.K.E.R., созданная украинской компанией GSC Game World, а уже по ее мотивам в России было издано 50 книжных серий, каждая из которых состоит из двух или двенадцати книг, написанных отечественными фантастами в формате межавторского проекта. Их действие происходит в чернобыльской зоне отчуждения после новой катастрофы — в этом случае всего лишь вымышленной. По версии создателей игры, на Чернобыльской АЭС вновь прогремел взрыв, который привел к появлению всевозможных ценных артефактов — на их поиски и отправляются герои этих повествований.

Как интеллектуальную реакцию на чернобыльскую аварию можно расценивать и мощную волну постапокалиптической литературы (одного из основных направлений в современной фантастике), поднятую книгой Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Ее успех возбудил воображение отечественных авторов настолько, что они, следуя созданной Глуховским системе образов, написали в рамках серии «Вселенная Метро 2033» не меньше ста книг. Судя по тиражу вышедшей в 2015 году заключительной книги трилогии «Метро 2035» (она была продана тиражом 300 тыс. экземпляров), эта тема не отпускает сознание читателей. Они вновь и вновь хотят оказаться в мире, на который обрушилась ядерная война и в котором кому-то все-таки удалось выжить. Страх ядерного взрыва, сопровождавший людей весь период холодной войны и заставлявший американцев и европейцев запасаться продуктами и рыть бомбоубежища, всего лишь ослабел после советских международных инициатив второй половины восьмидесятых. Он по-прежнему присутствует в сознании человечества, и нужно не так много усилий, чтобы его активировать.

Реакция российских зрителей на интерпретацию американскими кинематографистами событий в Чернобыле, интерпретацию, ориентированную в первую очередь на глобальный мир, свидетельствует, что здесь в общественном сознании так и не сформировалось никакой устойчивой версии того, что произошло. Американский сериал оказался слишком жестким и слишком убедительным. Крейг Мейзин предложил свою концепцию и рассказал историю о людях, которые ради торжества истины готовы вступить в противоборство с системой. И отечественные эксперты вынуждены полемизировать с ним, объяснять, что в его сериале соответствует действительности, а что — нет. Ведь в России чернобыльская авария была настолько резко вытеснена в мифологическое пространство, что интересоваться тем, что там произошло на самом деле, в какой-то момент стало уделом лишь специалистов и одиночек. Тогда как Европа продолжала рефлексировать по этому поводу, и матрицей, о чем мы можем судить по логике присуждения Нобелевской премии 2015 года, для этой рефлексии стал текст Алексиевич.

В ближайшие недели отечественным зрителям предстоит увидеть на экране реконструкцию еще одной отечественной техногенной катастрофы: на 27 июня запланировано начало проката снятой компанией Люка Бессона EuropaCorp ленты «Курск» — о трагических событиях 2000 года, взбудораживших страну и весь мир. Им придется еще раз столкнуться с интерпретацией значимых исторических событий, предложенной извне, и пережить еще одну историю разлуки женщины и мужчины. Только уходит он в этот раз не на тушение пожара, а потом в больницу — умирать, а в плавание, из которого не суждено вернуться. И снова экранные герои сталкиваются с дефицитом информации и беспощадностью системы. «Время умирать», роман, по которому снят фильм, был написан еще в 2002 году. По этому поводу возникает вопрос и к отечественным писателям, вслед за кинематографистами или опережая их избегающим столкновения в своих произведениях с тем, что происходит у них на глазах. Тем самым игнорируя одно из предназначений художественной реальности — осознание и упорядочивание реальности исторической.

Фото HBO

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Ирина Рейдер: «Считаю себя евангелистом шеринга» Ирина Рейдер: «Считаю себя евангелистом шеринга»

Каково быть женщиной-руководителем в традиционно «мужской» отрасли

РБК
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Первые порывы ветра перемен Первые порывы ветра перемен

Советские политики ошиблись с оценками и прогнозами относительно Китая

Эксперт
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
«Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины «Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины

Как разговорное кино, в котором нет действия, оказывается напряженной драмой

Forbes
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга

Существует ли любовная телепатия?

Psychologies
Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах

Книги, которые заставляют задуматься над семейным насилием и эпидемиями

СНОБ
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
Открыть в приложении