Смогут ли новые штрафы повлиять на динамику ДТП на российских дорогах?

ЭкспертАвто

Безопасность или бюджет: зачем снижать нештрафуемый порог скорости

Динамика ДТП и смертности на российских дорогах позитивная. Есть ли смысл и дальше ужесточать ответственность водителей и вводить новые штрафы?

Нурлан Гасымов

Чиновники и законодатели вновь сильно озаботились безопасностью на дорогах. С 10 января вступил в силу закон об уголовной ответственности за регулярное нарушение ПДД: за неоднократный выезд на встречную полосу, трамвайные пути или за серьезное превышение скорости (от 60 км/ч и более). Ранее за подобное нарушение максимально возможным наказанием было лишение прав. Теперь есть риск получить штраф от 300 до 500 тыс. рублей, в размере зарплаты от двух до трех лет, или сесть в тюрьму на два-три года. Предусмотрен и запрет занимать государственные и муниципальные должности на срок до шести лет.

Тут же оживились сторонники введения балльной системы наказания — когда за каждое нарушение водитель получает определенное количество штрафных баллов и при достижении верхней планки его просто лишают прав. Такая система работает в 17 странах Евросоюза из 27 и, по мнению экспертов, приводит к существенному снижению числа ДТП. Впрочем, в отношении причин, методов и инструментов повышения безопасности на дорогах среди специалистов наблюдаются разногласия, и это влияет на градус дискуссии.

Уже после январских нововведений вице-спикер Госдумы Ирина Яровая представила законопроект о пересмотре санкций в отношении водителей, лишенных прав, но продолжающих ездить за рулем. Она предлагает увеличить сумму штрафа с 30 до 100 тыс. рублей, если нарушение совершено дважды в течение года. А за третий раз лишать свободы на год.

А самой обсуждаемой инициативой стало предложение снизить нештрафуемый порог превышения скорости, например с 20 до 10 км/ч. Напомним, сейчас за такое нарушение вообще не предусмотрено материальное наказание. В результате водители автоматически повышают любой скоростной режим на обозначенные 20 км/ч, в том числе в населенных пунктах и на дворовых территориях.

Аргументы «за»

Проблемой озаботился еще премьер-министр Дмитрий Медведев в конце 2019 года. Тогда это предложение не поддержал глава МВД России Владимир Колокольцев: «Практика показывает, что на безопасности дорожного движения в большей степени сказывается обустройство дорог — наличие разделительных барьеров, освещение, ровное покрытие, а не манипулирование: десять километров больше, десять — меньше».

Теперь к этому вопросу вернулись снова. Заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов заявил, что снижение нештрафуемого порога до 10 км/ч позволит уменьшить смертность в ДТП в Москве на 10%. «Находимся с коллегами в активной дискуссии. Рассчитываем, что правительственная комиссия по транспорту рассмотрит этот вопрос с учетом того, что человеческая жизнь дороже всего», — сказал чиновник. По его словам, эти поправки должны коснуться лишь городов.

Заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов

Инициативу столичных властей поддержали на федеральном уровне: вице-премьер Марат Хуснуллин поручил всем заинтересованным сторонам провести комплексную оценку этой темы и разработать предложения для рассмотрения их правительственными комиссиями по безопасности.

Новые правила позволят оптимизировать регулирование автомобильного движения в городе, а также повысят шансы пешеходов на благополучный исход при столкновении, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Допустим, я при помощи моделирования и инженерных мер посчитал, что скорость на каком-то участке дороги не должна превышать 40 километров в час. Какой знак я тогда должен ставить? Двадцать километров в час? Ну это же совсем нелепо», — замечает он.

Кроме того, ни в одной стране нет такой же, как в России, величины порогового превышения скорости. «Максимум восемь–одиннадцать километров в час. В свое время скоростной порог 20 километров в час оправдывали плохой аппаратурой: в старых авто спидометры показывали неточные цифры. И измерительные приборы у полиции были плохие. Но таких проблем в нашей стране уже давно нет», — говорит Михаил Блинкин.

Предложения ложатся на благодатную почву. В 2020 году президент РФ Владимир Путин в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» поставил перед правительством амбициозную задачу снизить смертность на дорогах до четырех человек на 100 тыс. жителей к 2030 году.

Сегодня же из-за нарушений ПДД на российских дорогах гибнут 11–12 человек на 100 тыс. жителей. Эти данные сопоставимы с показателями США, и они ниже, чем в Китае (14 человек), где самая большая в мире сеть скоростных автомагистралей. Зато существенно выше, чем в развитых государствах Северной Европы: там, согласно исследованиям Вашингтонского университета, средние показатели варьируются в диапазоне от двух до четырех погибших.

Интересно, что в правительственной Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы обозначено стремление обеспечить нулевую смертность в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. То есть задача еще более амбициозная, чем у президента.

Однако насколько снижение нештрафуемого порога скорости коррелирует с уменьшением смертности на дорогах, большой вопрос. По крайней мере, публичных исследований такого рода мы не увидели. В Стратегии правительства причинами ДТП в равной степени признаются и человеческий фактор, и состояние дорожной инфраструктуры.

Аргументы «против»

История продолжилась внезапным демаршем «Единой России». Секретарь генсовета партии Андрей Турчак назвал инициативу столичных чиновников откровенно вредной и избыточной. «Мы всё это уже обсуждали еще до пандемии и пришли к общему мнению: такая мера ничего общего с безопасностью не имеет. Эта идея только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан», — сказал сенатор.

Член думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов заметил, что порог до 10 км/ч, напротив, приведет к росту числа ДТП на дорогах. «Я водитель с большим стажем. Если нештрафуемую скорость снизят до десяти километров в час, я буду вынужден непрерывно проверять скорость своего авто и смотреть на спидометр. Этим я создам аварийную ситуацию. Тем более что десять километров в час — ничтожная величина», — объяснил свою позицию «Эксперту» депутат.

Неоднозначно отнеслись к идее Ликсутова и в экспертном сообществе. Такими мерами государство рассчитывает, скорее, кратно увеличить собираемость штрафов с водителей, нежели обеспечить безопасность дорожного движения, считает координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Любой человек, который ездил по России, мог заметить бардак с организацией движения. На дорогах часто установлены скоростные ограничения, неадекватные автомобильному потоку, — заметил он. — Кроме того, аргумент, что текущий интервал повышает смертность в ДТП, совершенно противоречит общедоступной статистике ГИБДД. Напротив, после введения нештрафуемого порога в 20 километров в час смертность, скорее, уменьшилась. По логике чиновников, все эти годы автомагистрали должны были быть завалены трупами, а получилось наоборот».

Действительно, в России стабильно снижается количество дорожных происшествий: за двадцать лет оно снизилось почти в два раза, число погибших — в два с половиной. Самая хорошая динамика — в последнее десятилетие. Впрочем, здесь опять-таки сложно сделать выводы: в эти годы одновременно и улучшалось состояние дорог, и повышалась культура вождения, и ужесточались наказания за нарушение ПДД. К позитивной динамике привело сочетание усилий государства.

Противники пересмотра скоростного порога также отмечают, что после принятия новых правил у автоинспекций и чиновников возникнет огромный фронт работы. Нужно будет пересмотреть текущую организацию дорожного движения во всех городах. Судебные приставы столкнутся с высокой нагрузкой из-за огромного количества новых штрафов. Инспекторы будут загружены бумажной волокитой, и им придется перепроверять сомнительные решения техники.

Что говорит статистика

Согласно данным научного центра МВД, за девять месяцев прошлого года около 90% ДТП произошли по вине водителей — из-за нарушения ПДД. Остальные инциденты возникли из-за невнимательности или халатности пешеходов. Но есть и такой показатель: треть нарушений возникает в условиях проблем дорожной инфраструктуры — с разметкой, знаками, качеством полотна.

В указанный период самыми массовыми видами дорожных происшествий стали столкновения транспортных средств (45%), наезд на пешеходов (25%) и съезд с дороги (11%). Любопытно, что половина всех аварий случаются по вине автолюбителей со стажем более 15 лет: вопреки обывательскому представлению новички ездят медленно и аккуратно, а опытные водители часто расслабляются.

Три четверти всех аварий происходит в городах и населенных пунктах, при этом погибают там чуть менее половины людей от всех зарегистрированных случаев их гибели (45,8%). На федеральных трассах и региональных дорогах выше скоростной режим, меньше контроля, часто хуже качество инфраструктуры.

Лидерами антирейтинга с наиболее частыми смертями в результате ДТП (число погибших в ДТП в расчете на 100 пострадавших) стали республики Северного Кавказа: Чечня (22,2), Кабардино-Балкария (16,8), Ингушетия (15,7) и Адыгея (14,9). В Московской области суммарный коэффициент составил 12,2.

Статистика ДТП и пострадавших на дорогах

Источники: stat.gibdd.ru, Росстат

Статистика по автомобилям и погибшим в ДТП

Источники: stat.gibdd.ru, Росстат

Безопасность или бюджет

Чем продиктована инициатива московских чиновников снизить нештрафуемый порог скорости, заботой о безопасности граждан или задачей наполнить бюджет, — вопрос открытый.

Ежегодно собираемость штрафов с водителей только растет. В 2020 году автоинспекция вынесла по всей стране 167,2 млн штрафных предписаний — на 15,7% больше, чем годом ранее. Общая сумма сборов составила 117 млрд рублей, это примерно половина затрат на строительство Крымского моста. За последние пять лет прирост выписанных штрафов составил 85%.

Больше всего нарушений было связано с превышением скорости. Таких штрафов сотрудники ГИБДД выписали 120 млн. При этом чаще всего автомобилисты нарушали скоростной режим на 20–40 км/ч (95%). Несоблюдение требований дорожных знаков или разметки составляет вторую по величине долю административок — 12,5 млн. За езду в нетрезвом виде и за выезд на встречную полосу всего было выписано чуть более миллиона штрафов.

Обеспечили взрывной рост количества «писем счастья» стационарные комплексы фотовидеофиксации. Если на начало 2019 года в субъектах РФ насчитывалось 10,8 тыс. стационарных и 3,9 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, то в 2020-м «стационарок» стало 17,2 тыс. За четыре года их количество увеличилось на 10 тыс.

Одновременно государство совершенствует качество дорожной инфраструктуры. Согласно нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к 2024 году долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, планируется довести с 44 до 50%. А долю дорожной сети городской агломерации — с 60 до 85%.

Показательно, что вот уже два года идут баталии вокруг поправок к закону «Об организации дорожного движения», подготовленных Минтрансом России еще в 2020-м. Речь идет о формате участия ГИБДД в согласовании проектов организации дорожного движения, то есть о схемах расположения знаков, разметки, камер и светофоров, введении одностороннего движения. После 2013 года регионы не обязаны согласовывать такие проекты с профильным ведомством.

В 2019 году фракция ЛДПР предложила вернуть прежнюю практику. Депутаты аргументировали инициативу тем, что местные власти часто по своему усмотрению меняют знаки и правила, например чтобы сэкономить на обустройстве дорог либо для повышения собираемости штрафов. Понятно, что на безопасность участников дорожного движения такие инициативы влияют негативно.

Согласованный с Минтрансом и ГИБДД законопроект о возврате прежних правил прошел через несколько закулисных баталий. Против, как замечали некоторые депутаты, выступали в первую очередь представители столичного правительства и ряда иных регионов. В итоге лишь в декабре 2021 года законопроект был принят в первом чтении в очень мягком варианте: субъекты РФ обязывали лишь учитывать позицию ГИБДД, не более. И Минтранс, и ряд депутатов потребовали вернуть законопроект в первоначальный вид.

К слову, в том же 2013 году Московская административная дорожная инспекция получила право выносить штрафные предписания и собирать деньги за парковку под знаком. Впоследствии похожие инициативы столица лоббировала и по другим «штрафным» направлениям, правда неудачно.

Сборы с дорожных камер направляются в дорожные фонды столицы и позволяют финансировать гигантские инфраструктурные стройки Москвы. Водители в столичном регионе в 2021 году получили более 30 млн «писем счастья» — это примерно пятая часть всероссийского объема. Доходы с парковок идут на благоустройство. По данным московского паркинга, с 2012 года таким образом было собрано свыше 45 млрд рублей.

Если же посмотреть на дорожную статистику столицы, то критическую картину тоже увидеть не получится. Здесь самое большое число ДТП в сравнении с остальными регионами, но в пересчете на количество машин показатели вполне умеренные. То же касается данных по смертности (376 человек в 2020 году) и по пострадавшим (8990). Динамика по всем показателям очень хорошая.

Число зафиксированных камерами нарушений ПДД и сумма выписанных штрафов

Источник: ГИБДД

Фото: Andrei Vasilyev/TASS Россия, РБК/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трейдеры уходят в темноту Трейдеры уходят в темноту

Зачем брокеры и биржи расширяют время торгов

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Упаковка запускает новую экономику Упаковка запускает новую экономику

В России можно организовать эффективное использование вторсырья

Эксперт
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Однорукий герой Однорукий герой

При атрибуции портретов иногда ключевым признаком является внешность персонажа

Дилетант
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
Культурное наследие Культурное наследие

Авторы, которые в своем творчестве обращаются к историческим корням

Grazia
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Открыть в приложении