Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь
«НоваТЭК» как будто не замечает тотальных санкций, обрушившихся на него в самый разгар реализации амбициозного проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2». На кону не только сам проект, но и будущее высокотехнологичной отрасли российского ТЭКа

Перелет из Сабетты в Утренний вышел будничным: рабочая лошадка Ми-8 шел метрах в тридцати над ледяным покровом Обской губы, как трамвай на городском маршруте — ни качки, ни воздушных ям, вот только видимость в заиндевевших на морозе иллюминаторах была почти нулевая. Ровная, как стол, снежная пустыня на сотни километров вокруг, и лишь на подлете в сумерках полярной ночи замелькали огни большой стройки. Запустив завод по сжижению природного газа на Ямале, российский частный нефтегазовый гигант «НоваТЭК» решил развить успех на полуострове Гыдан, напротив Ямала.
Пять лет назад, 8 декабря 2017 года, контролируемый «НоваТЭКом» международный проект «Ямал СПГ» закачал первую партию сжиженного газа во флагман своего танкерного флота, газовоз «Кристоф де Маржери». В 2021 году, с запуском четвертой технологической линии, реализованной на разработанной «НоваТЭКом» технологии сжижения «Арктический каскад» (АК), завод вышел на проектную мощность.
А в прошлом году завод в Сабетте умудрился сработать даже с ее превышением — благодаря сильно отрицательной большую часть года температуре здешнего воздуха. Как сообщил журналистам заместитель директора по производству ОАО «Ямал СПГ» Владислав Хлыбов, завод выдаст по итогам 2022 года 21 млн тонн, или 5%, мирового производства сжиженного газа — при проектной мощности четырех линий 17,4 млн.
Технологическая эффективность предприятия тоже на мировом уровне: на нужды, сопутствующие сжижению, прежде всего на выработку электроэнергии для работы завода, идет не более 5–6% добываемого на проекте газа.
Давно живет в повестке дня «НоваТЭКа» и третий завод по крупнотоннажному сжижению, «Обский СПГ» на Ямале. На Восточном экономическом форуме в прошлом году основатель и глава «НоваТЭКа» Леонид Михельсон сообщил, что новый завод будет иметь две технологические линии по сжижению мощностью 2,5 млн тонн каждая, причем решено масштабировать собственную технологию. «Фишкой» АК является наличие единственного контура охлаждения газа вместо обычно применяемых двух, поскольку предварительное охлаждение газа происходит естественным путем. Окончательное инвестиционное решение по «Обскому СПГ» ожидается в первой половине 2023 года.
Но это послезавтрашний день «НоваТЭКа». Ближайшие рабочие задачи компании — пуск в эксплуатацию второго крупнотоннажного проекта по сжижению газа, «Арктик СПГ — 2», стройка которого сейчас идет полным ходом одновременно в двух локациях Заполярья, отстоящих друг от друга на полторы тысячи километров.
Как это может быть? Сейчас объясним.
Завод для строительства СПГ-заводов
«НоваТЭК» решил сооружать «Арктик СПГ — 2» по необычной технологии, на основаниях гравитационного типа (ОГТ, подробности ниже). Каждая из трех технологических линий будущего завода собирается на платформе в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Белокаменке, на берегу Кольского залива, в 35 км от Мурманска, и по готовности будет отбуксирована по морю до Утреннего на Гыдане, где сейчас идет обустройство одноименного газоконденсатного месторождения и строительство всей необходимой для работы завода инфраструктуры (см. карту).

В расчете на один объект — «Арктик СПГ — 2» — строительство масштабного кольского гринфилда очевидным образом не окупается. Замысел «НоваТЭКа» куда масштабнее. Затевая строительство ЦСКМС в июле 2017 года, компания задумала создать конвейер по строительству крупнотоннажных СПГ-заводов. Тогда овчинка стоит выделки: удельные (на тонну продукции) капитальные затраты будут ниже, чем для завода, построенного в месте эксплуатации, подобно «Ямал СПГ». Сотрудники «НоваТЭКа» в Белокаменке подтвердили предположение «Эксперта», сообщив, что у компании в перспективе будет возможность строить на ЦСКМС на взаимовыгодных условиях технологические линии СПГ-заводов для других проектов.
Дополнительный неоспоримый плюс строительства завода на погружных платформах — минимизация негативного воздействия завода и окружающей среды друг на друга. В частности, практически обнуляются риски — и затраты по их купированию — техногенного влияния таяния вечной мерзлоты.
Что касается построенного на суше «Ямал СПГ», то эти затраты были, а с учетом текущего мониторинга и остаются весьма существенными. Для консервации многолетнемерзлых грунтов, на которых стоит завод, было погружено 30 тыс. термостабилизаторов. Они видны повсюду на территории завода, особенно их много вокруг свай — торчат из земли метра на полтора (на столько же заглублены в землю) необычные, с частыми продольными ребрами диаметром сантиметров десять столбики. Термостабилизаторы, или сезонно-охлаждаемые устройства, работая в зимний период, замораживают окружающий сваю грунт за счет разницы температур воздуха и грунта через хладоноситель — специальную жидкость. Последняя, испаряясь, охлаждает сваю, потом конденсируется и снова испаряется. И так по кругу, без внешних источников энергопитания (подробнее об особенностях строительства на вечной мерзлоте читайте материал «Вбуриться в вечность», «Эксперт» № 24 за 2021 год).
Эта громадина может плавать?
Масштабы двух сухих доков в Белокаменке поражают воображение. В России они сопоставимы по размерам только с одним объектом — доком верфи «Звезда» в Большом Камне Приморского края (там сейчас строятся новые танкеры-газовозы для «НоваТЭКа»). Док «Звезды» имеет горизонтальные размеры 480 на 114 метров, док ЦСКМС — 415 на 175 метров.
В первом доке ЦСКМС идут пусконаладочные работы первой технологической линии. Линия состоит из двух частей — нижнего и верхнего строений. Нижнее строение, это и есть ОГТ, представляет собой, грубо говоря, большую бетонную коробку весом 480 тыс. тонн. По периметру нижнего строения расположен полый бетонный кантилевер («юбка»), который по прибытии линии на место эксплуатации будет заполнен водой и погрузит платформу на дно Обской губы у причальной стенки Утреннего.
Никаких наземных резервуаров для сжиженного газа на «Арктик СПГ — 2», в отличие от «Ямал СПГ», не будет: два гигантских резервуара общей емкостью 230 тыс. кубометров и еще два для газового конденсата, на 75 тыс. кубов, находятся внутри нижнего строения платформы.
На ОГТ устанавливается верхнее строение — это технологические модули (модуль для удаления ртути, модуль вспомогательных систем и т. д.). Самый высокий, до 60 метров, модуль включает в себя главный криогенный теплообменник — технологическое «сердце» завода. Вес модулей варьируется от 8 тыс. до 15 тыс. тонн (бытовой аналог по размеру и массе — четырехподъездная девятиэтажка). Общий вес верхнего строения — 160 тыс. тонн. Совокупная масса всей платформы — 640 тыс. тонн, высота — около 100 метров.
Все 14 модулей первой технологической линии изготовлены в Китае и доставлялись в Белокаменку с октября 2021-го по февраль 2022 года, аккурат к началу СВО. Сейчас идет интеграция модулей и проверка их работоспособности на платформе.
Вторая технологическая линия сейчас находится в стадии изготовления во втором доке ЦСКМС. Нижнее строение платформы уже готово. Два модуля верхнего строения изготовлены в самом Центре, еще два модуля готовятся к установке на ОГТ. На третьей технологической линии предусматривается уже восемь модулей собственного изготовления, четыре из которых уже запущены в работу.

Мы все решим. Но не скажем как
И все шло бодро, пока в пятом пакете санкций ЕС, опубликованном 8 апреля прошлого года, не появился запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию прямо или косвенно товаров и технологий, необходимых для сжижения газа. Тотальное эмбарго оказалось весьма болезненным. Каким образом «НоваТЭК» планирует организовать доставку основного технологического оборудования преимущественно европейского производства для второй и третьей линий завода в обход санкций ЕС либо организовать их замещение — тайна за семью печатями. Ни до, ни после, ни во время поездки представители компании не комментировали эту тему, несмотря на изощренные домогательства журналистов.
Прошлым летом из-за санкций на проекте произошла смена генподрядчиков. На место итальяно-турецкого консорциума Saren B. V. и французской Technip Energies пришли российская компания Nova Energies (контролируется НИПИГазом) и неизвестная широкой публике компания Green Energy Solutions LLC, зарегистрированная в ОАЭ. Теперь это их головная боль — на марше искать и находить альтернативные решения для проекта в обход санкций.
Наиболее критичным выглядит запрет на поставку теплообменников для крупнотоннажного сжижения газа: на «Ямал СПГ» использовались спиральновитые теплообменники американской Air Products, а на проекте «Арктик СПГ — 2» предполагалось использовать это оборудование производства немецкой Linde (последними, к слову, оборудованы обе технологические линии первенца российской крупнотоннажной СПГ-индустрии — завода «Сахалинской энергии» в Пригородном).
Часть модулей для второй линии «Арктик СПГ — 2» все же удалось изготовить и отгрузить, мы застали их монтаж и наладку в огромном, 93 метра высотой и с 600-тонными мостовыми кранами, сборочном цехе 107 ЦСКМС в Белокаменке. Но основная часть работ, судя по просачивающейся в СМИ скупой информации, прервана: китайские подрядчики перестали получать европейскую «начинку» для модулей.
Не удалось нам получить информацию и о том, кто же конкретно выполнит уже этим летом в высшей степени нетривиальную операцию по транспортировке 640-тысячетонной готовой первой платформы «Арктик СПГ — 2» из Белокаменки на Гыдан. И в этой части производственных замыслов западные партнеры «НоваТЭКа» подложили компании свинью. Вскоре после начала СВО из проекта вышла голландская Boskalis, занимавшаяся транспортировкой модулей для технологических линий «Арктик СПГ — 2» из Китая в Белокаменку и планировавшая осуществлять буксировку готовой платформы на Гыдан. Путь длиной около полутора тысяч километров должен быть преодолен за летнее навигационное «окно». Идеальное время — полторы-две недели на стыке июля–августа. Вот только исполнитель нужен новый.
Отказываясь сообщить какие бы то ни было детали, «НоваТЭК» не видит проблем с транспортировкой платформы на Гыдан и подтверждает сроки прохождения ближайших «сигнальных флажков» проекта: переход первой платформы из ЦСКМС в Утренний — август 2023 года, первая партия СПГ с первой очереди завода — декабрь 2023-го. Подтверждает компания и ранее анонсированные сроки ввода в эксплуатацию второй (2024 год) и третьей (2026 год) технологических линий.
Столь же бескомпромиссно стоит пресс-служба «НоваТЭКа» на защите информации об альтернативном варианте обеспечения электроснабжения «Арктик СПГ — 2». Установленная мощность основной газотурбинной электростанции, обеспечивающей работу завода «Ямал СПГ», составляет 376 МВт. Она реализована на восьми энергоблоках фирмы Siemens мощностью 47 МВт каждая.