Кому удастся сформировать правительство в Ираке

ЭкспертОбщество

Американские мыши, иранские кошки и саудовские собаки

На парламентских выборах в Ираке победили как арабские националисты, так и шиитские глобалисты. Вопрос теперь в том, кому из них удастся сформировать правительство

Геворг Мирзаян*

Муктада ас-Садр — новый серый кардинал Ирака

*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.

Соперничество Ирана и так называемого Нечестивого альянса в лице США, Саудовской Аравии и Израиля уже давно стало своеобразным шампуром, на который нанизываются все ближневосточные дела и судьбы. В том числе судьба Ирака, который после свержения американцами Саддама Хусейна превратился из субъекта (причем одного из сильнейших) арабской политики в объект влияния внешних сил. И прежде всего Ирана, который за последние пятнадцать лет превратился в доминирующую силу на территории этой страны.

Собственно, Саудовская Аравия и США сейчас пытаются восстановить субъектность Ирака и вернуть ей сильное национально ориентированное правительство, дабы снизить иранское влияние. А еще лучше — вернуть Ираку тот статус, который был при Саддаме Хусейне, то есть превратить в актора, чьей внешнеполитической задачей будет сдерживать иранскую экспансию на Ближнем Востоке. К сожалению, возродить самого Хусейна у американцев не получится, а лидеров такого масштаба в суннитской общине Ирака нет. Поэтому они пытаются найти себе партнеров из числа антиирански настроенных шиитских руководителей страны, которые выступают за независимость и секуляризм.

В свою очередь иранцы стремятся, наоборот, закрепить свой контроль за иракским пространством. Одним из инструментов этого контроля стало Хашд аш-Шааби — созданное на иранские средства иракское ополчение, которое фактически спасло страну во время войны с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ). Сейчас эти ополчения интегрируются в силовые структуры страны, тем самым давая Тегерану серьезные инструменты контроля над ситуацией в Ираке.

Однако силовых инструментов недостаточно — нужны политические. Поэтому иранцы и их противники уделили колоссальное внимание парламентским выборам, которые прошли в Ираке 12 мая. Депутаты, избранные в этот день, будут, в свою очередь, выбирать премьер-министра и президента страны, которые определят внешнеполитический курс Ирака и решат, кто его друг, а кто — враг. Собственно, от их решения во многом будет зависеть исход соперничества Ирана и Альянса.

Марширующие и завоеватели

С математической точки зрения выборы, конечно, трудно назвать всеобщими и легитимными. В голосовании приняло участие всего лишь 44% жителей страны (для сравнения: в 2014 году на участки пришло около 60%). Основными причинами низкой явки стали разочарование, царящее в курдских и суннитских провинциях страны, а также нестабильность на этих территориях. Курдов только недавно лишили де-факто независимости, их политические партии находятся в состоянии раздрая. А сунниты еще не оправились от проходящей на их территориях войны с ИГ, вызвавшей большой отток беженцев. Местные лидеры просили перенести выборы на полгода (дабы беженцы могли вернуться домой), однако официальный Багдад отказал: выборы вообще должны были состояться еще в сентябре 2017 года, и тогда один раз уже были перенесены из-за идущей войны с террористами. В результате получилось, что львиную долю голосов получили именно шиитские партии.

Однако считать такой исход победой Ирана не стоит. По итогам подсчета голосов на первом месте оказался Муктада ас-Садр и его блок «Ас-Саирун» («Марширующие»), взявший 54 мандата из 329.

Муктаду ас-Садра можно считать, пожалуй, самым опасным противникам Ирана в Ираке. Он — герой войны против американской оккупации, пользуется очень большим авторитетом среди местных шиитов. В то же время, несмотря на свое религиозное прошлое, он шел на выборы с призывами к консолидации страны на светской, а не на конфессиональной основе и даже включил в свой блок коммунистов и либералов. Этот политик отыгрывает образ реформатора и не ассоциируется с действующей властью; более того, ас-Садр регулярно инициировал антикоррупционные кампании, обвиняя шиитское руководство в масштабном взяточничестве. Собственно, было за что, ведь Ирак считается одной из самых коррумпированных стран мира. Однако самое опасное для Ирана в том, что одним из важных внешнеполитических пунктов программы столь авторитетного лидера является принцип независимости страны от любой иностранной державы, в том числе — и, наверное, в первую очередь — от Ирана. «У вас в доме завелась мышь, и для ее изгнания вы заводите кошку. Затем для изгнания кошки приглашаете собаку. Чтобы выгнать собаку, заводите слона. И, наконец, для того чтобы убрать слона, снова приглашаете мышь», — говорил он. Поэтому со своими мышами, в понимании ас-Садра, государство должно справляться собственными силами.

Сторонники приглашения иранских кошек для изгнания американских мышей оказались лишь на втором месте. Точнее, речь идет об иранских котятах — движении «Аль-Фатх» («Завоевание»), которое возглавляет Хади аль-Амири, министр транспорта Ирака и по совместительству командир одного из подразделений «Хашд аш-Шааби». Получившее 47 мандатов движение полностью на стороне Ирана и опирается в том числе на тех избирателей, которые благодарны ополченцам за спасение их от ИГ и видят иранцев как своего рода гарантов будущей стабильности и процветания Ирака.

Третье место заняла партия нынешнего премьер-министра Хайдера аль-Абади. Номинальный победитель курдов и ИГ взял 42 мандата. Формально Абади не считается ни проиранским, ни проамериканским — он пытается маневрировать между сторонами и при этом придерживается светской повестки. Однако некоторые политологи рассматривают его все-таки как прозападного кандидата. У бывшего премьер-министра Нури аль-Малики, который как раз рассматривается как проиранский деятель, 25 мест. Остальные голоса распределены между множеством других партий и блоков.

Нейтралитета достаточно Официальные консультации о формировании правительства стартуют после Рамадана, однако свои позиции стороны обозначают уже сейчас.

Эксперты выделяют два основных варианта коалиции. Первый — проиранский. Амири плюс Малики плюс мелкие шиитские партии плюс проиранские курдские партии. Второй вариант — антииранский, когда Муктада ас-Садр блокируется с Хайдером аль-Абади и берет под свое крыло часть шиитских, суннитских и курдских партий.

Конечно, теоретически есть и другие варианты, однако тот же Муктада ас-Садр уже заявил, что не будет маршировать вместе с «Завоевателем» Хади аль-Амири, а также с Нури аль-Малики — то есть с силами, которые откровенно ориентируются на Иран. И здесь видна не только его позиция, но и предварительная работа, которую с ним провели антииранские силы.

«Ас-Садр плох и для США, и для Ирана. Те, кто следил за его риторикой и действиями, понимают, что он прагматичный игрок», — уверяет сотрудница американского Ближневосточного института Ранда Слим. Однако согласиться с этим трудно — ведь в принципе тех же саудовцев и американцев вполне устроят иракские прагматики, которые как минимум ограничат иранское влияние в Ираке. Как верно пишет российский Институт Ближнего Востока, цель Саудовской Аравии — максимально разобщить шиитскую элиту Ирака, вывести часть ее из-под безусловного влияния Тегерана, используя принцип традиционного арабо-персидского противостояния. То есть сыграть на арабском национализме части шиитской элиты. И ас-Садр для этого идеальный инструмент (он не станет премьер-министром, поскольку не баллотировался в парламент, но может оказать ключевое влияние на избрание главы государства). В свою очередь, ас-Садр уже давно выразил готовность воспользоваться поддержкой иранских противников.

Именно поэтому летом 2017 года ас-Садр по приглашению уважаемых людей из Залива совершил визит в Эмираты, а также в Эр-Рияд, где встречался с кронпринцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом. Кронпринц пообещал ас-Садру не вмешиваться во внутренние дела Ирака (саудовские собаки в иракском доме для изгнания иранских кошек ас-Садру тоже не нужны), частично профинансировать экономическое восстановление страны (расходы на это оцениваются примерно в 100 млрд долларов), а также гарантировал различные инвестиционные проекты в шиитских районах Ирака. Ну и, естественно, дал денег на предвыборную кампанию. В обмен от ас-Садра требовалось лишь сдерживать Иран. Судя по всему, сделка была заключена. Одновременно до иракских политиков было доведено, что если премьером станет проиранский кандидат (то есть если г-н аль-Абади, например, пойдет на сделку с иранцами), то никакого финансирования восстановления Ирака из Залива не будет.

Американских руководителей Садр тоже устраивает, поэтому в Вашингтоне и отметили, что довольны голосованием иракцев за «националистическое центристское правительство, которое выступает за стабильность и суверенитет». Американцам при этом глубоко наплевать на то, что Муктада ас Садр убивал американских солдат в Фаллудже, а в 2004 году его ликвидация была одной из целей войск США в Ираке. Какая разница, ведь сейчас проект «ас-Садр» может стать важнейшим инструментом для сдерживания Ирана. И не только в Ираке. Ведь если иракский эксперимент сработает, то США и Саудовская Аравия постараются его повторить в Сирии, на всеобщих выборах, которые пройдут в этой стране после окончания гражданской войны. Им не обязательно искать, холить и лелеять просаудовских или проамериканских лидеров — достаточно опереться на сирийских националистов, выступающих за многовекторную внешнюю политику. Именно поэтому правы те эксперты, которые говорят, что сейчас в Ираке решается судьба иранского доминирования на Ближнем Востоке.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Изменилось только название наших шин» «Изменилось только название наших шин»

Крупнейший российский шинный завод Ikon Tyres сменил зарубежного собственника

Эксперт
Анна Седокова: «Когда я ухожу, мужчины мстят мне» Анна Седокова: «Когда я ухожу, мужчины мстят мне»

Мама, артистка и бизнесвумен – к 35-ти Анна добилась успеха в разных сферах

StarHit
Артиллерия в новом веке Артиллерия в новом веке

Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения

Обозрение армии и флота
Александр Каплан:Три вопроса Далай-ламе Александр Каплан:Три вопроса Далай-ламе

О сознании, карме и о том, чем буддизм полезен для ученых

СНОБ
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Куда ты катишься? Куда ты катишься?

Выбираем городской самокат для взрослых – легкий, прочный и надежный

Лиза
От Пикассо до Репина: 6 громких случаев вандализма в музеях От Пикассо до Репина: 6 громких случаев вандализма в музеях

Громкие случаи порчи великих произведений искусства

Playboy
Излечися сам: помоги доктору Ольге спастись от рака Излечися сам: помоги доктору Ольге спастись от рака

Даже доктор не может держать себя в руках вечно

Cosmopolitan
Три английских гувернера: интервью с Кейси, Джеком и Фирмином, воспитывающими русских детей Три английских гувернера: интервью с Кейси, Джеком и Фирмином, воспитывающими русских детей

Гувернеры, приехавшие работать в Россию прямиком из Англии

Maxim
Дэн победы Дэн победы

Стараниями Gucci заново открылось легендарное ателье Дэппера Дэна в Гарлеме

The Rake
Кирпичное сердце Натана Савайи: искусство из кубиков Кирпичное сердце Натана Савайи: искусство из кубиков

К чему может привести одержимость LEGO

Популярная механика
«Гони этих русских куда подальше!» Три причины, почему Россия проиграла чехам «Гони этих русских куда подальше!» Три причины, почему Россия проиграла чехам

О боже, мы попали под злых чехов. Как? Что?! Почему!!!

Maxim
10 самых высокооплачиваемых игроков НБА 2018. Рейтинг Forbes 10 самых высокооплачиваемых игроков НБА 2018. Рейтинг Forbes

Кто самые богатые баскетболисты мира и как они добились таких доходов?

Forbes
Сидеть подано Сидеть подано

Стулья как предмет высокого мебельного искусства

Robb Report
Третья столица Третья столица

Ростов-на-Дону, — город, который действительно «не позволяет сердцу остыть»

Quattroruote
Ольга Кабо. На перепутье Ольга Кабо. На перепутье

Беседа с актрисой Ольгой Кабо

Караван историй
Виды на будущее Виды на будущее

Владимир Раевский соединяет столетия, разглядывая почтовые карточки

Esquire
Гарри женился на Меган: кто все эти люди? Гарри женился на Меган: кто все эти люди?

Короткий гид про какую-то британскую свадьбу о которой все почему-то говорят

Maxim
Выбор в их пользу Выбор в их пользу

Рано или поздно в большинстве семей встает вопрос о дополнительных занятиях

Psychologies
10 автомобилей из Прибалтики 10 автомобилей из Прибалтики

Какие автомобили из Прибалтики, кроме латвийского РАФа, вы знаете?

Популярная механика
10 Instagram-аккаунтов, которые помогут тебе полюбить себя 10 Instagram-аккаунтов, которые помогут тебе полюбить себя

Подборка вдохновляющих аккаунтов. Подписывайся и наслаждайся!

Cosmopolitan
«Холодные» родители и их взрослые дети «Холодные» родители и их взрослые дети

О проблемах, с которыми сталкиваются недолюбленные дети

Psychologies
Гидравлофон: водяной музыкальный инструмент Гидравлофон: водяной музыкальный инструмент

Гидравлофон и музыкант-экспериментатор Райан Джензен

Популярная механика
Отдых по следам любимых писателей Отдых по следам любимых писателей

Летний отпуск – как обязательный ритуал, как воскресный ужин с друзьями

Esquire
Никто, кроме рубля Никто, кроме рубля

Готовы ли США окончательно лишиться статуса надежного контрагента

Эксперт
«Вы мне нравитесь!»  - Таня Ткачук о стиле, музыке и вдохновении «Вы мне нравитесь!»  - Таня Ткачук о стиле, музыке и вдохновении

Сердце и голос группы "Моя Мишель" - очаровательная, трепетная Таня Ткачук

Cosmopolitan
«Дэдпул 2»: на 50 оттенков краснее «Дэдпул 2»: на 50 оттенков краснее

Кем был и кем стал Дэдпул?

Playboy
Правила жизни Максима Фадеева Правила жизни Максима Фадеева

Композитор, музыкальный продюсер, 50 лет, Москва

Esquire
Его очень жизненный путь Его очень жизненный путь

Венедикт Ерофеев: биография, мистификации и тайна

Русский репортер
Рианна, Ким Кардашьян и другие звезды поздравили родных с Днем матери Рианна, Ким Кардашьян и другие звезды поздравили родных с Днем матери

Зарубежные и российские знаменитости поздравили мам в социальных сетях

Cosmopolitan
Открыть в приложении