Кому удастся сформировать правительство в Ираке

ЭкспертОбщество

Американские мыши, иранские кошки и саудовские собаки

На парламентских выборах в Ираке победили как арабские националисты, так и шиитские глобалисты. Вопрос теперь в том, кому из них удастся сформировать правительство

Геворг Мирзаян*

Муктада ас-Садр — новый серый кардинал Ирака

*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.

Соперничество Ирана и так называемого Нечестивого альянса в лице США, Саудовской Аравии и Израиля уже давно стало своеобразным шампуром, на который нанизываются все ближневосточные дела и судьбы. В том числе судьба Ирака, который после свержения американцами Саддама Хусейна превратился из субъекта (причем одного из сильнейших) арабской политики в объект влияния внешних сил. И прежде всего Ирана, который за последние пятнадцать лет превратился в доминирующую силу на территории этой страны.

Собственно, Саудовская Аравия и США сейчас пытаются восстановить субъектность Ирака и вернуть ей сильное национально ориентированное правительство, дабы снизить иранское влияние. А еще лучше — вернуть Ираку тот статус, который был при Саддаме Хусейне, то есть превратить в актора, чьей внешнеполитической задачей будет сдерживать иранскую экспансию на Ближнем Востоке. К сожалению, возродить самого Хусейна у американцев не получится, а лидеров такого масштаба в суннитской общине Ирака нет. Поэтому они пытаются найти себе партнеров из числа антиирански настроенных шиитских руководителей страны, которые выступают за независимость и секуляризм.

В свою очередь иранцы стремятся, наоборот, закрепить свой контроль за иракским пространством. Одним из инструментов этого контроля стало Хашд аш-Шааби — созданное на иранские средства иракское ополчение, которое фактически спасло страну во время войны с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ). Сейчас эти ополчения интегрируются в силовые структуры страны, тем самым давая Тегерану серьезные инструменты контроля над ситуацией в Ираке.

Однако силовых инструментов недостаточно — нужны политические. Поэтому иранцы и их противники уделили колоссальное внимание парламентским выборам, которые прошли в Ираке 12 мая. Депутаты, избранные в этот день, будут, в свою очередь, выбирать премьер-министра и президента страны, которые определят внешнеполитический курс Ирака и решат, кто его друг, а кто — враг. Собственно, от их решения во многом будет зависеть исход соперничества Ирана и Альянса.

Марширующие и завоеватели

С математической точки зрения выборы, конечно, трудно назвать всеобщими и легитимными. В голосовании приняло участие всего лишь 44% жителей страны (для сравнения: в 2014 году на участки пришло около 60%). Основными причинами низкой явки стали разочарование, царящее в курдских и суннитских провинциях страны, а также нестабильность на этих территориях. Курдов только недавно лишили де-факто независимости, их политические партии находятся в состоянии раздрая. А сунниты еще не оправились от проходящей на их территориях войны с ИГ, вызвавшей большой отток беженцев. Местные лидеры просили перенести выборы на полгода (дабы беженцы могли вернуться домой), однако официальный Багдад отказал: выборы вообще должны были состояться еще в сентябре 2017 года, и тогда один раз уже были перенесены из-за идущей войны с террористами. В результате получилось, что львиную долю голосов получили именно шиитские партии.

Однако считать такой исход победой Ирана не стоит. По итогам подсчета голосов на первом месте оказался Муктада ас-Садр и его блок «Ас-Саирун» («Марширующие»), взявший 54 мандата из 329.

Муктаду ас-Садра можно считать, пожалуй, самым опасным противникам Ирана в Ираке. Он — герой войны против американской оккупации, пользуется очень большим авторитетом среди местных шиитов. В то же время, несмотря на свое религиозное прошлое, он шел на выборы с призывами к консолидации страны на светской, а не на конфессиональной основе и даже включил в свой блок коммунистов и либералов. Этот политик отыгрывает образ реформатора и не ассоциируется с действующей властью; более того, ас-Садр регулярно инициировал антикоррупционные кампании, обвиняя шиитское руководство в масштабном взяточничестве. Собственно, было за что, ведь Ирак считается одной из самых коррумпированных стран мира. Однако самое опасное для Ирана в том, что одним из важных внешнеполитических пунктов программы столь авторитетного лидера является принцип независимости страны от любой иностранной державы, в том числе — и, наверное, в первую очередь — от Ирана. «У вас в доме завелась мышь, и для ее изгнания вы заводите кошку. Затем для изгнания кошки приглашаете собаку. Чтобы выгнать собаку, заводите слона. И, наконец, для того чтобы убрать слона, снова приглашаете мышь», — говорил он. Поэтому со своими мышами, в понимании ас-Садра, государство должно справляться собственными силами.

Сторонники приглашения иранских кошек для изгнания американских мышей оказались лишь на втором месте. Точнее, речь идет об иранских котятах — движении «Аль-Фатх» («Завоевание»), которое возглавляет Хади аль-Амири, министр транспорта Ирака и по совместительству командир одного из подразделений «Хашд аш-Шааби». Получившее 47 мандатов движение полностью на стороне Ирана и опирается в том числе на тех избирателей, которые благодарны ополченцам за спасение их от ИГ и видят иранцев как своего рода гарантов будущей стабильности и процветания Ирака.

Третье место заняла партия нынешнего премьер-министра Хайдера аль-Абади. Номинальный победитель курдов и ИГ взял 42 мандата. Формально Абади не считается ни проиранским, ни проамериканским — он пытается маневрировать между сторонами и при этом придерживается светской повестки. Однако некоторые политологи рассматривают его все-таки как прозападного кандидата. У бывшего премьер-министра Нури аль-Малики, который как раз рассматривается как проиранский деятель, 25 мест. Остальные голоса распределены между множеством других партий и блоков.

Нейтралитета достаточно Официальные консультации о формировании правительства стартуют после Рамадана, однако свои позиции стороны обозначают уже сейчас.

Эксперты выделяют два основных варианта коалиции. Первый — проиранский. Амири плюс Малики плюс мелкие шиитские партии плюс проиранские курдские партии. Второй вариант — антииранский, когда Муктада ас-Садр блокируется с Хайдером аль-Абади и берет под свое крыло часть шиитских, суннитских и курдских партий.

Конечно, теоретически есть и другие варианты, однако тот же Муктада ас-Садр уже заявил, что не будет маршировать вместе с «Завоевателем» Хади аль-Амири, а также с Нури аль-Малики — то есть с силами, которые откровенно ориентируются на Иран. И здесь видна не только его позиция, но и предварительная работа, которую с ним провели антииранские силы.

«Ас-Садр плох и для США, и для Ирана. Те, кто следил за его риторикой и действиями, понимают, что он прагматичный игрок», — уверяет сотрудница американского Ближневосточного института Ранда Слим. Однако согласиться с этим трудно — ведь в принципе тех же саудовцев и американцев вполне устроят иракские прагматики, которые как минимум ограничат иранское влияние в Ираке. Как верно пишет российский Институт Ближнего Востока, цель Саудовской Аравии — максимально разобщить шиитскую элиту Ирака, вывести часть ее из-под безусловного влияния Тегерана, используя принцип традиционного арабо-персидского противостояния. То есть сыграть на арабском национализме части шиитской элиты. И ас-Садр для этого идеальный инструмент (он не станет премьер-министром, поскольку не баллотировался в парламент, но может оказать ключевое влияние на избрание главы государства). В свою очередь, ас-Садр уже давно выразил готовность воспользоваться поддержкой иранских противников.

Именно поэтому летом 2017 года ас-Садр по приглашению уважаемых людей из Залива совершил визит в Эмираты, а также в Эр-Рияд, где встречался с кронпринцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом. Кронпринц пообещал ас-Садру не вмешиваться во внутренние дела Ирака (саудовские собаки в иракском доме для изгнания иранских кошек ас-Садру тоже не нужны), частично профинансировать экономическое восстановление страны (расходы на это оцениваются примерно в 100 млрд долларов), а также гарантировал различные инвестиционные проекты в шиитских районах Ирака. Ну и, естественно, дал денег на предвыборную кампанию. В обмен от ас-Садра требовалось лишь сдерживать Иран. Судя по всему, сделка была заключена. Одновременно до иракских политиков было доведено, что если премьером станет проиранский кандидат (то есть если г-н аль-Абади, например, пойдет на сделку с иранцами), то никакого финансирования восстановления Ирака из Залива не будет.

Американских руководителей Садр тоже устраивает, поэтому в Вашингтоне и отметили, что довольны голосованием иракцев за «националистическое центристское правительство, которое выступает за стабильность и суверенитет». Американцам при этом глубоко наплевать на то, что Муктада ас Садр убивал американских солдат в Фаллудже, а в 2004 году его ликвидация была одной из целей войск США в Ираке. Какая разница, ведь сейчас проект «ас-Садр» может стать важнейшим инструментом для сдерживания Ирана. И не только в Ираке. Ведь если иракский эксперимент сработает, то США и Саудовская Аравия постараются его повторить в Сирии, на всеобщих выборах, которые пройдут в этой стране после окончания гражданской войны. Им не обязательно искать, холить и лелеять просаудовских или проамериканских лидеров — достаточно опереться на сирийских националистов, выступающих за многовекторную внешнюю политику. Именно поэтому правы те эксперты, которые говорят, что сейчас в Ираке решается судьба иранского доминирования на Ближнем Востоке.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Верить в нашу науку Верить в нашу науку

Нобелевская премия по химии Алексея Екимова — настоящий повод для гордости

Эксперт
За гаражами За гаражами

Свой первый большой юбилей «Гараж» отпразднует трехдневным марафоном

Tatler
Кунсткамера Кунсткамера

Спор из-за соли в чае, инсталляция «Стоунхенджа» и гвоздичное дерево

Наука и жизнь
Женщины в футболе Женщины в футболе

Женский футбол — совершенно недооцененный спорт

L’Officiel
Самый большой Самый большой

Чиновники могли входить на территорию дворца только с ведома императора…

Дилетант
Мы в игре! Мы в игре!

В каких городах развернутся самые жаркие баталии чемпионата мира по футболу

Лиза
Воспоминания Линдси Лохан, Пэрис Хилтон и других звезд о тюрьме Воспоминания Линдси Лохан, Пэрис Хилтон и других звезд о тюрьме

Эти знаменитости провели время за решеткой и поделились впечатлениями

Cosmopolitan
Как в лучших фильмах Как в лучших фильмах

Актриса и продюсер Рената Пиотровски показала свой любимый курорт Сен-Тропе

OK!
7 особенностей людей, которые эффективно разрешают споры 7 особенностей людей, которые эффективно разрешают споры

Что отличает тех, кто спорит правильно

Psychologies
Philips Avent SCF875: тест-драйв гибрида блендера и пароварки Philips Avent SCF875: тест-драйв гибрида блендера и пароварки

Гаджеты для младенцев — это зона повышенной ответственности производителей

Популярная механика
Регионы строятся по росту Регионы строятся по росту

Задача властей - добиться роста инвестиционной привлекательности

РБК
Грубо говоря Грубо говоря

Glamour обнаружил троллей, хейтеров и сетевых агрессоров среди своих читательниц

Glamour
Отец и сын Отец и сын

Пётр не сомневался, что бегство сына есть результат заговора

Дилетант
Хроника авиакатастрофы: как спасти пассажиров Хроника авиакатастрофы: как спасти пассажиров

Героическая битва экипажа лайнера DC-10 за жизнь пассажиров

Популярная механика
5 упражнений, чтобы изменить жизнь 5 упражнений, чтобы изменить жизнь

Как подготовить себя к решительным действиям и сделать шаг навстречу новой жизни

Psychologies
Иван Ургант Иван Ургант

Правила жизни телеведущего и актера Ивана Урганта

Esquire
«Книжные списки: инструкция по применению». Фрагмент новой книги Галины Юзефович «Книжные списки: инструкция по применению». Фрагмент новой книги Галины Юзефович

Гид по современной литературе от литературного критика Галины Юзефович

Esquire
Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!» Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!»

Наш гость — Владимир Сурдин, астроном, доцент физфака МГУ

Maxim
Его превосходительство Его превосходительство

Lexus LX 570 Superior – самый заметный представитель в модельном ряду компании

Robb Report
Мне не нравится его компания Мне не нравится его компания

Когда нужно переходить к решительным мерам

Psychologies
ЦРУ: Северная Корея не избавится от ядерного оружия, зато откроет бургерную ЦРУ: Северная Корея не избавится от ядерного оружия, зато откроет бургерную

Разведка США знает толк в докладах

Maxim
Квантовая криптография: что это такое? Квантовая криптография: что это такое?

Каковы перспективы квантовой криптографии в области дальней связи?

Популярная механика
Книга недели: «О чём думают растения» Книга недели: «О чём думают растения»

О книге «О чем думают растения. Постигая устройство природы»

Популярная механика
Денег нет. Как Urban Group будет достраивать жилье в Подмосковье Денег нет. Как Urban Group будет достраивать жилье в Подмосковье

Сбербанк свернул свои ипотечные программы на объектах Urban Group

Forbes
Яндекс. Эксперименты Яндекс. Эксперименты

Как поисковик превратился в экосистему

Forbes
За миллиард лет до 8 марта: Какие праздники женщины придумали для себя и отмечали тайком от мужчин За миллиард лет до 8 марта: Какие праздники женщины придумали для себя и отмечали тайком от мужчин

Праздники для девочек, в честь девочек и с участием девочек

Maxim
Город, который есть Город, который есть

Кенигсберг. Сегодня это совсем другой город, с другим именем и иной культурой

АвтоМир
Дьявол в мелочах Дьявол в мелочах

Как любовная лодка села на мель лайков и комментариев

Glamour
Боль как составляющая жизни: чем она полезна? Боль как составляющая жизни: чем она полезна?

Как выстраивать отношения с болью? Действительно ли она зачем-то нужна?

Psychologies
В августе на дизайн-заводе «Флакон» пройдет недельный фестиваль Summer Sound В августе на дизайн-заводе «Флакон» пройдет недельный фестиваль Summer Sound

Cерия концертов под открытым небом с 6 по 12 августа на дизайн-заводе «Флакон»

Cosmopolitan
Открыть в приложении