Акционеры хотят оплаты медуслуг
Крупнейший на московском рынке провайдер медицинских услуг Европейский медицинский центр объявил о скором выходе на IPO. Компания планирует привлечь инвесторов высокой маржинальностью своего бизнеса и перспективами роста рынка частных медицинских услуг

«Наша добавленная стоимость формируется не сетевыми построениями, эффектными маркетинговыми ходами и “агрессивной” ориентацией на условно здорового пациента, организованной страховыми компаниями. Наша добавленная стоимость формируется академическими компетенциями! Именно поэтому мы инвестируем во врачей, в технологии, в современную высокотехнологическую хирургию, радиотерапию, радионуклидную диагностику, в сложные лабораторные методики и медицинские информационные системы. Наш пациент — это не условно здоровый человек, наш пациент — это человек, которому нужна высококачественная помощь при самых тяжелых заболеваниях», — еще в 2015 году говорил о стратегии развития Европейского медицинского центра (ЕМС) председатель совета директоров компании и ее основной владелец Игорь Шилов.
На прошлой неделе владеющая брендом ЕМС кипрская компания United Medical Group CY PLC решила подвести некий итог своих многолетних достижений, объявив о намерении провести первичное публичное размещение акций на Московской фондовой бирже. Ожидается, что бумаги будут предложены всеми акционерами: компанией INS Holdings Limited (бенефициарный владелец — Игорь Шилов), доля которой около 71,2%; компанией Hiolot Holdings Limited (бенефициар — Егор Кульков), владеющей долей около 20,8%, и компанией Greenleas International Holdings LTD (бенефициар – Роман Абрамович) с долей 6,9%; а также, возможно, некоторыми другими текущими акционерами. Как заявлял раньше в интервью СМИ генеральный директор ЕМС Андрей Яновский, компания планирует продать существенный пакет акций, поскольку небольшой пакет будет неинтересен инвесторам, а значит, не удастся получить максимальную цену за акции. Вырученные деньги не пойдут на инвестиции в развитие компании, они будут распределены между акционерами. Ожидается, что после размещения Игорь Шилов сохранит значительную долю в ЕМС.

Полный комплект
ЕМС — одна из крупнейших по выручке компаний на российском рынке частных медицинских услуг, работающая в премиальном сегменте, и единственная, кто номинирует свои цены и финансовый оборот в евро. В прошлом году выручка компании составила 241,3 млн евро, скорректированная EBITDA — 97,3 млн евро, прибыль — 80,6 млн евро. В рублевом выражении выручка составила 19,9 млрд, что позволило ЕМС выйти на второе место в рейтинге частных многопрофильных клиник, впервые оттеснив на третье место группу компаний «Мать и дитя» с выручкой чуть выше 16 млрд рублей и уступив лишь ГК «Медси» с выручкой более 22 млрд рублей (по данным аналитического центра Vademecum).
ЕМС начала свое развитие в 1989 году с небольшой клиники на Патриарших прудах, основанной французским бизнесменом Андре Кобулофф. В 2008 году сто процентов акций компании приобрел экс-акционер производителя соков «Нидан» Игорь Шилов, который до настоящего времени является основным акционером ЕМС. В 2012 году фонд Baring Vostok приобрел 27,8% акций EMC, но в феврале прошлого года продал свой пакет динамично развивающейся на рынке онкологических услуг компании «Мединвестгрупп», связанной с известным в отрасли здравоохранения предпринимателем Виктором Харитониным. Однако, как сообщили «Эксперту» в «Мединвестгрупп», еще в мае прошлого года эта компания перепродала свой пакет в ЕМС структурам Егора Кулькова (которого также связывают с Виктором Харитониным) и Романа Абрамовича. «Мединвестгрупп» заходила в ЕМС как финансовый инвестор и планировала получить некую синергию для дальнейшего развития. Судя по всему, компании не сошлись в стратегиях: «Мединвестгрупп» ставит своей целью развитие онкологической помощи в регионах, привлекая средства ОМС, и ей нужны для этого большие суммы (см. «Миллиарды на спасительные лучи», «Эксперт» № 29 за 2020 год), в то время как ЕМС сконцентрирован на развитии премиальных услуг широкого профиля в столичном регионе.
С 2008 года по первый квартал 2021-го компанией была реализована масштабная инвестпрограмма объемом 440 млн евро, которые в основном пошли на создание и развитие в столице нескольких многофункциональных медицинских центров и развитие новых направлений: была открыта больница в Орловском переулке, многопрофильная больница на улице Щепкина, детская клиника, Институт онкологии, куплен и модернизирован роддом на улице Правды. В прошлом году компания по концессии с московским правительством на базе 63-й онкологической городской больницы открыла Московский международный онкологический центр. В итоге на сегодняшний день сеть ЕМС включает в себя семь многопрофильных медицинских центров, три центра по уходу за престарелыми, один роддом и один реабилитационный центр.
В своем проспекте компания сообщает о 535 тыс. поликлинических визитов за прошлый год и примерно 15 тыс. стационарных посещений (чуть более половины выручки — 51% — компании приносят поликлинические услуги). Средний чек составил около 282 евро за поликлинический визит и около 5327 евро за стационарное лечение. Прямые поступления наличных в выручке составили 62%, что в немалой степени обеспечивает компании финансовую устойчивость.
Важная веха в развитии компании связана со сменой в 2014 году ее менеджмента: ЕМС возглавил Андрей Яновский, ранее не работавший в медицинской сфере, а имевший опыт работы в таких компаниях, как «Нефтетранссервис», ТНК-ВР и «Нидан фудс». Главной задачей нового менеджмента стало повышение эффективности бизнеса, его коммерческой привлекательности. Реструктуризация компании привела к тому, что многие врачи покинули компанию — выходцы из ЕМС появились во всех новых клиниках премиального сегмента, которые в то время начали динамично развиваться в московском регионе.
ЕМС позиционирует себя исключительно в премиальном сегменте. При этом, согласно отчету Vademecum «Топ-200 частных многопрофильных клиник России», 60% доходов ЕМС составляют прямые платежи — когда клиенты платят в кассу. Обслуживание по полисам ДМС приносит компании 24% доходов, по ОМС — 16%. Работу по тарифам ОМС в компании считают перспективным и динамично растущим сегментом, однако придерживаются избирательного подхода при рассмотрении участия в программе ОМС. В основном компания развивает сотрудничество с государством по онкологическому направлению.
Надо сказать, без пациентов по ОМС клиника ЕМС вряд ли смогла бы загрузить и окупить имеющиеся у нее очень серьезные мощности по диагностике и лечению онкологических заболеваний: 12 линейных ускорителей, восемь ПЭТ-КТ сканеров, два ОФЭКТ-сканера и шесть МРТ-сканеров, а также собственный циклотрон для производства радиофармпрепаратов. Загрузить такое оборудование с нужной эффективностью за счет частных платежей пациентов в нашей стране невозможно либо стоимость услуг будет космической. Поэтому ЕМС традиционно является крупнейшим исполнителем госзаказа от московского правительства на диагностику и лечение онкологических заболеваний. Тарифы по ОМС на лечение онкологии в столице — самые высокие в стране, и между частным бизнесом сегодня разгорается острая конкуренция за получение бюджетных больных, в чем ЕМС весьма преуспевает. В прошлом году ЕМС возглавил рейтинг отделений лучевой диагностики, составляемый московским региональным отделением Российского общества рентгенологов и радиологов, набрав больше всего баллов при оценке работы подразделения по 50 параметрам.





Рынок поможет
На российском фондовом рынке это уже второй случай выхода частных медицинских компаний на IPO за последние восемь месяцев: в ноябре прошлого года свои акции в свободное обращение выпустила ведущая в области женского и детского здоровья сеть клиник «Мать и дитя». С начала этого года стоимость ее бумаг на бирже выросла на 66%, с 451 до 750 рублей за акцию. В первом квартале этого года выручка сети «Мать и дитя» увеличилась на 40%.
«Мультипликатор EV/EBITDA (соотношение стоимости компании, капитализация плюс долг, к ее прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации, в целом показывает, за сколько лет бизнес компании “отобьет” ее покупку. — “Эксперт”), равный 14, о котором заявил глава EMC Андрей Яновский, вполне реален, поскольку публичные клиники в развивающихся странах на данный момент торгуются с широким разбросом этого показателя (от 12 в развивающихся странах Европы до 35 — в Китае). Более вероятным при этом будет диапазон 13–14, который даст компании предварительную оценку в районе 1,26–1,36 миллиардов евро. При более высокой заявленной оценке компании менеджмент рискует столкнуться с незакрытой подпиской, поскольку отечественный сектор здравоохранения пока не пользуется высоким спросом у инвесторов», — говорит Александр Ковалев, аналитик ФГ «Финам».
Впрочем, ЕМС всячески мотивирует потенциальных инвесторов: только в этом году компания планирует выплатить дивидендов на 114 млн евро и ставит своей целью направлять до ста процентов чистой прибыли на дивиденды. Ну и перспективы у премиального сегмента рынка медицинских услуг очень оптимистичные.
Несмотря на локдаун в прошлом году, частным клиникам во второй половине года удалось нарастить обороты, прежде всего за счет отсроченного притока пациентов после завершения изоляции и развития направления диагностики и лечения ковидных заболеваний. В среднем выручка ведущих компаний увеличилась на 15–20%. Объем рынка частной медицины в прошлом году составил 309 млрд рублей. Ожидается, что к 2025 году он вырастет до 505 млрд рублей, а доля проникновения частной медицины в общем объеме рынка медицинских услуг увеличится с нынешних 8 до 11%.
ЕМС оценивает свою долю в выручке на рынке премиальных медицинских услуг в 15%, емкость всего этого сегмента — в 1,6 млрд евро, а количество людей, которые могут быть пользователями, — примерно в 1,3 млн человек. При этом сегодня ежегодное количество пациентов в клинике, включая ОМС, составляет 105 тыс. человек (84% — пациенты из Москвы и Московской области).
Несмотря на высокий платежеспособный спрос в столичном регионе, ключевым моментом в развитии рынка частной медицины будет желание государства вовлекать частный бизнес в оказание медпомощи по тарифам ОМС. Крупный медицинский бизнес уже давно инвестирует в высокотехнологичные мощности. Если несколько лет назад основные инвестиции направлялись на создание стационаров, развитие хирургии по всем направлениям, то сегодня у всех лидирующих компаний есть большие инвестиционные проекты в области онкологии и ядерной медицины. Окупаемость этих проектов возможна только при наличии достаточного пациентского потока от государства по полисам ОМС. И в этом есть риск для инвестиций, так как государство никаких гарантий бизнесу не дает, особенно в регионах. В этом смысле ЕМС, который не видит для себя перспективы развития в регионах, имея налаженный поток пациентов от московского департамента здравоохранения, рискует меньше, однако даже на московском и подмосковном рынках конкуренция за ОМС-бюджет очень высока. Так, в ближайшее время клиника АО «Медицина», которая тоже давно оказывает услуги по диагностике и лечению онкологических заболеваний, открывает крупнейший центр ядерной медицины в Химках, сеть «Мать и дитя» в сентябре открыла многопрофильный онкологический центр полного цикла в Лапине и планирует и дальше развивать онкологические мощности, «Мединвестгрупп» планирует создание крупнейшего многопрофильного онкологического центра в Сколкове.
В пользу ЕМС играет тот факт, что в предыдущие годы компания вложилась в направления, которые сейчас стали очень востребованы на рынке, оставаясь при этом дефицитными. Как было сказано выше, ЕМС была одной из первых частных компаний, открывших онкологическую клинику (в 2010 году), и дальше только наращивала мощности. В прошлом году онкология заняла самую значимую долю в выручке ЕМС — 18% (женское здоровье и терапия — по 10%, травматология и ортопедия — 9%; см. график). Помимо этого в обойме сети появился реабилитационный центр и гериатрическая помощь. Еще в 2013 году ЕМС купил контрольный пакет акций компании — оператора домов престарелых Senior Group, ведущего оператора качественных услуг на этом рынке. В 2017 году Senior Group открыла дом престарелых в Малаховке — уникальный по набору и качеству услуг проект для российского рынка. А в 2018 году ЕМС открыл реабилитационный и гериатрический центр в Жуковке.
В ЕМС также рассчитывают на то, что в условиях закрытых границ и девальвации рубля платежеспособные россияне перестанут ездить лечиться за рубеж, что уже начало происходить. ЕМС считает своими главными конкурентами не российские клиники, а клиники в Израиле, Германии, Южной Корее и других странах. Свое преимущество на их фоне компания видит в более низком уровне цен при схожем уровне качества медицинской помощи. Например, по данным компании, средняя стоимость лучевой терапии в Израиле и Германии в 2,2 и 3,5 раза соответственно выше, чем в ЕМС. Для усиления конкурентоспособности на международном рынке компания активно привлекает на работу иностранных специалистов, а также российских врачей с международным опытом. Впрочем, так поступают все клиники, работающие в премиальном сегменте. Квалифицированные кадры — самая большая проблема рынка медицинских услуг: врачей, работающих на принципах доказательной медицины, отслеживающих научные медицинские публикации на иностранных языках, внедряющих современные практики и методы лечения на качественном уровне, очень мало, и за этих специалистов идет острая борьба. Качественные врачебные услуги становятся сегодня все более персонифицированными, поэтому создать и удержать разумный баланс между активной коммерческой деятельностью в целях повышения EBITDA и развитием глубоких медицинских компетенций — очень непростая задача для медицинских компаний.
В подготовке материала принимал участие Константин Пахунов
Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl