Рынок экспресс-доставки стал одним из триумфаторов 2020 года

ForbesБизнес

Доставка без риска: как IT-решения снизили воровство курьеров и помогли заняться развитием бизнеса

Рынок экспресс-доставки стал одним из триумфаторов прошлого года. По оценкам исследовательской компании NPD Group, количество заказов выросло на 90%. Резкий взлет заставил игроков бороться не только с болезнями роста, но и с воровством сотрудников, воспользовавшихся несовершенством бизнес-процессов при бурном росте. Выходом стали необычные банковские продукты. Разбираемся с «Тинькофф Бизнес».

Компания «АйСиЭл» занимается экспресс-доставкой небольших заказов из ресторанов, интернет-магазинов и аптек по всей России. Большинство партнеров — федеральные ресторанные сети, работающие строго по предоплате: чтобы забрать заказ, курьеры должны полностью его оплатить. Поэтому для них выпускают бизнес-карты, привязанные к расчетному счету компании. Существенным недостатком была невозможность ограничить ежедневные траты и запретить расплачиваться картой в точках, с которыми сервис не работает. Некоторые курьеры быстро поняли: оперативно проверить, на что расходуются деньги, не получится. По оценкам компании, ежемесячные потери составляли около 1 млн рублей.

«Когда я услышал от курьера, потратившего деньги с бизнес-карты на одежду для себя, ответ «как воровали, так и будем», это стало последней каплей, — вспоминает Сергей Новоселов, генеральный директор компании «АйСиЭл». — Я понял, что нужно укреплять собственную службу безопасности и искать банковские решения, которые позволят контролировать расходы курьеров».

В компании стали тщательнее отбирать кандидатов, доносить до всех информацию о судебных исках против нарушителей. Параллельно изучали предложения нескольких крупных российских банков, выходящих за рамки классического обслуживания. В итоге предпочтение отдали «Тинькофф Бизнесу». «Изучив проблему, его эксперты сказали, что смогут адаптировать к нашей специфике типовое решение», — поясняет Сергей Новоселов.

Жесткие рамки

С сервисом сотрудничают почти 10 000 курьеров. В каждом конкретном городе их работу координирует отдельная команда. Контроль осуществлялся выборочно и в ручном режиме: например, когда возникали подозрения в воровстве или фиксировались слишком большие ежедневные расходы, бухгалтерия делала сверку. Если запланированные и фактические траты расходились, информация передавалась в службу безопасности. Пойманных на воровстве вызывали на беседу, предупреждали о последствиях и просили компенсировать потери. Если курьер попадался вновь, «АйСиЭл» обращалась в суд.

Юристы подали более сотни исков. Число краж снизилось, но искоренить проблему не удалось. С компенсацией тоже возникли сложности. В нескольких случаях курьеров обязали сразу погасить всю задолженность перед компанией. Но чаще всего суды разрешают перечислять небольшие суммы каждый месяц. Это означало, что полностью возместить потери удастся через несколько лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении