Чулпан Хаматова исполнила главную роль в сериале «Зулейха открывает глаза»

Домашний ОчагЗнаменитости

В мире Чулпан

На канале «Россия-1» выходит сериал по бестселлеру Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» – о женщине из татарской деревни, переживающей все испытания, которые выпали на долю раскулаченных крестьян, – ссылку, голод, презрение государства. Главную роль исполнила Чулпан Хаматова

Текст: Наталья Родикова. Фото: Ольга Павлова

Жакет и топ, Laurel; юбка, Marc Cain; колье, Swarovski

Наталья Родикова: Чулпан, как проходили съемки? Получили вы от этой истории чего хотели, ждали?

Чулпан Хаматова: Мне понравились съемки, понравилось работать с режиссером Егором Анашкиным. Хотя, честно говоря, мне немного не хватило серьезности разговора. Я понимаю, что зрители – это люди, которые пришли домой с работы, сели смотреть телевизор, чтобы отдохнуть, и на это надо делать скидку. Но, на мой взгляд, в этом желании поберечь зрителя немножко была упущена эта острая, лично для меня, очень царапающая, очень болезненная тема – раскулачивание. Но недавно я встретила автора книги, Гузель Яхину, она уже посмотрела первые 42 минуты фильма и сказала, что ей понравилось. Для меня мнение Гузель, конечно, важно.

Я знаю, что эта тема вам по ряду причин близка.

Мне вообще интересно исследовать, через что проходила моя родина, через какие трагические этапы, особенно при Сталине, и как это отражается на нас сегодняшних. Я подключилась к истории, которая описана в книге, просто молниеносно: мне было страшно вместе с героями, мне было больно вместе с ними, я не хочу, чтобы это повторилось никогда в жизни. И я в ужасе от того, что Сталину сейчас ставят памятники, что вообще как-то это имя опять вызывает сомнения – как к нему относиться. У меня не вызывает никаких сомнений, это убийца, преступник, человек, который заморозил мою страну на много-много лет.

Ваша личная семейная история похожа на то, что происходит в «Зулейхе»?

Очень похожа. История моей семьи очень помогла, потому что сохранились даже фотографии этой женщины – Зулейхи, которую, как и героиню книги, раскулачили в татарской деревне и выслали в Сибирь.

У вас в роду тоже была Зулейха? Кем она вам приходилась?

Да, была женщина с таким же именем. Это сестра отца моего дяди, которого зовут, как и меня, Чулпан. Папа у Чулпан был сослан и расстрелян, а его двоюродная или троюродная сестра – не помню уже, – она была раскулачена. И у меня есть ее фотографии, которые очень мне помогали в тот момент, когда всякие люди от исторических союзов пытались мне доказать, что без платка татарские девушки не ходили, что русских они не могли любить и так далее. Я показывала им фотографии этой татарской семьи, у меня были вещественные доказательства, что в 30-е годы, когда большевики были уже тринадцать лет как у власти, говорить о том, что татарские традиции, мусульманские традиции сохранялись такими, какими они были до революции, нельзя. Это было уже, в общем, неактуально. Но те, кто радеет за татарскую культуру и традиционный уклад жизни, сразу были против книги, а потом и во время съемок была от них критика… Честно говоря, я не умею вообще оглядываться на чужое мнение. Лично меня эта книга пронзила.

Такой тяжелый сюжет: лес, мороз, вода… Холодно было на съемках?

Знаете, я из такой актерской породы: когда тебе интересно – ты готов на все. И мороз, и плавать в холодной воде, сниматься по 16–18 часов в сутки, спать по 4–5 часов. Когда творчество начинает диктовать свои правила и ты в это погружаешься, меня уже эти бытовые штуки совершенно не волнуют. При этом экран может и не передавать того, что ты физически ощущаешь в кадре. Может быть мороз –40º, ты стоишь, не чувствуешь пальцев на ногах, а при этом в картинке сверкающий снег, солнце и абсолютная благодать.

Как вы с книгой встретились? Вам кто-то посоветовал?

Ну, во-первых, бурлила вся Москва, о книге говорили все. И еще, помню, мы стояли в очереди к Соловецкому камню (Чулпан говорит о «Возвращении имен» – акции в память о жертвах политических репрессий, которая проходит у мемориала Соловецкий камень. – Прим. Ред.) 3–4 года назад, стояли, мерзли, все обсуждали эту книгу и не могли понять, как ставить ударение – ЗулейхА или ЗулЕйха. В итоге я позвонила в Казань, спросила, потому что сама не знала, как правильно. Мне сказали, что ЗулейхА. Но книгу я очень долгое время не читала, потому что у меня есть такая идиотская особенность – мне хочется, чтобы это была книжка только моя. Все ждала, когда схлынет волна, когда она перестанет быть как экран телевизора, который смотрят все, и тогда я смогу ее присвоить. И когда через какое-то время книга попала мне в руки, я не могла оторваться – тоже идиотская особенность: если мне книжка нравится, я не могу сделать паузу, буду читать до конца, всю ночь, а утром ничего не буду соображать. С «Зулейхой» было именно так. Я дочитала, поразилась, кто этот автор, кто эта девочка, которая смогла всё так фантастически сконструировать, все эти легенды, сказки, суеверия в первой части, так долго и подробно. И потом это всё мгновенно исчезает с начинающихся изменений в жизни Зулейхи.

Я долго думала, анализировала, и мне в голову ни разу не приходило, что я могла бы сыграть эту героиню. То есть, конечно же, я сразу увидела, что это очень кинематографичная фактура и что это должен быть сериал, потому что в кино это все не вложить. Потом в какомто интервью я увидела у Гузель, что да, она писала это как сериал. А потом мне позвонил Вениамин Смехов: «Я тебе сейчас дам трубку, ты, наверное, ее знаешь, это Гузель Яхина, вы должны познакомиться». Я перестала дышать. А когда Гузель взяла трубку, я просто сказала ей спасибо за такую литературу, спасибо за талант, за внимание к этой теме, за то, что ей удалось меня и тысячу других людей втянуть туда, в ту историю нашей страны. И в процессе разговора она так в проброс сказала: «Ну, и конечно, я бы мечтала, чтобы вы ее сыграли, до свидания». И все это повисло в воздухе. Я даже не стала вслушиваться в эти слова, потому что это было чтото из области совершенно невероятного.

Водолазка и шляпа, Tom Tailor Denim; кольцо, Swarovski; часы, «НИКА»

Потом прошло еще какое-то время, я встречаюсь с мэром города Казани, с Ильсуром Метшиным, мы разговариваем про эту книжку, и он говорит: «А вообще вы обе из Казани – ты, Гузель, и если бы съемки проходили здесь и ты бы сыграла главную роль, то город бы сделал все возможное и невозможное, чтобы эти съемки состоялись. Мы бы помогли и финансово, и с локациями, и с жильем». К этому моменту я уже знала, что «Россия-1» купила права на книгу, и позвонила им робко: мол, не могу вам не передать, есть такое предложение, вы совершенно свободны в выборе главной героини, это должно быть художественное решение, решение режиссера, кого он видит в этой роли, поэтому я просто вам говорю, что есть такое предложение… И дальше слышу в ответ: «Да, мы знаем, что вы будете играть Зулейху». Я говорю: «Нет-нет, вы меня сейчас неправильно поняли, это я вам сказала не для того, чтобы вы мне так ответили». – «Все так и есть, вы должны играть». Но я опять сделала вид, что не слышала этой счастливой информации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Совсем другая Совсем другая

В сериале Мария Куликова играет строгого хирурга, но в жизни она совсем другая

Домашний Очаг
База сданных База сданных

Как устроена нелегальная торговля персональными данными

Огонёк
Самооценка: родом из детства Самооценка: родом из детства

Как формируется самооценка, и что помогает ей быть «здоровой»?

Домашний Очаг
Tanya Tanya

В черном платье Тани Котеговой чувствуешь себя защищенно и тепло, как в коконе

Seasons of life
«Шапочная война» и другие способы испытать родительские границы «Шапочная война» и другие способы испытать родительские границы

Как лучше понимать наших детей и бережнее их воспитывать?

Домашний Очаг
«Я в порядке!» Почему мы скрываем боль «Я в порядке!» Почему мы скрываем боль

Маска благополучия может защитить или навредить - зависит от того как ее носить

Psychologies
Бои по правилам Бои по правилам

Как выяснять отношения и стоит ли вообще это делать

Cosmopolitan
$19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне $19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне

Кениец Элиуд Кипчоге — первый человек, пробежавший марафон быстрее двух часов

Forbes
Оба снизу Оба снизу

Как использовать свою лень во благо

Домашний Очаг
Недобрые сказки на ночь: 10 мифов о половых инфекциях Недобрые сказки на ночь: 10 мифов о половых инфекциях

Давай разбираться вместе, где можно подхватить половые инфекции

Cosmopolitan
Как Татьяна Кальдерон собирается стать первой за 43 года женщиной-пилотом «Формулы-1» Как Татьяна Кальдерон собирается стать первой за 43 года женщиной-пилотом «Формулы-1»

Колумбийка Татьяна Кальдерон с девяти лет хотела стать профессиональной гонщицей

Forbes
Василий Штабницкий: Самое время пересмотреть лечение пациентов с «легкой» астмой Василий Штабницкий: Самое время пересмотреть лечение пациентов с «легкой» астмой

Василий Штабницкий прокомментировал новые стандарты лечения астмы

СНОБ
7 диагнозов, в которых чаще всего ошибается доктор 7 диагнозов, в которых чаще всего ошибается доктор

Даже самый квалифицированный доктор может ошибиться в диагнозе

Популярная механика
Как сделать мозг еще умнее? Как сделать мозг еще умнее?

Возможно, вы удивитесь, но активизировать работу мозга можно в любом возрасте

Домашний Очаг
Что на самом деле означают кошмарные сны и как от них избавиться Что на самом деле означают кошмарные сны и как от них избавиться

Некоторые ученые считают, что ночные кошмары передают нам определенные послания

Psychologies
Роботы и люди: как изменится трудовой график в ближайшем будущем Роботы и люди: как изменится трудовой график в ближайшем будущем

Как может измениться рабочий график в ближайшем будущем

Популярная механика
Раздули меха Раздули меха

Модные бренды один за другим отказываются от натурального меха

Vogue
Дебютантки 2019 Дебютантки 2019

Тринадцать будущих героинь «Татлера»

Tatler
Как носить кожаные вещи в жизни: 10 удачных и неудачных звездных примеров Как носить кожаные вещи в жизни: 10 удачных и неудачных звездных примеров

Тренд на кожаные вещи в самом разгаре

Cosmopolitan
Как создать загрузочную флешку с windows 7: простое руководство Как создать загрузочную флешку с windows 7: простое руководство

Мы расскажем, как сделать загрузочную установочную флешку с Windows 7

CHIP
Электрическая мини печь для дома: рейтинг лучших моделей 2019-2020 Электрическая мини печь для дома: рейтинг лучших моделей 2019-2020

Небольшая мини печь - хорошая замена большой газовой духовке на компактной кухне

CHIP
Физики смогли экспериментально воссоздать среду образования первых звезд Физики смогли экспериментально воссоздать среду образования первых звезд

Новый масштабный эксперимент ученых

Популярная механика
«Стоял пять часов». Водители жалуются на долгое ожидание ГИБДД «Стоял пять часов». Водители жалуются на долгое ожидание ГИБДД

Водители чаще жалуются на многочасовые ожидания ГИБДД для оформления аварий

РБК
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Самой желанной целью прогресса всегда была и остается вечная жизнь

GQ
Правда ли «деревенские» продукты отвечают принципам ЗОЖ: 5 нюансов Правда ли «деревенские» продукты отвечают принципам ЗОЖ: 5 нюансов

Выбирая «фермерские» продукты, надо быть внимательным и иметь в виду следующее

Playboy
Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем

Кто же написал картину: алгоритм ИИ или арт-группа Obvious

РБК
Со всеми утекающими Со всеми утекающими

Западная Европа вытягивает из Восточной социальное спокойствие

Огонёк
Что есть перед фитнесом? Что есть перед фитнесом?

Этим вопросом мы часто задаёмся, планируя тренировку

Худеем правильно
Свободная касса Свободная касса

Шопинг никогда не будет прежним

GQ
Пока земля еще вертится Пока земля еще вертится

О волнительных переживаниях

Cosmopolitan
Открыть в приложении