«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот упрёк учеников?

Домашний ОчагОбщество

Учиться или играть? И то, и другое

«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот, часто справедливый, упрёк учеников? Отвечает Илья Заславский, учитель истории и обществознания, эксперт по геймификации в образовании.

Игровая природа

Учение – дело серьезное, игра – шуточное. Такое разделение долгое время существовало в умах родителей и учителей. В педагогической практике игра существовала, но как отдельный вид деятельности – дидактическая игра, на ней не строился весь учебный процесс. И воспринималось она так: мы сейчас поразвлекаемся – и пойдем заниматься делом. Никто и никогда не рассматривал учебный процесс в целом как игровой. Но в последнее время всё больше становится понятно, что именно игра является лучшей аналогией того, что происходит в школе. Игра имеет мало общего с реальной жизнью – но и школа тоже. Школьное пространство – это пространство, созданное специально, искусственно, с определенными целями. То, что происходит с детьми в школе, не произойдет с ними больше нигде и никогда – они не будут находиться в коллективе, подобранном по году рождения, носить форму и решать одно за другим математические уравнения. И в целом все участники учебного процесса связаны рамками игровых условностей. Педагог тоже действует по правилам. Начинает и заканчивает вести урок по звонку, вызывает учеников к доске, ставит им оценки. Специфическое пространство, специфические игровые роли, правила, цель, риск, выигрыш – такие признаки игры выделял доктор педагогических наук Сталь Анатольевича Шмаков, который посвятил всю свою жизнь изучению игры как культурного феномена и ее использованию в образовательном процессе. Всё это мы без труда находим в самом обыкновенном школьном уроке.

Но почему тогда «Морской бой» захватывает, а игра в школу – нет? Потому что школьная игра сделана «так себе», сейчас она не очень интересная. Но превратить ее в увлекательное действие – в силах учителя.

Интересная игра в школу

Воплощать игровой подход не так сложно, как может показаться. У каждого из нас есть игровой опыт. Достаточно обратиться к нему. Если вы хоть раз в жизни играли в прятки, вы знаете, что такое игровой процесс и по каким лекалам должно происходить любое игровое взаимодействие.

Давайте вспомним, как часто строится урок в классе. Учитель говорит: «Дети, открываем учебник, и Коля читает первый параграф вслух». Коля читает. «Отлично, теперь Вася читает второй параграф вслух». Вася читает. «Очень хорошо! Теперь переписываем третий параграф в тетрадь». Дальше самостоятельная работа, домашняя работа, и все разошлись. А теперь давайте подумаем, почему это не увлекает? Представьте себе, что вы играете в прятки и ведущий, который должен всех искать, приходит и говорит: «Костя, ты прячешься за тем деревом, Маша, ты прячешься вот за этим камнем, Петя – в сарае. Я считаю до 10 и потом пойду вас всех искать». Это же абсурд, в такие «прятки» никто не будет играть. Что поменялось в любимой игре? Почему она перестала быть увлекательной? Потому что из участников – субъектов игрового процесса – дети превратились в объекты – в игрушки. Учитель – это ведущий, который должен воспринимать учеников как других участников игры – если не как равноправных, то хотя бы наделенных определенными правами в ее рамках. То есть не указывать, как действовать, а давать возможность самостоятельно принимать решение, иметь свое мнение. Кроме того, из игры ушел элемент случайности, риска (найдут – не найдут) – один из неотъемлемых признаков любой игры. Добавив примитивный ход, например, считалочку, можно уже исправить положение. Научиться расставаться с частью своей безграничной власти, делиться с детьми долей контроля над уроком – вот основная и самая сложная задача учителя-геймификатора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нам нужна школа, где нет места буллингу Нам нужна школа, где нет места буллингу

Травля – одна из самых серьезных проблем в школе

Домашний Очаг
Железная дорога оказалась похожа на фононный кристалл Железная дорога оказалась похожа на фононный кристалл

Инженеры придумали, как уменьшить шум от поездов

N+1
Сдать ЕГЭ или найти свой путь – как выбрать? Сдать ЕГЭ или найти свой путь – как выбрать?

Какой должна быть школа, чтобы помочь ребенку найти свой путь?

Домашний Очаг
8 лучших ролей Моники Белуччи 8 лучших ролей Моники Белуччи

Мы решили вспомнить лучшие роли Моники Белуччи

Maxim
Каждый ребенок может стать автором своей жизни Каждый ребенок может стать автором своей жизни

Учителям зачастую не хватает веры в детей и в то, что они способны на большее

Домашний Очаг
Флюороз: инструкция по спасению «пятнистых» зубов Флюороз: инструкция по спасению «пятнистых» зубов

Что собой представляет флюороз и как предупредить это некрасивое заболевание?

Cosmopolitan
Опытным путем Опытным путем

Что из западного опыта в образовании мы могли бы использовать в России

Домашний Очаг
Первым делом — экология. Как живые существа помогают архитекторам очищать воду Первым делом — экология. Как живые существа помогают архитекторам очищать воду

Что такое биологические методы очистки воды и как они работают?

Популярная механика
Анастасия Аристова: Музей открыт. Влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес Анастасия Аристова: Музей открыт. Влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес

Как белоруска оказалась в Ростове, где начала восстанавливать старые дома

Домашний Очаг
«Я не хочу, чтобы родители принимали участие в жизни моего сына» «Я не хочу, чтобы родители принимали участие в жизни моего сына»

Почему порой нахождение внука рядом бабушкой и дедушкой нежелательно

Psychologies
«Я учусь ходить заново» «Я учусь ходить заново»

Никита Непряхин перенес тяжелую операцию и пересмотрел свои правила, цели, мечты

Psychologies
«Денег — залейся, а людей нет»: Алексей Герман-младший о будущем кино и цензуре «Денег — залейся, а людей нет»: Алексей Герман-младший о будущем кино и цензуре

Алексей Герман-младший — где искать деньги на независимое кино

Forbes
Гормон-шило Гормон-шило

Новые открытия о нашем главном гормоне – тестостероне

Maxim
8 проверенных учеными поводов есть тыкву чаще 8 проверенных учеными поводов есть тыкву чаще

Рассказываем о полезных свойствах тыквы и помогаем разобраться в ее видах

РБК
Жизнь в лабиринте: почему в России все еще ждут новых романов Пелевина Жизнь в лабиринте: почему в России все еще ждут новых романов Пелевина

Виктор Пелевин может сыграть роль пророка, но чаще работает психотерапевтом

Forbes
Что блокирует нашу сексуальную энергию и как ее освободить Что блокирует нашу сексуальную энергию и как ее освободить

Может ли сексуальная энергия просто исчезнуть?

Psychologies
Перуанская орхидея инков Перуанская орхидея инков

Перуанская орхидея инков, в сущности, никакая не «инков»

Weekend
Сцены из супружеской жизни Сцены из супружеской жизни

Как быть, если ребенок присутствует при ссоре?

Лиза
Детские теории. Как флуоресценция животных обнаружила неспособность ученых выдвигать здравые гипотезы Детские теории. Как флуоресценция животных обнаружила неспособность ученых выдвигать здравые гипотезы

Способность к флуоресценции обнаружена у очередного вида животных — ос-полист

СНОБ
Райские кущи Райские кущи

Дизайнеры оформили клубный дом гольф-клуба “Раево” в традициях старой Америки

AD
Невечный покой Невечный покой

Истории людей, переживших клиническую смерть

Psychologies
Два эффективных упражнения для формирования овала лица Два эффективных упражнения для формирования овала лица

Подтянутый овал лица делает нас визуально моложе

Psychologies
Авангард с огоньком Авангард с огоньком

Игорь Гулин об успешной попытке по-новому осветить раннесоветскую культуру

Weekend
«Обмануть крупнейший инвестбанк — это слишком»: компания Ozy дурит инвесторов, прикрываясь дружбой с YouTube и Amazon «Обмануть крупнейший инвестбанк — это слишком»: компания Ozy дурит инвесторов, прикрываясь дружбой с YouTube и Amazon

Как Ozy обманула Goldman Sachs, но продолжила привлекать инвесторов

VC.RU
Три шага, которые помогают Илону Маску мотивировать команды на достижение невозможного Три шага, которые помогают Илону Маску мотивировать команды на достижение невозможного

Как Илон Маск убеждает своих сотрудников, что нет ничего невозможного

Inc.
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Перевал: научный взгляд на загадку гибели группы Дятлова Перевал: научный взгляд на загадку гибели группы Дятлова

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Перл Соломоновна: как жена Молотова подарила женщинам СССР духи и пудру Перл Соломоновна: как жена Молотова подарила женщинам СССР духи и пудру

Неванильная жизнь женщины, благодаря которой появился аромат «Красная Москва»

Cosmopolitan
Три дня Бородина Три дня Бородина

История Бородинской битвы

Вокруг света
Кадры решают Кадры решают

Кинообразы, изменившие мужской стиль

Men’s Health
Открыть в приложении