Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok
У хорошей домохозяйки идеальная прическа, сверкающий чистотой дом и всегда отличное настроение; каждое утро она собирает детей в школу, а мужа на работу, а вечером накрывает вкусный ужин. Разбираемся, как этот образ воплощался на экране, почему не выдержал проверку временем и как смог вернуться
Счастливые
Антрополог Кристин Годси в книге «Почему у женщин при социализме секс лучше» отмечает: в XX веке в капиталистических странах женщины оказались фактически заперты в роли хранительницы очага. Одной из причин стал гендерный дисбаланс из-за Второй мировой войны. Пока мужчины находились на фронте, более 6 млн американок пришлось осваивать новые для себя профессии. После войны, когда мужчины вернулись на свои рабочие места, многим женщинам пришлось забыть о карьере и посвятить себя домашнему хозяйству, материнству и поддержке мужей. Тем более, что в 1950-е во многих странах Запада начался бэби-бум — ярче всего он проявился в США, но затронул также Европу и другие части света.
Большую роль в популяризации образа домохозяйки сыграли и новые медиа. В США 1950-е стали «Золотым веком телевидения»: если в начале десятилетия только у 9% семей были телевизоры, то к концу — уже у 85,9%. В списке самых популярных телешоу 1950-х сайта IMDb.com приключения детективов, ковбоев и супергероев соседствуют с семейными шоу вроде «Новобрачные» или «Отец знает лучше».
Образцом для подражания стала семья из популярного ситкома «Предоставьте это Биверу» (1957–1963). Пока мужчина — Вард Бивер — пропадает дни напролет на работе и принимает важные решения, его жена Джун готовит ланч-боксы для детей, хлопочет по дому, и, по законам жанра, всегда выглядит ухоженной и веселой. Впрочем, неравное положение домохозяек тоже подсвечивалось в популярных сериалах тех лет, например, в культовом американском ситкоме «Я люблю Люси» (1951). Его сюжет строится вокруг эксцентричной домохозяйки Люси Рикардо (Люсиль Болл), которая грезит о карьере в шоу-бизнесе, но каждый раз уступает мужу в славе и признании. И пусть эта история не была образцом феминистского сопротивления, в сериале проблемы гендерного неравенства все же обсуждались.
В перерывах между телешоу на экранах крутились рекламные ролики, героини которых призывали мужей покупать новомодные пылесосы, кухонные комбайны и другие чудеса техники, чтобы женам было проще соответствовать патриархальным идеалам. Романтическая комедия «Доведенный до ручки» (1963) как раз иллюстрирует то, как образ пригородной жены перекликался с образом хорошеньких моделей из телевизора, которые рекламировали различные потребительские товары. В основе сюжета лежит история домохозяйки Беверли Бойер, которая неожиданно для себя подписывает рекламный контракт с брендом мыла и вскоре становится телезвездой. Муж не может принять успех Беверли — он заставляет ее бросить головокружительную карьеру ради семьи.
Несчастные
«За 15 минут до прихода [мужа] немного отдохни, чтобы быть свежей. Встречай его с нежной улыбкой и радуйся, что он пришел домой. Разговаривай нежным, спокойным голосом» — советовала книга «Как стать хорошей женой» 1954 года. «Хорошая жена должна быть дружелюбной. Хорошая жена не должна жаловаться. Муж, дом и дети — первостепенные интересы хорошей жены» — писали на страницах журнала Good Housekeeping в 1956-м. Неудивительно, что домохозяйки, которым со всех сторон внушали покорность, страдали от психологических расстройств — от неврозов до депрессии. Историк Элинор Клегхорн в книге «Нездоровые женщины» описывает женщин, чье психическое здоровье рушилось под грузом домашнего хозяйства. «Компании, торгующие мепробаматом, умело патологизировали парадокс послевоенной женственности. У образованных домохозяек было гораздо больше доходов, жизненных возможностей и «средств экономии труда», чем у их матерей. Но при этом они оказались перегруженными, уставшими и страдающими функциональными расстройствами <...> Новый культурный стереотип тревожной нездоровой домохозяйки стимулировал производство бензодиазепинов, таких как «Валиум», «Либриум» и «Серакс», появившихся в Великобритании и США в начале 1960-х годов», — пишет она.